Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Монополия и конкуренция.
1.1.Классификация рынков по степени монополизированности
1.2.Условия возникновения монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования.
Глава 2. Антимонопольное законодательство зарубежных стран
2.1. Антимонопольное законодательство в США
2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы.
2.3. Формы и методы государственного регулирования
монопольной деятельности.
Глава 3. Проблемы демонополизации экономики России.
3.1. Создание конкурентной среды производителей
3.2. Антимонопольное законодательство в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.11 Кб (Скачать файл)

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно  временные и естественные монополии  и будут теперь предметом особого  внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в  целом. Хозяйственная практика последних убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании маховика

По отношению  к временным монополиям будет  проводиться иная 
политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

  • запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
  • запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
  • поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополистов на рынке;
  • проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом наиболее действенным методом решения  задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров  зарубежных фирм.

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых  товаров выгодно для покупателей. И они, действуя вполне рационально, будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы демонополизации экономики  России.

3.1. Создание конкурентной среды  производителей.

 

   «Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны».

   Конкуренция может протекать в самых различных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее. 
В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке. Одной из главных причин такого положения является то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.

   Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.

Весной 1994г. была утверждена Государственная  программа демонополизации экономики. Она определила сферы для первоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отрасли связи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный  транспорт), машиностроение. Вместе с  тем данная программа имеет общий  характер и не содержит действенных  мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональные программы демонополизации, разрабатываемые министерствами и  региональными органами власти в  рамках Государственной программы, зачастую консервируют сложившиеся  организационные структуры и  также не содержат мероприятий по преобразованию монопольных отраслевых структур.

В декабре 1993г. был издан Указ Президента РФ N2096, который стал правовой основой  для появления официально зарегистрированных финансово-промышленных групп (ФПГ). В  качестве цели создания ФПГ предполагалось усиление конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках посредством  аккумулирования научно-технических  достижений крупными производственными  структурами с участием банковского  капитала. Указ предполагал как добровольное, так и директивное (в случае государственной  собственности) объединение предприятий, банков, научных учреждений.

В регионах могут появляться новые проблемы для конкуренции в связи с  тем, что, защищая интересы слабых местных  производителей, органы власти будут  прибегать уже к запрещению не вывоза, а ввоза товаров из других регионов. Таким образом, развивающаяся  конкуренция может наталкиваться  на новые препятствия на региональном уровне.

 

 

3.2.Антимонопольное законодательство России.

 
   Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России.

   Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: 
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; 
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.)

- включение  в договор дискриминирующих условий,  которые ставят контрагента в  неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие  заключить договор лишь при  условии внесения в него положений,  касающихся товаров, в которых  контрагент (потребитель) не заинтересован; 
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; 
- установление монопольно высоких (низких) цен и так далее. 
Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; 
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; 
- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение  доступа на рынок или устранение  с него других хозяйствующих  субъектов в качестве продавцов  определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от  заключения договоров с определенными  продавцами или покупателями (заказчиками).

   Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено: 
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение  потребителей в заблуждение относительно  характера, способа и места  изготовления, потребительских свойств,  качества товара; 
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение,  использование, разглашение научно-технической,  производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой  тайны, без согласия ее владельца.

   Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России. 
   Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

   Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах. Стоит заметить, что антимонопольное законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток. 
   Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. 
Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

   Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).Реализация этой задачи предусматривает: 
анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии; формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России; 
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии; создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии; учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности. 
   Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Информация о работе Антимонопольная политика