Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);
государственное регулирование естественной монополии;
защита компаний от «чрезмерной конкуренции».

Содержание работы

Введение……………………………..……………………………………...3
Основные законы о конкуренции……………………………………6
1.1 Понятие монополии…………………………………………...………..7
Антимонопольная политика………………………………...……….10
2.1 Особенности монополизма в Р.Ф. Антимонопольная
политика и ее регулирование в Р.Ф. …………………………………….12
2.2 Методы антимонопольной политики………………………………...17
2.3 Система антимонопольных органов и порядок
их формирования…………………………………………………………..22
Заключение………………………………………...………………………25
Список использованной литературы………………………………..…....27

Файлы: 1 файл

fs10kursovayamorsakova.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра экономической  теории и национальной экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Антимонопольная политика государства»

 

 

Выполнил: Морсакова Татьяна Николаевна        

 

студент  1(заочно) курса 3,10 специальность экономист

                                          

группа ФС10 № зачетной книжки 110/02-77

Подпись ________________________________________________________

 

Преподаватель Воробьёв Игорь  Васильевич

Должность ______________________________________________________

уч. степень, уч. звание

 

Оценка ____________________ Дата ________________________________

 

Подпись ________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2011

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………..……………………………………...3

  1. Основные законы о конкуренции……………………………………6

1.1 Понятие монополии…………………………………………...………..7

  1. Антимонопольная политика………………………………...……….10

2.1 Особенности монополизма в Р.Ф. Антимонопольная

политика и  ее регулирование в Р.Ф. …………………………………….12

2.2 Методы антимонопольной политики………………………………...17

2.3 Система антимонопольных  органов и порядок

их формирования…………………………………………………………..22

Заключение………………………………………...………………………25

Список использованной литературы………………………………..…....27

 

Приложения……………………………………………………………......29

 

 

Введение

Сущностью антимонопольной  политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.

Эффективность такой политики зависит от трех важнейших  элементов:

  • характера самих законов;


  • трактовки законов  судами;

    • последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.

    Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной  политики.

    Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов  государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач - устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

    • разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
    • создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Федеральная антимонопольная служба);
    • помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

    В связи с  этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства. Интересно для изучения истории развития антимонопольного законодательства в западных странах и в России, а также особенности поддержки конкуренции в этих государствах. В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в США - и действительно, данная тема разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной. Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса - следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Эта проблема всесторонне исследовалась в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, П.Р. Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах С. Бадоева, Е. Ясина, А Цыганова и научных статьях Л. Абалкина.

    Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:

    • меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);
    • государственное регулирование естественной монополии;
    • защита компаний от «чрезмерной конкуренции».

     

     

     

     

    1. Основные законы о конкуренции

     

    В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.

    В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: 3/4 всех занятых работали на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность - 94%, черная металлургия - 83%, машиностроение и металлообработка - 845, т.е. в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.

    Именно сверхмонополизированная  структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований.

    Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести не о защите конкуренции, а о ее воссоздании. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство.

    Изменение экономической  системы в России, формирование рынка  и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

    Такое законодательство начало создаваться с принятием в 1991 г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон много раз подвергался изменениям, что отражало изменения рыночной среды. Наиболее существенные изменения были внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы «О естественных монополиях» и  «О рекламе». Наконец, в 1999 г. принят Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Все эти законы взаимосвязаны сферой регулируемых отношений. Они приводятся в исполнение, как правило, одними и теми же государственными органами – федеральным органом исполнительной власти, Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами. Многие понятия, используемые в Законе «О защите конкуренции» как законе основополагающем, применяются и в иных законах, так или иначе регулирующих конкурентные отношения. Все законы имеют общую цель – регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и контроля соблюдения законодательства, осуществление контроля концентрации капитала. Совокупность упомянутых законов и развивающих их правовых нормативных актов разного уровня обычно именуют законодательством о конкуренции или конкурентным законодательством. Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкуренции, но и системы органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, зашита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности за антиконкурентное поведение, сформировалось также и самостоятельное антимонопольное или конкурентное право.

     

    1.1 Понятие монополии

     

    Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется   троякое   определение   монополии,   а    именно    монополия определяется: как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»); как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую   часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

    Монополии – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или  акционерной)  и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой  в целом с целью установления монопольно высоких цен   и   извлечения  монопольных прибылей.

    Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии. Эта особенность приводит к тому, что график спроса для монополиста уже не совпадает с графиком предельного дохода, как это наблюдается в случае совершенной конкуренции. Каждый последующий экземпляр товара не только сам имеет меньшую цену, чем предыдущий, но и удешевляет всю партию товара, предназначенную монополистом к продаже. Поэтому график предельного дохода монополиста имеет более крутой наклон, нежели график индивидуального спроса на его продукцию.

    Попытаемся определить правило максимума прибыли для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим доходом и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в точке максимума прибыли МR=МС (т.е. предельный доход равен предельным издержкам). Равенство предельного дохода предельным издержкам для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж (Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме (Qm) необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm.

    Если монополист захочет  сократить объем продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так как предельный доход МR будет превышать предельные издержки МC. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm, то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки МС будут во все большей мере превышать предельный доход МR. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором МR=МС, и реализация данного объема выпуска по цене Рm, соответствующей цене спроса (для этого объема).

    Равенство предельного дохода  предельным  издержкам для  монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm).

    А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса О. Итак, монопольная цена будет равна Рm.

    Если монополист захочет  сократить объем продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так как предельный доход МR будет превышать предельные издержки МС. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm, то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки МС   будут во все большей мере превышать предельный доход МR. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором МR=МС, и реализация данного объема выпуска по цене Рm, соответствующей цене спроса (для этого объема).

    Исторически   необходимо    выделить    следующие    основные    формы монополистических  объединений:

    1) Простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах  монополистических  объединений достигались временные соглашения о ценах;

    2) Картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;

    3) Синдикаты. Синдикат  – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

    4) Тресты. Трест – это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;

    5) Комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;

    6) Концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики   путём  установления   единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений. Различия между формами монополий относительны.

     

     

    2. Антимонопольная политика

    Информация о работе Антимонопольная политика государства