Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Монополия и конкуренция.
1.1.Классификация рынков по степени монополизированности
1.2.Условия возникновения монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования.
Глава 2. Антимонопольное законодательство зарубежных стран
2.1. Антимонопольное законодательство в США
2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы.
2.3. Формы и методы государственного регулирования
монопольной деятельности.
Глава 3. Проблемы демонополизации экономики России.
3.1. Создание конкурентной среды производителей
3.2. Антимонопольное законодательство в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.11 Кб (Скачать файл)

Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополии же цены изменяются не так часто, а как правило, через большие промежутки времени и значительно. Олигополия часто проводит политику «лидерства в ценах», что подразумевает отказ от открытой ценовой конкуренции, когда входящие в олигополистическую отрасль фирмы, учитывая интересы всех, ориентируются на цены фирмы-лидера.

Основным  моментом становится и наличие барьеров при вхождении в эту отрасль. Прежде всего им является величина фирмы, то есть для проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточно крупной, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения издержек. Для этого требуется большой первоначальный капитал, поэтому эффект масштаба является труднопреодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, в качестве барьеров выступают требования наличия патента, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу.

Существование олигополии обусловлено тенденцией слияния нескольких небольших фирм, выпускающих однородную продукцию, приводящей к уменьшению количества фирм. Но малое количество фирм благоприятствует тайному сговору, имеющему место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого согласия о фиксировании цены, дележе рынка, ограничении конкуренции. Тайное соглашение может быть по своей форме в виде картеля. Препятствиями для такого тайного сговора обычно становятся различия в спросе на товар и в издержках его производства и обращения. Когда издержки и спрос на продукцию различаются, то трудно договориться о цене, поэтому судьба сговора зависит от способности достичь компромисса. Чем больше фирм в отрасли, тем тяжелее им вступить в сговор, поэтому возможность сговора зависит от числа фирм.

Сговору препятствует спад деловой активности, при котором каждая фирма пытается «перетянуть одеяло на себя». Наконец, тайному сговору в большинстве западных стран препятствует антитрестовское законодательство, в соответствии с которым государство осуществляет контроль за деятельностью фирм и в любой момент может разрушить противозаконный союз.

Существуют различные точки зрения на экономическую эффективность олигополии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополии выпускают лучшую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью, представленной множеством мелких конкурирующих фирм. Согласно другой, более традиционной точке зрения, ценообразование и производство в условиях олигополии схожи с аналогичными результатами в условиях чистой монополии.

Рынок монополистической  конкуренции.

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен».

Основным  отличием их выступает степень монополизации.

На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех же потребностей, рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами, продуктами.

В наиболее общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта рычагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами.

На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли, связанные с продажей товара в кредит, упаковкой, льготами постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

Одним из преимуществ дифференцированности продукта является то, что несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на неценовых факторах, давая возможность говорить о большом размахе неценовой конкуренции.

И еще  один штрих, характеризующий монополистическую конкуренцию — легкость вступления в отрасль новых фирм, что практически приводит к невозможности тайного сговора между фирмами.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Условия возникновения монополий

монополия рынок политика

Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях более сильная  фирма покупает более слабую, нежизнеспособную. В других случаях фирмы идут на добровольное слияние. При этом сливаться могут не только фирмы, производящую одну и ту же продукцию, но и фирмы-смежники, то есть связанные между собой одной технологической цепочкой, и даже фирмы, которые не имеют ничего общего ни по ассортименту продукции, ни по технологии ее производства.

Конкурентные  рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. В частности на том рынке, где один - единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены - высоки. Монополисты могут получать высокие прибыли, ограничивая объем продукции и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители, в конечном счете, платят больше, чем должны. Но необходимо отметить, что некоторые монополии практически неизбежны. "Большинство предприятий коммунального обслуживания, таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или могут избрать способ поставки продуктов при своем непосредственном участии".

Другие  монополии могут создаваться искусственным образом путем различных манипуляций фирм. Попытки монополизировать рынок могут выступать в форме установления грабительских цен (по сути демпинговых). Грабительское ценообразование имеет место в тех случаях, когда фирма устанавливает цены настолько низкие, что они имеют смысл только потому, что, по всей вероятности, выталкивает конкурентов с рынка. Мелкие фирмы, имеющие высокие издержки, часто обвиняют своих более крупных конкурентов в использовании грабительского ценообразования.

Проблема  определения границ рынка имеет  важное значение во многих судебных делах, возбуждаемых по факту монополии. В деятельность монополий государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов, стремясь сделать конкуренцию более энергичной. Любого покупателя или продавца, способного оказывать существенное влияние на рыночную цену, характеризуют как обладающего властью над рынком, или монопольной властью. Государственное вмешательство, ограничивающее власть над рынком, может улучшить распределение ресурсов. Например, государство препятствует фирмам, обладающим властью над рынком, устанавливать высокие цены. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения или защиты монопольной власти. Идеальной, с точки зрения экономиста, была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но попытка сделать все рынки совершенно конкурентными - нереалистична. Существующие антитрестовские законы готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Необходимость антимонопольного  регулирования.

 

       Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во  всех индустриально развитых  странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание  благоприятных условий для развития  конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование – важнейшая составная  часть экономической политики  государства во всех странах  с развитой рыночной экономикой.

   Антимонопольное  регулирование – это целенаправленная  государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

   Развитие  антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации выше, чем в государстве с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики – электроэнергетики и транспорте. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служит одним из существенных условий успешного социально- экономического развития России.

  

 

 

 

 

Глава 2. Антимонопольное законодательство зарубежных стран.

 

2.1 Антимонопольное законодательство  в США.

 

   Антимонопольное  законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

   Примером  антимонопольного законодательства  является антитрестовское законодательство  США. Первым актом стал закон  Шермана, который был направлен  в основном против монополизации  торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов, направленные на ограничение  свободы торговли, а также объявлял  вне закона «недобросовестные  приемы» устранения конкурентов,  рассматривая их как уголовное  преступление. В качестве наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие постоянного контролирующего органа и профилактических антимонопольных мер.

   Эти  недостатки были устранены в  1914 г., когда были приняты закон  Клейтона и закон о Федеральной  торговой комиссии ( ФТК ). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. На ФТК был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.

   В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителей против ложной рекламы и искаженной информации. Закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.

   В  первой половине 80-х годов, американское  правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 – высококонцентрированным.

   В  целом ряде отраслей избежать естественных монополий невозможно (газоснабжение, электроснабжение и т.д.). Поэтому, государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Поскольку государство стремится умерить пыл естественных монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек. Такая цена называется «Ценой, обеспечивающей справедливую прибыль».

   Характерные  методы, которые использует конгресс  для ослабления антитрестового  законодательства, ярко проявились  в последних актах, посвященных  банковским слияниям. В банковском  деле процесс монополизации в  5о-е годы получил особенно  большой размах. Согласно данным  американской печати в 1959 году  в 16 крупнейших финансовых центрах  страны четыре основных банка  держали в своих руках свыше  60 % банковских активов. Новый закон был принят в виде поправки к «Акту о федеральных страховых депозитах» и предоставлял надзорные функции не министерству юстиции, а федеральным учреждениям, которые и ранее осуществляли регулирование в банковской сфере и были тесно связаны с финансовой олигархией США.

   В  80-е годы изменение в практике  применения антитрестовского законодательства  в значительной степени оформились  под влиянием взглядов Чикагской  школы экономистов. Представители  этой школы известны своим  критичным отношением к государственному  вмешательству в рыночные отношения.  Антитрестовое регулирование должно  применятся только в тех случаях, когда действия отдельных фирм подрывают конкуренцию, препятствуя доступу на рынок других фирм или используя свои рыночные возможности для ограничения производства. Применяя этот принцип к 4 основным направлениям антитрестового регулирования – монополизация рынков, слияние, ценовой сговор и ограничения конкуренции, они формулируют следующие правила: во- первых, антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов. Во-вторых, слияние должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства за счет рыночной доли вновь созданных компаний. В-третьих, наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д. В-четвертых, ограничения конкуренции (т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться, так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети.

Информация о работе Антимонопольная политика