Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Монополия и конкуренция.
1.1.Классификация рынков по степени монополизированности
1.2.Условия возникновения монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования.
Глава 2. Антимонопольное законодательство зарубежных стран
2.1. Антимонопольное законодательство в США
2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы.
2.3. Формы и методы государственного регулирования
монопольной деятельности.
Глава 3. Проблемы демонополизации экономики России.
3.1. Создание конкурентной среды производителей
3.2. Антимонопольное законодательство в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.11 Кб (Скачать файл)

   В  1982 году министерство юстиции  приняло новые правила, регулирующие  слияние и поглощение фирм, значительно  смягченные по сравнению с  руководством 1968 года. В соответствии  с ним вертикальные и конгломентарные  слияния попадают под сферу  деятельности антитрестовского  регулирования только в том  случае, если они практически  выводятся из сферы регулирования  вообще.

   В  1983 году был принят Закон о  производительности труда и нововведениях.  Основное содержание закона сводится  к тому, что компетентные государственные  органы должны, применяя нормы антитрестовского законодательства, исходить из сопоставления потенциального ущерба, наносимого конкуренции в соответствующей отрасли промышленности совместными научно-исследовательскими проектами заинтересованных фирм с пользой, которая может быть получена от новых передовых технологий

   Современное  антитрестовское законодательство  в США имеет ряд особенностей. Главная особенность состоит  в том, что оно направлено  на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Под олигополией понимается такая организация отрасли, при которой ограниченное число крупных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они либо способны осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. К настоящему времени в результате долговременной концентрации производства и капитала олигополия сложилась в преобладающем большинстве отраслей капиталистической экономики.

   Вне  сферы антимонопольного законодательства  остаются лишь 3 группы отраслей: Во- первых, отрасли, где не сложилась олигополия, т.е. существует большое число относительно мелких производителей. Во- вторых, отрасли, которые связаны с так называемой монополией, т.е. требуют для своего функционирования единой организационно- правовой системы. И в- третьих, некоммерческие виды деятельности (благотворительные, общественные организации и прочее).

   Что  касается второй особенности,  то в современный период антитрестовское  законодательство в значительной  степени основывается принципах,  в соответствии с которыми  и сама компания, и ее деятельность, которую с чисто популистских  позиций можно трактовать как  монополистическую, оценивается прежде всего с точки зрения воздействия на эффективность экономики.

   Третья  особенность антитрестовского законодательства  – это существование 2-ух путей  его реализации – судебно-  законодательного и административного.  Законодательное регулирование  возложено на Министерство юстиции  и суды; оно предусматривает судебное  преследование и наказание за  нарушение антитрестовского закона, причем истцом и ответчиком  может быть любое физическое  или юридическое лицо – отдельный  гражданин, частная компания или  государственная организация. К  административным средствам регулирования  можно отнести многочисленные  инструкции и руководства, выпускаемые  ФТК в дополнение к антитрестовским законам. Административные расследования нарушений антитрестовского законодательства, проводимые ФТК, ведут не к наказанию, а лишь к отмене неправильных решений компаний.

   Антитрестовское  законодательство в США не  включает в себя требований которые детально регулируют данную сферу экономики, а состоит из нескольких положений, целью которых является поддержание конкуренции. Данные положения не ликвидируют тресты как таковые, но ограничивают ущемление партнеров и потребителей вызываемое их деятельностью. В США монопольное регулирование осуществляется по двум направлениям в инфраструктурных областях – это прямое регулирование тарифов, цен и т.д. в других секторах оно дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, воздействовать на рост корпораций и т.д. Антитрестовское законодательство выступает как механизм защиты свободного предпринимательства и фактически ограничивает деятельность корпораций. В силу ряда специфических характеристик, которые свойственны для отечественной экономики применение в России основных положений антитрестовского законодательства США, становится реальным лишь в некоторых направлениях, в частности в области регулирования естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Антимонопольное законодательство  в странах Европы.

   Европейская  модель законодательства направлена  на борьбу со злоупотреблениями  монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы.

   Наиболее  сложна ситуация с государственным  контролем за монополистической  деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного  законодательства Великобритании  привело к созданию двух систем  контроля над монополиями. В  первой из них, основанной на  законах о добросовестной торговле  и о конкуренции, ключевую роль  играют Ведомство по добросовестной  торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли  и промышленности. Вторая система  контроля, предусмотренная законодательством  об ограниченной торговой практике, ключевую роль отводит Суду  по ограниченной практике.

   Ведомство по добросовестной торговли хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограниченной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметь, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер.

   Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия ( или возможности возникновения ) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких- либо их частей или каким-то иным способом.

   Роль  государственного секретаря торговли  и промышленности Великобритании  в деле регламентации монополий  и конкуренции весьма значительна.  Так как заключения в докладах  Комиссии по монополиям носят  рекомендательный характер, то окончательное  решение вопросов по монопольным  ситуациям или антиконкурентной  практике осуществляется государственным  секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь  наделен полномочиями по предоставлению  исключений из действия законодательства  об ограничительной торговой  практике на основании хозяйственной  незначительности соответствующих  картельных договоров.

   В  Германии основным органом, осуществляемым  контроль за действиями предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году.

   К  этому управлению относятся Федеральное  ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики  и высшие органы земель. К ним  примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления  заключений о концентрации предприятий в Германии. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут приводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

   Работу  по антимонопольному регулированию  во Франции возглавляет министр  по делам экономики при содействии  Совета по делам конкуренции. Совет- правительственный орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии. К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции. Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами. Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимися возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур.

  Важной  частью контроля является проверка  экономической концентрации на  рынке. По инициативе министра  экономики советом по вопросам  конкуренции может быть проверена  любая концентрация предприятий  способная нанести вред.

 

2.3 Формы и методы государственного  регулирования монопольной деятельности.

 

   В большинстве развитых стран мира борьбу с проявлениями монополизма на рынке ведет государство. При этом главными задачами антимонопольного регулирования являются ограничение власти фирм-монополистов, диктующих покупателям свои уровни цен, и защита конкуренции от подавления монополистами.

Уже самый  первый антимонопольный закон (закон  Шермана), отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и  ведущие к формированию монополии. Суды США стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% и более продаж определенного  товара. За попытки монополизировать рынок руководителей фирм стали  наказывать лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы — денежными  штрафами, превышающими в 3 раза ущерб, нанесенный покупателям (а иногда применялись  оба вида наказания).

Сегодня подобные законы существуют почти во всех странах мира. При этом наказанию  подлежит не сама монополия как таковая, а стремление к монополизации  рынка, т. е. проведению определенной экономической  политики на основе монопольной власти над рынком. Основаниями для судебного  преследования монополиста обычно являются искусственное завышение  цен и снижение выпуска продукции. Это стандартные ходы любой компании, сумевшей разрушить на рынке своих  товаров механизм совершенной конкуренции.

Во многих странах, в том числе и в  США, закон возлагает ответственность  за монопольное поведение не только на фирмы, Но и персонально на их руководителей. По американским законам  на них могут быть наложены штрафы размером до 10 тыс. долл. При этом каждый день продолжение прежней монопольной практики после решения суда рассматривается, как самостоятельное экономическое преступление и наказывается отдельно.

К числу  других наиболее широко применяемых  методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3) принудительное  разделение крупнейших фирм-монополистов  на несколько более мелких  и независимых друг от друга;

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при котором поглощение и слияние возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовы, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация — продажа  одинаковых товаров в одном и  том же количестве на одном и том  же рынке по разным ценам различным  покупателям.

Одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, также караемый по закону. Выгода демпинга в том, что он позволяет вытеснить с рынка конкурентов и стать монополистом. А уж тогда можно взвинтить цены и с избытком компенсировать потери прибыли от продаж, по демпинговым ценам.

Поэтому антимонопольные органы строго проверяют  фирмы, продающие свои товары значительно  дешевле, чем их конкуренты. Многие страны карают демпинговую практику и иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их национальные рынки.

Конечно, граждан другой страны нельзя посадить в свою тюрьму по обвинению в нарушении  антимонопольного законодательства. Но повысить цену товаров до уровня местных  производителей вполне возможно. Для  этого уличенные в демпинге иностранные  фирмы обязывают уплатить при  ввозе товаров в страну дополнительную плату.

Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: 1) естественные монополии; 2) разрешенные монополии; 3) временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно. Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электро- и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Информация о работе Антимонопольная политика