Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить причины и социально-экономические последствия инфляции, рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..….……..……..…….…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ …………………………….…5
1.1 Сущность и виды инфляции…………………..……..…………..………..…5
1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их
исчисления……………………………….……………………………..……..…15
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и
антиинфляционные меры………………………………………..…..……….…22
2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..............……29
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..……………….…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……..48

Файлы: 1 файл

КурсИнфляция.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

 

Программа stand-by уделяет очень большое внимание ослаблению инфляции в Беларуси, поскольку сейчас она остается одной из самых высоких в регионе.

Осторожная налогово-бюджетная  и денежно-кредитная политика позволит сократить дефицит счета текущих операций и понизить уровень инфляции до однозначных величин. Денежно-кредитная политика будет по-прежнему направлена на поддержание доверия к режиму обменного курса. Рациональная политика заработной платы будет содействовать повышению конкурентоспособности Беларуси и укреплению перспектив экономического роста по мере восстановления роста мировой экономики. Социальная политика нацелена на обеспечение адекватной системы соцподдержки наиболее уязвимых слоев населения. Кредит МВФ вместе с технической поддержкой фонда способствуют стабилизации обменного курса рубля. Программа 15-месячного сотрудничества с МВФ, в течение которого Беларусь планирует получить 3,5 миллиарда долларов, может получить продолжение. Консультации по вопросу о направлениях и последовательности структурных реформ станут основой для последующей программы после окончания срока действия нынешней в апреле 2010 года. Если власти Беларуси заинтересуются в продолжении, то МВФ начнет переговоры относительно выделения следующего кредита.В течении 2009 года белорусский рубль был девальвирован к доллару почти на 30% и ослабел ко многим валютам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Антиинфляционная  стратегия и тактика в республике должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

  • необходимость структурной перестройки народного хозяйства;
  • запаздывание с формированием рыночной экономики;
  • монопольный характер экономики;
  • перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

Таким образом, антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальную аграрную реформу;
  • реформу системы налогообложения;
  • реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.

В республике целесообразно  осуществлять бюджетную политику, ориентированную на сокращение бюджетного дефицита и расширение неинфляционных источников его покрытия. Сокращению бюджетного дефицита будет способствовать совершенствование налоговой системы в направлении снижения ставок налогов, сокращения их количества и установления экономически обоснованных льгот. Это позволит, во-первых, уменьшить нарушения, связанные с неуплатой налогов, и, во-вторых, стимулировать рост производства.

В целях регулирования  инфляции спроса могут применяться, и такие меры, как стимулирование сбережений населения путем повышения процентов но вкладам.

Что касается политики доходов, заключающейся  в сдерживании роста заработной платы и, следовательно, роста совокупного спроса, вряд ли она может быть применима для республики на современном этапе в связи со снижением реальных доходов населения и его обнищанием.

Эффективным методом  снижения инфляции является замораживание цен, позволяющее преодолеть инфляционные ожидания населения и предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции. Однако в республике замораживание цен является также проблематичным в силу постоянного роста издержек производства. Поэтому одной из важнейших проблем в современных условиях является снижение издержек. Снизить издержки можно путем развития конкуренции, осуществления планирования и государственного контроля за издержками, а также стимулирования снижения издержек. Целесообразно использовать опыт Южной Кореи, где определяются нормативы затрат. Для фирм, добившихся уровня затрат ниже установленного норматива, осуществляется косвенное стимулирование путем предоставления льготных кредитов, применения льготного налогообложения и других рычагов.

Неотъемлемой частью антиинфляционной политики в переходный период должна стать демонополизация экономики, предполагающая поощрение развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности.

      Рост  цен невозможно обуздать, не добившись  стабилизации экономики. Решение этой проблемы возможно только при условии структурной перестройки экономики, восстановления экономических связей со странами СНГ.

Подводя итоги, следует  сказать, что наиболее важный способ остановить инфляцию в нашей стране - выдавать новые кредиты исключительно за счет возврата старых. Так работают все безинфляционные банковские системы мира. Но это возможно только в том случае, когда эффективно применяется процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производств сделать белорусскую экономику безэмиссионной не удастся. Важно, таким образом, добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях снижающейся инфляции будет непросто) пусть даже ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий. Это касается и валютных кредитов, выданных перерабатывающим предприятиям агрокомплекса. 

Производственный сектор в большой степени зависит  от внешней торговли, а для нее важен реальный курс обмена (он определяет относительные цены). Дело в том, что сегодня ценообразование предприятий ориентировано на так называемый "интуитивный" обменный курс (курс, который, по мнению предприятий, установится на момент сделки). Тем самым предприятий сами формируют "панический" курс и ориентируются на него при ценообразовании. Вот почему Национальному банку так важно объявлять планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиваться максимального исполнения своих прогнозов

Таким образом, к подлинно антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те действия, которые направлены на преодоление причин, ее провоцирующих, а не на смягчение лишь ее последствий. Нет оснований к антиинфляционным мероприятиям относить и те действия, которые приводят к трансформации открытой инфляции в подавленную. Ведь подавленная инфляция лечению не поддается. Систему мероприятий по борьбе с инфляцией можно подразделить на две группы: стратегические антиинфляционные меры, соединяющие долговременные цели и методы, и тактические, дающие быстрые результаты при их использовании.

Одним из стратегических инфляционных направлений является гашение инфляционных ожиданий и, прежде всего, ценовых. Задача сводится к тому, чтобы переломить психологию субъектов  экономической системы, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, вызванное подорожанием товаров и услуг.

Таким образом, низкая инфляция в последние два-три года удерживается административным образом, главным образом, путем контроля над ценами. Однако Минск намерен контролировать цену практически всех товаров, производимых в стране. В текущем году правительство поручило предприятиям увеличивать стоимость своей продукции не более чем на 0,6%. Чтобы данное требование неукоснительно соблюдалось, местным органам власти было направлено специальное письмо, в котором напомнил об ответственности чиновников за «необоснованное повышение цен» в магазинах.

По мнению белорусских  экономистов, есть еще одно важное обстоятельство, позволяющее инфляцию в Беларуси минимизировать – контроль властей над курсом белорусского рубля. Правительство поручило Нацбанку контролировать курс белорусского рубля таким образом, чтобы интервал изменения курса белорусского рубля по отношению к российскому не превысил 2%, а по отношению к доллару США – 2,3%.

Годовой уровень инфляции в Беларуси к 2015 году планируется сократить до 3%. Предполагается, что уже к 2010 году данный показатель будет составлять не более 5%. В прогнозируемом периоде для обеспечения инновационного развития национальной экономики потребуется активное привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства. Для решения этих задач предусматривается, что инвестиционная политика Беларуси в 2011-2015 годах будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата, стимулирование спроса на инвестиционные ресурсы. В целях внедрения современных технологий потребуется увеличить объем инвестиций за счет привлечения иностранных источников для развития действующих и создания новых производств, в том числе в малых и средних городах республики.

Кроме того, особый акцент будет сделан на перевод экономики  на инновационный путь развития. В связи с этим затраты на исследования и разработки в 2010 году возрастут не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом. Эта тенденция будет сохранена и к 2015 году. Это, в свою очередь, позволит обеспечить рост наукоемкости ВВП с 0,7% в 2005 году до 1,8-2% в 2015-м. При этом предполагается, что доля внебюджетного финансирования в общих затратах будет постоянно увеличиваться.

Одним из перспективных направлений экономического развития Беларуси в 2006-2015 годах является развитие сферы услуг, повышение ее доли до 51-52%  в 2015 году.

Особое внимание будет  уделено населенным пунктам с  высоким уровнем безработицы. Продолжится работа по достижению этими населенными пунктами общереспубликанских показателей, как в развитии экономики, так и в социальной сфере. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, инфляция есть результат нарушения ранее  достигнутой натурально-стоимостной  сбалансированности, результат комплексного воздействия разных факторов.

Подавленная инфляция стабильно  возникает тогда, когда государство начинает бороться не с причиной, а лишь со следствием инфляции. Чем больше прирост денежной массы в каналах денежного обращения, тем выше прирост уровня цен. Феномен инфляции выглядит как результат нарушения законов денежного обращения из-за избытка денежной массы по сравнению с реальными потребностями. Инфляция есть обесценивание денег вслед за ростом их количества на фоне неизменной товарной массы.

Инфляционный налог  в точности равен бюджетному дефициту, который покрывается за счет дополнительной эмиссии денег.

Ускорение инфляции вполне допустимо и при той же денежной массе, если имеет место увеличение скорости движения самих денег. Инфляция может протекать и при сокращающейся денежной массе.

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить:

  • совершенствование денежной политики;
  • повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;
  • сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;
  • сокращение государственных расходов, обеспечение без дефицитного бюджета;
  • совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;
  • подавление в национальной экономике монополистических тенденций;
  • реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий;
  • стабилизация обменного курса национальной валюты.

Другим долговременным антиинфляционным мероприятием является введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, сокращение бюджетного дефицита.

Важной краткосрочной  антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок за кредит.

Таким образом, антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальную аграрную реформу;
  • реформу системы налогообложения;
  • реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.

В республике целесообразно  осуществлять бюджетную политику, ориентированную на сокращение бюджетного дефицита и расширение неинфляционных источников его покрытия.

Таким образом, низкая инфляция в последние два-три года удерживается административным образом, главным образом, путем контроля над ценами.

Во второй половине 2008 г. рост экономики Беларуси ускорится на фоне замедления инфляционных процессов. По оценке Минстата, ВВП в январе-июле достиг 66,131 трлн. Br и возрос в сопоставимых ценах на 10,3% (за 7 месяцев 2007 г. — 8,6%). Прогнозом на 2008 г. предусмотрен рост ВВП на 11%.

В марте 2009 г. инфляция в стране замедлилась. При этом правительство не устанавливало на текущий год предельные индексы роста цен (которые МВФ в своем докладе, посвященном запросу о кредите стэнд-бай, назвал «наиболее грубой и искажающей из существующих мер ценового контроля», мешающих Беларуси быстро и эффективно реагировать на потрясения). Несколько смягчены требования по регистрации цен. Главным своим оружием Минэкономики считает теперь постоянный мониторинг ситуации в ценообразовании. Возможно, в этом поможет конъюнктура мирового рынка. Скажем, по сравнению с январем-февралем 2008 г. средние цены импорта снизились на 16,3% (в основном из-за резкого снижения цен на нефть). А вот средние цены на импортированные товары из стран вне СНГ увеличились на 0,9%. К тому же сокращение объемов позволяет поддерживать спрос.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь