Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить причины и социально-экономические последствия инфляции, рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..….……..……..…….…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ …………………………….…5
1.1 Сущность и виды инфляции…………………..……..…………..………..…5
1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их
исчисления……………………………….……………………………..……..…15
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и
антиинфляционные меры………………………………………..…..……….…22
2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..............……29
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..……………….…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……..48

Файлы: 1 файл

КурсИнфляция.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

В основе другого механизма  открытой инфляции лежит взаимодействие издержек и цен. Речь идет о так называемой инфляции затрат, которую иногда называют спиралью "зарплата-цены". Смысл ее заключается в следующем. Если, допустим, в экономике идет общее повышение цен, становится неизбежным падение реальных доходов занятых. Для того, чтобы по крайней мере сохранить неизменным благосостояние трудящихся, требуется увеличение денежных доходов. Инициаторами тут обычно выступают профсоюзы. В результате их нажима начинается рост номинальной заработной платы. Происходит он разными путями, включая многообразные варианты государственной индексации доходов занятых. Но ведь одновременно увеличиваются издержки производства, оказывая повышающее давление на цены. Подорожание товаров делает необходимым очередной пересмотр ставок заработной платы и т.д. Раскручивается инфляционная спираль, причем, с каждым новым витком остановить ее все труднее.

Таким образом, если правительство  пытается поддерживать полную занятость в условиях инфляции, вызванной ростом издержек, весьма вероятно появление инфляционной спирали "зарплата-цены".

Если правительство  не пытается влиять на развитие инфляции, вызванной ростом издержек производства, весьма вероятно развертывание спада. Хотя в конечном счете можно ожидать, что спад ликвидирует первоначальный рост издержек, экономика в течение определенного времени будет испытывать высокий уровень инфляции и потерю реального выпуска.

Особенно предрасположена  к инфляции экономика, отличающаяся чрезмерным использованием наличных производственных ресурсов, в частности, та, где удерживается полная занятость и почти отсутствует безработица. Допустим, что один из секторов такого хозяйства испытал импульс со стороны возросшего спроса. В этих условиях нормальная реакция рынка должна состоять в повышении цены, которое, в свою очередь, даст сигнал инвестициям. Предприниматели получат приток ресурсов или создадут их новую комбинацию, применив более совершенную технологию. Конечным результатом станет наращивание производства и продаж, снижение цены, установление очередного равновесия. Если же производство не располагает достаточными запасами мощностей и резервами рабочей силы, тогда его реакция на рост спроса и цены будет низкой. И это в лучшем случае, а в худшем такая реакция вообще не состоится. Но чем уже пространство для гибкого маневра производства и слабее его динамика, тем дольше сохраняется неравновесие между спросом и предложением, тем устойчивее повышение цены. В экономике с полной занятостью и негибким производством любой скачок спроса оборачивается длительным ростом цен. Снижение безработицы за пределы разумного, когда она становится меньше оптимального резерва, естественной нормы, должно вызывать ускорение инфляции. Обратная зависимость между инфляционным ростом цен и искусственным сокращением безработицы называется кривой Филипса.

Если 0 - оптимальный уровень безработицы, ее естественная норма, то собственно инфляцию спроса характеризует отрезок кривой Филлипса, расположенный левее точки 0. Он демонстрирует инфляционные последствия попытки государства установить неестественно низкую безработицу. Чем ниже безработица, чем сильнее она отличается от естественной нормы, тем труднее найти незанятых рабочих, обладающих нужной профессией, требуемой квалификацией и т.д. Возникает и с течением времени расширяется разрыв между нарастающим спросом на рабочую силу и ее все более стабильным предложением. Следовательно, в условиях искусственно высокой занятости появляется тенденция к росту номинальной заработной платы. Предпринимателям, сталкивающимся с сокращением резерва рабочей силы, приходится именно таким образом переманивать рабочих из других секторов экономики. Когда безработица чересчур низка, как правило, активизируются профсоюзы. Пользуясь сложившейся обстановкой, они усиливают нажим на работодателей, добиваясь повышения заработной платы. Так как рост последней мало или даже совсем не связан с увеличением производительности труда, инфляция спроса еще больше раскручивает инфляцию затрат, придает ценам дополнительное ускорение.

Отрезок кривой Филлипса, находящийся правее точки О, и  особенно та его часть, которой соответствует  отрицательное значение индекса  цен с исключительно высокой безработицей, - известный признак классического кризиса перепроизводства. В развитом рыночном хозяйстве такое встречается нечасто, во всяком случае, гораздо реже инфляционного спроса.

Необходимо отметить, что кривая Филлипса носит краткосрочный  характер, ведь на самом деле существует и проблема стагфляции, когда рост цен сочетается с падением производства.

Открытая инфляция присуща экономике рыночного типа, где цены определяются исключительно взаимодействием спроса и предложения, где не существует командно установленных цен. [6, c. 115]

Инфляция бывает не только открытой. Случается, что государство, обеспокоенное инфляционным неравновесием рынков, обращает внимание не столько на породившие его причины, сколько на последствия. Вместо того, чтобы систематически заниматься противоинфляционной профилактикой и, если это необходимо, методично демонстрировать уже сложившиеся механизмы инфляции, оно пытается подавить формы ее проявления. Делается это по-разному. Например, вводится временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит перед собой задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда. Практика свидетельствует о том, что возможен и крайний вариант - тотальный административный контроль над ценами и доходами. Когда события разворачиваются именно так, открытая инфляция уступает место подавленной.

Поскольку обязательными  признаками подавленной инфляции являются те или иные способы административного регулирования цен, ей неизбежно сопутствуют деформации рыночного механизма. Их глубина и продолжительность зависят от того, в каких формах осуществляется это регулирование. Если, допустим, практикуется всеобщее централизованное планирование цен, то можно говорить уже не о деформациях, а о разрушении рыночной системы. Весь мировой опыт однозначно указывает на то, что симптомы инфляции подавить в принципе можно, но только вместе с рыночной экономикой. Очевидно, правда, что в таком случае устранение корней инфляции становится делом безнадежным.

Отсюда, однако, не следует, что административный контроль над ценами представляет собой абсолютное зло и вообще не имеет права на жизнь. Без него вряд ли можно обойтись в период формирования современного рыночного хозяйства. Силовое государственное регулирование цен необходимо и экономически оправдано там, где сохраняются монополистические структуры, совладать с которыми государство может разве что с помощью командных приемов.

Но дело в том, что  если централизованный контроль над  ценами вместо исключения становится правилом, применяется экономически необоснованно, приобретает широкомасштабный и продолжительный характер, перестает работать механизм рынка. Тогда не работает система рыночного ценообразования, что заведомо обрекает на неудачу любые попытки избавиться от инфляции.

Одно из ведущих звеньев  механизма подавленной инфляции связано с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными ценами и другими, куда более высокими, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом. Появляется мощный экономический стимул, вызывающий перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Любые попытки предотвратить это с помощью правоохранительных органов и т. п. в лучшем случае могут привести лишь к временному выправлению ситуации. Сломать инфляционный механизм они не в состоянии. Нельзя этого сделать и путем административного повышения цен, поскольку такая политика, продолжая держать инфляцию в подавленном состоянии, почти не затрагивает ее фундаментального основания - деформацию денежного обращения и инфляционное неравновесие рынков. Действительно, даже если спрос, став эластичным по цене, немного снизится, противоинфляционные выплаты вновь его поднимут и неравновесие восстановится. Результат действия указанного механизма хорошо известен: хронический товарный голод в официальном секторе народного хозяйства, сопровождающийся процветанием той части теневой экономики, что специализируется на перепродаже товаров по ценам, близким к ценам равновесия.

Подавленная инфляция лишает производителей стимулов, так как  цены ограничены и не зависят от спроса, что препятствует расширению производства и предложения. Поскольку зависимость между ценой и спросом исчезает, то инвесторам неясно, куда лучше направить капиталы.

Потребители реагируют  на открытую инфляцию формированием  адаптивных инфляционных ожиданий. Когда инфляция подавлена, возникает другой тип ожиданий, который можно назвать дефицитным.

Дефицитные ожидания усиливают ажиотажный спрос, что  продиктовано опасениями, что товаров не будет совсем. Чем основательнее дефицитные ожидания, тем больше размеры текущего спроса, тем меньше товарные запасы и острее дефицит. Ощутив его, потребители приобретают еще большую уверенность в правильности своих действий. Следует очередной всплеск спроса и т. д. Как видно, возникнув на почве дефицита, подобные ожидания объективно способствуют его ускорению, воспроизводству. Все это придает механизму подавленной инфляции дополнительную устойчивость.

Добавим к этому то обстоятельство, что инфляция подрывает  устойчивость денежной системы, доверие к деньгам. Обладатели доходов стремятся избавиться от денег, наращивают спрос на материальные ценности, увеличивая тем самым инфляционное неравновесие.

Итак, мы рассмотрели  механизмы открытой и подавленной  инфляции и теперь перейдем к рассмотрению того, какие последствия имеет инфляционное неравновесие в экономике страны.

Вывод: подавленная инфляция стабильно возникает тогда, когда государство начинает бороться не с причиной, а лишь со следствием инфляции.

Таким образом, инфляция выступает как одно из наиболее важных проявлений макроэкономического неравновесия, как несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением. Принято выделять внутреннюю и внешнюю инфляцию, умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.

Под стагфляцией понимают такое явление в национальной экономике, когда снижение объема выпуска дополняется повышением общего уровня цен. [7, c. 272]

Формально механика стагфляции достаточно проста. Под воздействием спада производства сокращается совокупное предложение. Объем товаров сокращается при сохранении той же массы денег. Как следствие, меньшее количество товаров противостоит тому же количеству денег. Последние заметно теряют часть своей прежней покупательной силы. Налицо возникновение инфляционного неравновесия.

Итак, к важнейшим специфическим причинам роста цен в переходный период можно отнести следующие [7, c. 273]:

1. Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.

2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.  Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

4. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.

5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

 

1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их исчисления

При оценке инфляции как макроэкономического явления не используются цены на отдельные, даже особо важные товары. Для измерения инфляции используются темпы прироста цен, т. е. соответствующие индексы и т. д. [8, c. 267]:

а) индекс цен на потребительские товары (ИПЦ);

б) чистый индекс потребительских цен (учитываются только свободные цены, также исключается влияние косвенных налогов и субсидий);

в) индекс цен производителей промышленной продукции;

г) дефлятор ВВП;

д) степень снижения обменного курса национальной денежной единицы.

Порядок расчета уровня цен (ИПЦ, дефлятор ВВП) был ранее  рассмотрен в связи с определением реального объема ВВП. В данном случае это освобождает нас от необходимости еще раз подробно излагать технологию расчета данных показателей. Есть резон обратить внимание лишь на отдельные, но весьма важные моменты.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь