Анализ спроса и определяющих его факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ факторов, определяющих спрос потребителей.
В связи с поставленной целью в работе решаются задачи:
-дать понятие спроса, рассмотреть закон спроса;
-изучить факторы, определяющие спрос, степень их влияния и эластичность спроса;
-на основе рассмотренных понятий, проанализировать особенности спроса на потребительском рынке России и показать основные факторы, определяющие спрос на потребительские товары в период становления рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Анализ спроса и определяющих его факторов.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Маржиналистская школа обратила внимание теории на потребительский выбор. Однако одноцелевой методологический подход при этом практически сохранился, ведь по аналогии с «собственным интересом» предпринимателя потребитель стал стремиться к «собственному удовольствию». На передний план здесь вышел суверенитет потребителя.

Основные положения теории потребительского спроса в неоклассическом варианте сводятся к следующему.

Под спросом в широком смысле слова, т.е. на произведенные товары и ресурсы, понимается количество продукта (ресурса), которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченная денежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок».

Существует обратная связь (при неизменности прочих условий) между величиной спроса на различные блага и их ценой, что именуется законом спроса. Исключение из закона спроса – рост цен на товары при одновременном повышении спроса на них (товары Гиффена).

В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.

Различают действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различают эндогенный и экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос образуется за счет внутренних источников, существующих в национальной экономике. Экзогенный спрос – внешний, вызван вмешательством сил внерыночного характера (государство, международные организации).7

Точная оценка всех форм спроса (по величине, объему, характеру, по структуре, по отдельным товарам, по социально-экономическим группам населения, по регионам) позволяет более полно удовлетворить потребности субъектов (потребителей), разработать эффективные меры по регулированию потребительского спроса (в частности, сокращению и ликвидации неудовлетворенного спроса), правильно оценить рыночную конъюнктуру и занять хозяйствующим субъектом соответствующую рыночную нишу на потребительском рынке.

В последнее время появились теории потребительского спроса, соединяющие поведенческие подходы и исследующие толерантность потребителя к цене.

 Под ценовой толерантностью  покупателя понимается максимальное  повышение цены, которое он принимает, не переходя на конкурирующий  продукт и не отказываясь от  покупки вообще. Толерантность покупателя к цене повышает рост удовлетворенности покупателя эксплуатацией продукции. Практическая значимость для производителя этого подхода заключена в поиске способов повышения этой толерантности.

Существует несколько важных детерминантов ценовой толерантности покупателя: качество продукта, удовлетворенность клиента, количество релевантных альтернатив покупки (размер воображаемого ассортимента), барьеры смены поставщика, справедливая цена, а также особая заинтересованность (увлеченность) потребителя в том или ином продукте.

Известный ученый У. Эдвард Деминг большое внимание уделял такому фактору потребительского спроса как ожидания потребителя, который в действительности ожидает только того, что производитель и его конкуренты ему позволили. Потребитель ничего не производит, и ни один из них не подал заявки на электрическую лампочку, телефон, факс, автомобиль и т.д. У образованного потребителя могла возникнуть смутная догадка об этих потребностях, он смог бы их внятно сформулировать, чтобы поставщик его понял.

Умный потребитель будет прислушиваться к мнению поставщика, с которым он должен работать как система, и не пытаться перещеголять друг друга. Но потребитель быстро учится: он сравнивает между собой приобретаемые продукты, и даже удовлетворенный потребитель может переключиться на другого поставщика, если он выиграет от данного перехода.

Систематизированные выше основные теоретические положения, раскрывающие теорию потребительского спроса в ее сложившихся вариантах, позволяют судить о том, что на данный момент институциональный подход к исследованию этого объекта в отечественной экономической науке еще не заявлен.

В рамках институционального подхода к развитию теории потребительского спроса выделена категория «институциональные детерминанты». Под институциональными понимаются, такие основополагающие факторы, которые обладают тремя основными признаками:

-непосредственной связью с формальными и неформальными институтами;

-формируют у субъектов определенные установки, нормы и правила их деятельности, в данном случае, их потребительского выбора, потребительского поведения;

-агрегируют экономические, социальные, культурные, психологические стороны деятельности субъектов.

Это общие родовые черты институциональных детерминант как таковых. Детерминанты – это факторы базового порядка, определяющие наиболее существенные стороны развития процесса, объекта. Применительно к потребительскому спросу институциональные детерминанты приобретают особые характеристики, связанные с деятельностью субъектов как потребителей.

Институциональные детерминанты потребительского спроса формируются не так мгновенно, как ценовые или неценовые факторы, т.к. имеют непосредственную связь с существующими формальными и неформальными институтами. Так, индивиды не могут мгновенно изменить свои привычки и предпочтения, основанные на традициях, обычаях, складывающихся достаточно длительное время. Не могут быстро и постоянно изменяться формальные институты, например, законодательная база, права собственности, существующие организационные структуры.

Поэтому процесс формирования институциональных детерминант потребительского спроса более сложен, длителен по сравнению с ценовыми и неценовыми факторами. Институциональные детерминанты более избирательно (селективно) действуют на индивидуальный потребительский спрос, тогда как ценовые факторы воздействуют и на индивидуальный, и на рыночный спрос потребителей в целом.

Необходимость институционального подхода к потребительскому спросу обусловлена еще и тем, что спрос на товары и услуги на определенных видах рынка не укладывается в неоклассические схемы, согласно которым более высокой цене данного товара соответствует более низкая величина спроса. С развитием и усложнением потребностей индивида, с расширением многообразия товаров по различным их категориям зависимость спроса от ценового фактора становится более вариантной. С улучшением дизайна и функциональных характеристик товара, спрос на него может приобретать зависимость прямо пропорциональную, т.е. на товары лучшего качества даже при возрастании цен спрос будет увеличиваться.

Нелинейность связи покупательского спроса с уровнем цен и дохода объясняется воздействием институциональных детерминант. Они, в отличие от таких традиционных факторов, как цена, доход, имеют более сложную природу и агрегируют в себе различные компоненты не только экономического порядка, но и внеэкономического (психологического, физиологического характера). Именно эти факторы потребительского спроса выступают на первый план в условиях общества «изобилия», где главной проблемой становится регулирование покупательского спроса населения, а основными вопросами для потребителя становится «что и где купить».

В качестве институциональных детерминант выделим демонстративное потребление, потребительский кредит и трансакционные издержки потребителя.8

 

2.2 Динамика спроса в условиях финансового кризиса в Российской Федерации

 

Как уже говорилось в 1 главе, совокупный спрос – это все запланированные и понесенные затраты в экономике. Можно сказать, что в этом случае совокупный спрос в стоимостном выражении равен ВВП страны, посчитанный методом расходов. Рассмотрим динамику ВВП России за последние годы.

Объем ВВП России за 2011г. составил в текущих ценах 41540,4 млрд.рублей, темп роста его реального объема относительно 2010г. - 105,6%, индекс-дефлятор ВВП в 2011г. по отношению к ценам 2010г. составил 118,8%. Объем ВВП России за 2010г. составил в текущих ценах 33113,5 млрд.рублей. Темп роста его реального объема относительно 2009г. составил в - 108,1%. Индекс-дефлятор ВВП в 2010г. по отношению к ценам 2009г. составил 113,9%.

На рисунке 3 представлены темпы изменения прироста ВВП страны.

 

Рис. 3 - Темпы роста валового внутреннего продукта России (ВВП России), % к аналогичному периоду предыдущего года9

 

Анализируя данный график, можно сделать следующий вывод: рост ВВП России последние годы стабилен и находится на отметке 6 %.

Однако осенью 2011 г. Правительство РФ признало остановку роста ВВП, снижение темпов роста оборотов розничной торговли до уровня 2000-2001 годов и проблемы с ростом реальных доходов населения. В сентябре 2011 года темпы прироста российской экономики замедлились к сентябрю прошлого года до 0,4%, что с учетом уровня статистической погрешности может говорить о его остановке.

Такое замедление экономического роста в России вызвано, главным образом, значительным сокращением российского экспорта в связи со стремительным падением мировых цен на нефть. Между тем, Россия лидирует среди стран G8 по темпам роста ВВП, но отстает от Китая и Индии. Кроме того, наша страна лидирует в «восьмерке» и по росту расходов на конечное потребление.

Минэкономразвития понизило прогноз изменения ВВП России на 2012 год с минус 0,2% до минус 2,2%, а по промышленности – до минус 7,4%, по инвестициям прогноз оттока составляет около 14%.

По мнению заместителя министра экономразвития А. Клепача, не исключено, что спад промышленности может быть существеннее, чем в прогнозе, все зависит от того, как будет работать антикризисный пакет, и как будет себя вести банковское кредитование экономики10.

На рисунке 4 представлена структура ВВП, или спроса в разрезе понесенных расходов.

Как мы видим на рисунке 2, наибольшую долю занимает расходы население и валовые инвестиции. Доля инвестиций увеличилась, что может говорить об увеличении инвестиций в России.

В структуре ВВП России на 2010 г. 35,3% приходится на производство товаров (для сравнения в 1991 – 60,5 %, в 2002 – 41%), 51,9% - на производство услуг (в 2002 г. – 32,6%). На рисунке 5 представлены отраслевые изменения в структуре ВВП России.

Анализируя эти графики, можно сделать следующие выводы, что в структуре ВВП России значительна доля добывающей промышленности, почти 10 %, что может говорить о сырьевой направленности нашей экономике; слабо развита такая сфера как финансовый сектор, куда относятся различные информационные, консультационные услуги. Если в нашей стране доля этого сектора всего лишь 11,2 %, то, например, в США эта цифра достигает значения в 37,4 %.

 

Рис. 4 - Структура ВВП по расходам11

 

Рис. 5 - Отраслевая структура ВВП России в 2011 г.12

 

Если же говорить о России, то видна тенденция к росту доли непромышленного сектора в ВВП страны. Особое внимание нужно уделять социальной сфере, развитию производства, основываясь на современных технологиях. В виду мирового кризиса, в условиях спада цен на нефть, необходимо искать другие источники роста ВВП. Это одна из важнейших задач государства сегодня.

 

Заключение

 

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д. На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос.

Достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики.

Одной из составляющих элементов в равновесии является спрос.

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты. Спрос и закон спроса. Неценовые факторы, определяющие объем спроса. Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения спроса потребителей.

Во второй главе мы рассмотрели специфика и особенности спроса и факторов, его определяющих, в России и динамика спроса в условиях современного финансового кризиса в Российской Федерации.

Перед работой была поставлена цель выявления факторов спроса у потребителей на товарном рынке. В результате проведенных исследований можно выделить следующие аргументы:

-цена;

-реклама;

-вкусы;

-предпочтения;

-доход;

-торговая марка;

-ожидания;

-размер домашнего хозяйства;

-плотность насыщения рынка интересующим потребителя товаром.

Цена является главным определяющим фактором, влияющим на спрос потребителей. В первую очередь потребитель всегда обращает внимание на стоимость товара. Не малую роль во влиянии на потребителя играет реклама, благодаря рекламе покупатели могут узнать кое-что о качествах товара и его производителе. Также на потребительский спрос влияют вкусы и предпочтения, доход, торговая марка, ожидания, размер домашнего хозяйства и плотность насыщения рынка интересующим потребителя товаром.

Факторы, определяющие эластичность спроса:

1.Наличие и доступность  на рынке ресурсов-заменителей.

Информация о работе Анализ спроса и определяющих его факторов