Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить причины и социально-экономические последствия инфляции, рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..….……..……..…….…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ …………………………….…5
1.1 Сущность и виды инфляции…………………..……..…………..………..…5
1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их
исчисления……………………………….……………………………..……..…15
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и
антиинфляционные меры………………………………………..…..……….…22
2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..............……29
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..……………….…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……..48

Файлы: 1 файл

КурсИнфляция.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Третье последствие несбалансированной, пусть даже ожидаемой инфляции, сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные и доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу.

Еще одно последствие  несбалансированной инфляции – население  и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный,  поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому – паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Очередное последствие  инфляции – нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес-планов. Цены – главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. В силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям. [7, с. 290]

Следующее последствие  инфляции – реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

Рост инфляции практически  всегда сочетается с высокой, хотя и  неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы (кривая Филлипса). Эта зависимость снижения инфляции ценою роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ.

Может ли инфляция быть выгодной? Наиболее уязвимыми оказываются получатели низких доходов, поскольку галопирующий рост цен охватывает прежде всего товары первой необходимости. У малоимущих слоев населения они поглощают практически 100% реального дохода, остающегося после оплаты коммунальных услуг. А цены на эти продукты растут ускоренным темпом. Социальные меры по поддержке необеспеченных слоев, несомненно, нужны, хотя в условиях форсированной инфляции они не решают проблемы.

От инфляции страдают государственные служащие, зарплата которых фиксирована (учителя, медики, работники связи и т.д.). Убытки терпят также кредиторы, предоставившие долго- и среднесрочные ссуды  под фиксированные или слабовозрастающие проценты.

В целом, однако, инфляция не создает благоприятной атмосферы  для проявления предпринимательских талантов.

Таким образом, к основным последствиям инфляции относятся:

  • Перераспределение доходов и богатства.
  • Отставание цен государственных предприятий от рыночных.
  • Скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги.
  • Ускоренная материализация денежных средств.
  • Нестабильность экономической информации.
  • Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы

Обычными следствиями  быстрого роста цен становятся своеобразные инфляционные психозы, потеря доверия к сберегательным учреждениям и банкам, социально-политические кризисы.

В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой очевидны уже в краткосрочном периоде.

Антиинфляционная стратегия  включает четыре основных компонента:

  • преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
  • долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
  • сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  • увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности, применяемые при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса;

б) повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ, используемые для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Рано или поздно, но возникает необходимость разрабатывать и последовательно реализовывать специальные антиинфляционные программы. На первом этапе обычно ставится задача:

  1. выявить основные движущие силы инфляции, определить ее национальную механику;
  2. взять инфляционные процессы под контроль, поставить ее в четко обозначенные пределы, помочь хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и т. п. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и т. п.);
  3. добиться снижения инфляции до уровня «ползучей» (т. е. не более 9% в год).

Адаптация или приспособление домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексации фиксированных доходов, т. е. выплату так называемой инфляционной премии. Есть резон упростить процедуру поиска дополнительных источников заработка, стимулировать сбережения домашних хозяйств.

Вместе с тем следует  признать, что к подлинно антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те действия, которые направлены на преодоление причин, ее провоцирующих, а не на смягчение лишь ее последствий. Нет оснований к антиинфляционным мероприятиям относить и те действия, которые приводят к трансформации открытой инфляции в подавленную. Ведь подавленная инфляция лечению не поддается.

Нельзя рассчитывать и на то, что инфляцию можно преодолеть полностью и окончательно. Единственно верный подход – это ориентироваться на смягчение инфляции и на ее доведение

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить [8, c. 266]:

  1. совершенствование денежной политики;
  2. повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;
  3. сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;
  4. сокращение государственных расходов, обеспечение без дефицитного бюджета;

5) совершенствование  налоговой системы и увеличение  денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;

  1. подавление в национальной экономике монополистических тенденций;
  2. реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;
  3. стабилизация обменного курса национальной валюты.

Важной краткосрочной  антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок за кредит. Однако, оправдано это будет в том случае, если снижение налогов послужит толчком к росту инвестиций, увеличению объемов производства потребительских товаров. При увеличении общей товарной массы и росте ее предложения можно компенсировать потерю доходов государства от снижения ставок налогов.

Следует иметь в виду, что методы антиинфляционной краткосрочной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они носят большей частью чрезвычайный характер и направлены на временное уменьшение инфляционного напряжения в экономике.

Политика государства  в условиях инфляции должна предусматривать: политику воздействия на рынок; политику доходов; политику, ориентированную на предложение.

Политика доходов ориентирована  на "замораживание" зарплаты и цен либо на их контроль. Ставки зарплаты во всех отраслях могут увеличиваться только в соответствии с ростом уровня производительности труда.

Ориентиром со стороны  производителей должно быть изменение  цен таким образом, чтобы компенсировать изменения удельных издержек.

Политика, ориентированная  на предложение, предполагает установление обоснованных налоговых ставок. При высоких ставках налогов часть предприятий выходит из состояния деловой активности и закрывается, а часть переходит в сферу теневой экономики. Следовательно, политика государства в области налогов должна быть гибкой и их ставки должны способствовать увеличению совокупного предложения, а не его сокращению.

Таким образом, систему  мероприятий по борьбе с инфляцией  можно подразделить на две группы: стратегические антиинфляционные меры, соединяющие долговременные цели и методы, и тактические, дающие быстрые результаты при их использовании.

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить:

  • Совершенствование денежной политики;
  • Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;
  • Сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;
  • Сокращение государственных расходов, обеспечение без дефицитного бюджета;
  • Совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;
  • Подавление в национальной экономике монополистических тенденций;
  • Реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;
  • Стабилизация обменного курса национальной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Выделим наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Беларуси в данной сфере:

  1. Длительное сохранение, в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;
  2. устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
  3. высокие темпы девальвации белорусского рубля (действительно превратившегося в боязливого «зайца»);
  4. несоответствие высоких темпов инфляции и девальвации постоянно декларируемым намерениям властей не допускать роста цен и «обуздать инфляцию».

Вывод: длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценения рубля протекает под воздействием комплекса факторов.

В качестве таковых следует  выделить:

  1. длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику, которая возведена в ранг государственной доктрины;
  2. хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;
  3. слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации национальной экономики;
  4. сохранение системного и структурного кризиса, унаследованного от административной экономики вместе с низкой 
    мотивацией к высокопроизводительному труду.

На протекание инфляционных процессов в Беларуси скрытое  воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:

а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со 
стороны населения;

б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);

в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

На протяжении всего  переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочных и краткосрочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции. Обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен. Подтверждением тому выступает низкое качество продукции, возникновение дефицита тех или иных товаров из-за вмешательства государства в процессы ценообразования, образование разрыва в уровне цен в государственном и частном секторах розничной торговли.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь