Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Монополия и конкуренция.
1.1.Классификация рынков по степени монополизированности
1.2.Условия возникновения монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования.
Глава 2. Антимонопольное законодательство зарубежных стран
2.1. Антимонопольное законодательство в США
2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы.
2.3. Формы и методы государственного регулирования
монопольной деятельности.
Глава 3. Проблемы демонополизации экономики России.
3.1. Создание конкурентной среды производителей
3.2. Антимонопольное законодательство в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.11 Кб (Скачать файл)

  

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
   Функционирование экономической системы, динамика ее основных характеристик, возможности, а также ограничения экономического роста определяются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны (региона), что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста. Вместе с тем он может нести в себе тенденцию к торможению в развитии малого и среднего бизнеса, организации крупного бизнеса могут блокировать институциональные изменения, лоббировать свои интересы. Именно государство должно выступить той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования крупного бизнеса, а с другой стороны, направляет их развитие в русло формирования конкурентных преимуществ страны (региона), их сохранение и реализацию. Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы.

   Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.

   Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Особенно наглядно проявляется роль государства в так называемые переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля. Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

   Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

  Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

   Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

   Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме возможно сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

   Можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.

 

 

Список  использованной литературы:

 

1. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2010. – 560с.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е издание/ Под ред. М.А. Сажиной, Г.Г. Чибрикова : Норма, 2009.- 672с.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – м.: КноРус, 1999.- 544с.

4. Макроэкономика: Учебник/ Под ред. Л.С. Тарасевича. – СПб.: изд-во ГУЭФ, 1997. – 719с.

5. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 640с.

6. Экономика: Учебник/ Под ред. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М,2000. – 270с.

7. Рывкина Р.В., Социальные последствия экономических реформ // Социологический журнал, 1995. №3.

8. Косалс Л., Рывкина Р., Социология перехода к рынку. Москва, Издательство УРС, 2004.

9. Протас В.Ф., Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. – Москва, ЮНИТИ, 1997.

10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. Учебник для вузов. – Москва, Издательство НОРМА, 2001.

11. А.С. Булатов, Экономика: Учебник. Москва, Издательство БЕК, 1997.

12. А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой, Экономическая теория: Учебник для вузов/ - Москва, Финстатинформ, 1997.

13. Валовой Д.В., Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – Москва, Политиздат, 1991.

14. Программа углубления экономических реформ в России. – Москва, Республика, 1992.

15. Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат

16. Стигну Д., Экономика государственного сектора, Москва, 1997.

оссии. – Москва, 2004.

17. Шаванс Б., Экономические реформы в Восточной Европе – Москва, 1994.

18. Джозеф Стиглиц, Критика российских реформ // www.russiannet.ru/finance.html

19. Джозеф Канн, Почему западные миллиарды не привели к оздоровлению российской экономики// The New York Times // www.hi-edu.ru, 2000 №5.

20. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой._ 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.


Информация о работе Антимонопольная политика