Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить причины и социально-экономические последствия инфляции, рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..….……..……..…….…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ …………………………….…5
1.1 Сущность и виды инфляции…………………..……..…………..………..…5
1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их
исчисления……………………………….……………………………..……..…15
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и
антиинфляционные меры………………………………………..…..……….…22
2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..............……29
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..……………….…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……..48

Файлы: 1 файл

КурсИнфляция.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

При расчете того или  иного общенационального индекса  цен стремятся учесть динамику цен  по максимально возможному объему товаров. Но в «корзину» попадают лишь те, которые соответствуют принятому количественному параметру. Например, это могут быть товары, удельный вес которых в потреблении сектора домашних хозяйств не менее установленного уровня (0,5 или 1% от объема потребления). При анализе может устанавливаться специальный набор товаров, определяющий так называемую корзину минимального прожиточного минимума (15-25 видов товаров и услуг). Оценка уровня инфляции. С учетом темпов прироста цен принято выделять: [6, с. 274]

  1. умеренную инфляцию (до 9% в год). В таких экономических условиях на высоком уровне сохраняется покупательная способность денег. Иногда такую инфляцию называют «ползучей»;
  2. галопирующую инфляцию (темп прироста до 40% в год), когда все уже признают особую опасность инфляции, а экономические расчеты на отдаленную перспективу во многом теряют свой смысл. Обычно в таких условиях срочно приступают к разработке соответствующих антиинфляционных программ;

3) гиперинфляция (свыше  40% в год), когда наблюдается тотальное бегство от национальных денег, вытесняемых из каналов денежного оборота более устойчивой иностранной валютой. Всегда неизбежна девальвация национальных денег. Экономический рост приобретает условный «статистический» характер, скорее всего — становится невозможным. Может наступить временный паралич хозяйственного механизма. Заметно нарастает бартер, т. е. товарообменные операции без применения денег. Оборотный капитал предприятий быстро обесценивается.

Инфляция, в соответствии с монетаристской теорией денег, должна измеряться излишком денежной массы в обращении. Однако на практике это сделать сложно. Поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно, к определению основных видов индексов цен.

Индекс цен (I) - это отношение цены t-го года (Рt) к цене базисного года (Рb), т.е.:

 

I=(Pt/Pb) x 100%                                    (1.1)

 

Различают следующие  основные виды индекса цен:

- индекс потребительских  цен,

- индекс оптовых цен,

- индекс цен - неявный  дефлятор ВНП,

- индекс экспортных  и импортных цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую "потребительскую корзину", приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг ('медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).

Индекс оптовых цен  представляет собой типичный набор  товаров, приобретаемых фирмами.

Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов. Аналитическое выражение описанных индексов представлено ниже.

Индекс роста цен  по формуле Ласпейреса (Il):

 

Il=(Pt x Ot)/(Pb x Ob)                            (1.2)

 

Индекс роста цен  по формуле Пааше или неявный  ценовой дефлятор ВНП (Ip):

 

Ip=(Pt x Ot)/(Pb x Ot)                             (1.3)

 

Индекс роста цен  по формуле Фишера:

 

If=Il x Ip                                       (1.4)

 

If=[(Pt x Ot)/(Pb x Ob)] x [(Pt x Ot)/(Pb x Ot)]         (1.5)

 

Рt - цена t-го года,

Рb - цена базисного года,

Оt - объем продукции, произведенной в t-ом году,

Оb - объем продукции, произведенной в базисном году.

Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель - дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров - потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать последний. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.

Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (л). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к индексу цен предыдущего периода:

 

n=[It-It-1] x 100%                                             (1.6)

 

С помощью этого показателя (темп инфляции) можно, например, определить соотношение между номинальной процентной ставкой и реальной процентной ставкой по формуле Фишера:

i=r+n                                                       (1.7)

 

где: i - номинальное значение процентной ставки,

r - реальное значение процентной ставки.

Для страны, где наблюдаются  устойчивые темпы инфляции, с целью  расчета количества лет, необходимых для удвоения уровня цен, можно использовать "Правило величины 70", согласно которому число 70 надо разделить на ежегодный уровень инфляции.

В Республике Беларусь была разработана  методика расчета базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь  (Постановление от 14.11.2008 №422), показателя долгосрочной динамики инфляции, который может использоваться Национальным банком Республики Беларусь и другими организациями в аналитических целях [1].

Базовый индекс потребительских цен (базовая инфляция) отражает часть инфляции, которая более тесно связана с индикаторами денежно-кредитной сферы и не подвержена воздействию неустойчивых факторов, включая сезонный, а также административному воздействию республиканских органов государственного управления на ценообразование.

Целью исчисления базового индекса  потребительских цен (базовой инфляции) является выявление динамики цен, не подверженной влиянию республиканских органов государственного управления на ценообразование, а также сезонному воздействию – факторам, которые могут оказывать существенное влияние на величину сводного индекса потребительских цен.

Перечень товаров (услуг)-представителей, включаемых в потребительский набор товаров (услуг)-представителей для расчета базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) сформирован из перечня товаров и услуг для регулярного государственного статистического наблюдения за изменением цен (тарифов) и расчета сводного индекса потребительских цен (согласно приложению 6 к Инструкции по организации государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 3 октября 2008 г. № 254), из которого исключены товары и услуги, цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Из группы «продовольственные товары» исключаются: плодоовощная продукция, цены на которую подвержены влиянию сезонного фактора, что вызывает существенные колебания величины сводного индекса потребительских цен; хлеб, молочные продукты, сахар, водка и другие, цены на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом [1].

Из группы «непродовольственные товары и платные услуги, оказываемые населению» при расчете базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) исключается товарная группа «топливо», некоторые виды медикаментов и материалов для текущего содержания и ремонта жилого помещения; услуги жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи и другие.

 В качестве весов для построения базового индекса потребительских цен используется структура фактических потребительских расходов населения по Республике Беларусь, определяемая на основе информации о расходах домашних хозяйств на приобретение товаров и оплату услуг, получаемой в результате государственного статистического наблюдения – выборочного обследования домашних хозяйств. Определение весов для расчета базового индекса потребительских цен происходит путем исключения из структуры весов для расчета индекса потребительских цен весов товаров и услуг, которые не участвуют в расчете базовой инфляции. При этом сумма весов должна равняется единице (или 100%), что достигается путем пересчета (пропорционального увеличения) весов, участвующих в расчете базового индекса потребительских цен.

Корректировка перечня товаров (услуг)-представителей, включаемых в потребительский набор  товаров (услуг)-представителей для  расчета базового индекса потребительских цен, осуществляется по мере внесения изменений в состав товаров и услуг, цены на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом. Изменения в перечне производятся Белстатом по запросу в Министерство экономики Республики Беларусь. В результате каждому товару  (услуге)-представителю, изменение цен (тарифов) на которые участвуют в расчетах базового индекса потребительских цен, придается дополнительный вес.

Расчет базового индекса потребительских  цен (базовой инфляции) производится по варианту формулы Ласпейреса, в котором используется относительный показатель изменения цены по сравнению с предыдущим периодом [1]:

 

,                           (1.8)

 

где    It/0 – базовый индекс потребительских цен (базовая инфляция) за

            период "t" по сравнению с базисным периодом "0";

- относительный показатель изменения  средней цены товара 

 (услуги) "j" в отчетном периоде "t" по сравнению с предыдущим 

  периодом "t-1";

p0j – цена товара (услуги) "j" в базисном периоде (предыдущем

году);

q0j – удельный вес расходов населения на покупку товара

 (услуги) "j" в общей сумме потребительских расходов населения

 в базисном (предыдущем) году;

 – цена (тариф) товара (услуги) "j" в периоде "t-1".

При этом

                                      (1.9)

 

Данная формула арифметически  эквивалентна основной формуле 

 Ласпейреса. Она позволяет учитывать случаи временного отсутствия или появления в продаже новых видов товаров (услуг), изменения ассортимента, поскольку примененный в ней поэтапный метод облегчает замену и включение в индекс новых видов товаров и услуг.

Расчет базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) производится Белстатом в целом по республике в рамках государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению, по группам: «товары и услуги - всего», «продовольственные товары», «непродовольственные товары», «платные услуги, оказываемые населению» по отношению к предыдущему месяцу и нарастающим итогом с начала года [1].

Расчет базового индекса потребительских  цен (базовой инфляции) осуществляется в срок до 15 числа месяца, следующего после отчетного.

 

1.3 Социально-экономические  последствия инфляции и

 антиинфляционные меры

 

Сам факт инфляции – снижение покупательной способности денежной единицы, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно  приобрести за эту денежную единицу, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность денежной единицы, однако ваш реальный доход или уровень жизни снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.

К основным последствиям инфляции относятся [7, c. 274]:

  • Перераспределение доходов и богатства.
  • Отставание цен государственных предприятий от рыночных.
  • Скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги.
  • Ускоренная материализация денежных средств.
  • Нестабильность экономической информации.
  • Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы

Рассмотрим каждое из последствий более подробно.

Перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев, и за эти 5 месяцев инфляция обесценила денежную единицу в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально – только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг.

Отставание цен государственных  предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного, резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь