Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);
государственное регулирование естественной монополии;
защита компаний от «чрезмерной конкуренции».

Содержание работы

Введение……………………………..……………………………………...3
Основные законы о конкуренции……………………………………6
1.1 Понятие монополии…………………………………………...………..7
Антимонопольная политика………………………………...……….10
2.1 Особенности монополизма в Р.Ф. Антимонопольная
политика и ее регулирование в Р.Ф. …………………………………….12
2.2 Методы антимонопольной политики………………………………...17
2.3 Система антимонопольных органов и порядок
их формирования…………………………………………………………..22
Заключение………………………………………...………………………25
Список использованной литературы………………………………..…....27

Файлы: 1 файл

fs10kursovayamorsakova.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Федеральный      антимонопольный      орган      входит структуру федеральных органов  исполнительной  власти,   формируемую  в  порядке, установленном   Конституцией   Российской   Федерации   и   Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Территориальные   органы   федерального   антимонопольного   органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

Законом не предусмотрены  какие-либо ограничения   в   отношении количества,   структуры   и   местоположения   территориальных    органов федерального   антимонопольного   органа,   однако   традиционной   стала практика    их     формирования    в    соответствии     с     административно-территориальным делением Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный  орган, как установлено п.   1  ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство выполняет  в экономической жизни цивилизованных стран несколько важнейших функций. Первая из них - защита экономических свобод и правил хозяйственной жизни, что делает коммерческие операции более предсказуемыми и снижает их риск. Для защиты экономических свобод и принятых обществом форм хозяйственной деятельности государство создает антимонопольные законы, судебную систему и организует исполнение таких законов.

Второй важнейшей  функцией государства в мире экономики  является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких ошибок.

Выполняя возложенные  на него задачи, государство защищает рынки от монополизации, совершенствуя антимонопольные законы.

В итоге мы пришли к следующим выводам, характерным для российской экономики:

  • Развитие ситуации на товарных рынках и условия формирования цен сильно зависят от того, насколько поставки товаров сконцентрированы в руках крупнейших фирм;
  • Для вытеснения с рынка существующих конкурентов и предотвращения появления на нем новых соперников, стремящиеся к монополии фирмы стараются поглотить более слабых противников (более характерно для западных стран) и возвести труднопреодолимые барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов (чаще встречается в экономике России).
  • Для предотвращения монопольного диктата в области цен и объемов производства государство обычно вводит специальное антимонопольное законодательство и устанавливает строгие меры ответственности за ущемление прав покупателей и ограничение конкуренции.
  • В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать разнообразное производство и воссоздавать конкурентноспособные фирмы, а затем уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти.

Всестороннее  изучение вопроса антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции - тема, довольно подробно проработанная западными экономистами и недостаточно освещенная в отечественной литературе. Необходима большая работа отечественных экономистов в рассмотрении данного вопроса, так как это представляется важным в том, чтобы менять состояние экономики России и наметить пути улучшения, оздоровления отечественной экономики. Представляется необходимым углубленное исследование проблемы связи данного раздела экономики и социологической науки, которое может иметь возможность практического применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные акты

 

1.  Закон об информации — Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. 8. Ст. 609).

2. Закон о защите конкуренции — Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (СЗ РФ. 1999. I 26. Ст. 3174).

3. Закон о конкуренции — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действующий в редакции законов Российской Федерации от 24 июня 1992 г., от 15 июня 1992 г., от 25 мая и 6 мая 1998 г. (Ведомости СНД и ВС. 1991. № 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. 34 22. Ст. 1977; СЗ РФ. 1998. 19. Ст. 2066).

4. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» (принят ГД РФ 08.07.2006) Вступил в силу 26.10.2006 г.

5. Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений — Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденное приказом ГКАП России от 13 ноября 1995г. 145.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – с 3-12

2. Васильева П.В. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов как средство антимонопольного регулирования // Законодательство и экономика. 2004. № 3, 4.

3. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей // Сборник нормативных актов и документов. М., 1998.

4. Калганов А. К. К вопросу о власти планово-корпаративных групп в России.  // Вопросы экономики. – 2000. № 6. – с 144-151

5. Г.А. Кирюшкина, А. В. Михайлов. Антимонопольное законодательство – элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. – Российский экономический журнал, 1998, № 11-12

6. Никитин С., Глазов Е. Государство и проблема монополии. – 2001,

№ 30

7. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. – Российский экономический журнал, 2000, № 3

 

 

 




Информация о работе Антимонопольная политика государства