Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);
государственное регулирование естественной монополии;
защита компаний от «чрезмерной конкуренции».

Содержание работы

Введение……………………………..……………………………………...3
Основные законы о конкуренции……………………………………6
1.1 Понятие монополии…………………………………………...………..7
Антимонопольная политика………………………………...……….10
2.1 Особенности монополизма в Р.Ф. Антимонопольная
политика и ее регулирование в Р.Ф. …………………………………….12
2.2 Методы антимонопольной политики………………………………...17
2.3 Система антимонопольных органов и порядок
их формирования…………………………………………………………..22
Заключение………………………………………...………………………25
Список использованной литературы………………………………..…....27

Файлы: 1 файл

fs10kursovayamorsakova.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Какую политику проводит государство по отношению  к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С  одной стороны, фирмы – естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции,   и   получают сверхприбыли. С другой стороны,  как указывалось выше,  конкуренция   в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна.   Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой  местных  властей.  В   условиях   нестабильной экономической ситуации в стране региональные   власти   часто   пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система  антимонопольного регулирования в  России находится пока в стадии становления  и требует радикального совершенствования.

 

2.2 Методы антимонопольной политики

 

 а) Ограничительные меры

 

Они    предусмотрены   законом    "О   конкуренции"   и    применяются

антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают

антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность   и    недобросовестную   конкуренцию,    на   действия   органов

власти и  управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто  встречаются такие нарушения, как  навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно  высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы

компенсировать  необоснованные затраты, вызванные  недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно  низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Наиболее стабильно  действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка.

Применение  первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что  производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и «черного нала». Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в  России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда даже демпинговые.

Российский  монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в  отношениях с потребителями или  поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать     конкурентов.      В      этой      части      особенно      необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу  других предприятий на рынок;

во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами

или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка  по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу  продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

 

б) Контроль за усилением экономической концентрации.

 

Наряду   с   запретами   на   заключение   вредных   для   конкуренции

соглашений  и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает :

• в результате создания, реорганизации или слияния  предприятий

и объединений;

• когда появляется возможность для группы организаций  проводить на рынке согласованную  политику.

Новое для российского  антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками  антимонопольный  орган  рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные     последствия     не     компенсируются     повышением    ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Создание,   слияние,   присоединение  или  ликвидация   коммерческих

организаций и  приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного   законодательства.   В   целом   контрольная   деятельность антимонопольного  ведомства  пока  недостаточно эффективна.  Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ФАС и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

 

в) Запрет на недобросовестную конкуренцию.

 

Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли

ущерб  их деловой  репутации.   Речь  идет о  распространении  ложных, неточных   или   искаженных  сведений,   способных   причинить  убытки  либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Растет интерес  предпринимателей к защите деловой  репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного  использования.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства      государственных      органов      власти      в      деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют  интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления,

во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию.

Поэтому      решения      исполнительной       власти      и      местного самоуправления   по   вопросам  создания,   реорганизации   и ликвидации

предприятий    или    предоставления    льгот должны    согласовываться    с антимонопольным ведомством.

 

2.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования.

 

В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику  по  содействию развитию   товарных   рынков   и   конкуренции,

предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это, по нашему мнению, основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления. Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

Ограничение монополистической  деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства. Пресечение монополистической деятельности — собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений,    обязательных    для    нарушителей,    контроль    за исполнением решений и предписаний.

Информация о работе Антимонопольная политика государства