Анализ спроса и определяющих его факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ факторов, определяющих спрос потребителей.
В связи с поставленной целью в работе решаются задачи:
-дать понятие спроса, рассмотреть закон спроса;
-изучить факторы, определяющие спрос, степень их влияния и эластичность спроса;
-на основе рассмотренных понятий, проанализировать особенности спроса на потребительском рынке России и показать основные факторы, определяющие спрос на потребительские товары в период становления рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Анализ спроса и определяющих его факторов.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены. Поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена).

Получение кривой индивидуального спроса.

Для того, чтобы получить кривую индивидуального спроса потребителя необходимо на карте кривых безразличия, которые представляют собой всевозможные наборы двух товаров, построить линию бюджетного ограничения данного потребителя, используемая для изображения множества доступных потребителю товарных наборов (рис. 2).

На рисунке показано как изменится оптимум потребителя при неизменной структуре предпочтений, изменении цены товара Х и прежнем доходе. В данном примере цена товара Х снижается до уровня Рх1, при этом бюджетная линия CD поворачивается вокруг точки C против часовой стрелки и занимает положение CD1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 - Получение кривой индивидуального спроса

Теперь покупатель может приобрести большее количество товара Х, в то же время потребителю становятся доступными более высокие кривые безразличия. Оптимум потребителя переместится из точки А в точку В, на основе этого перемещения и строится кривая индивидуального спроса (нижняя часть рисунка). Для построения кривой рыночного спроса необходимо знать индивидуальные кривые спроса всех потребителей данного рынка.

1.2 Факторы спроса, степень  их влияния и эластичность спроса

 

Изменение спроса обусловливается многими факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. В их числе можно выделить следующие факторы.

Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, которое может быть вызвано рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастает при каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса на данный товар и смещение кривой спроса влево.

Важно так же отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на грампластинки.

Потребительские вкусы является одним из самых тяжело измеряемых факторов спроса. Причиной этому служит то, что все люди индивидуальны и обладают разными вкусами. И от вкусов потребителей зависит прибыль фирмы или производителя и будущее товара, т.е. если товар не удовлетворяет вкусам потребителей, то его производство невыгодно. Но пусть вкусы потребителей тяжело поддаются измерению, но на них можно влиять. Например, с помощью рекламы товара можно поднять потребительский интерес к товару и увеличить спрос на него. А производитель может повлиять на спрос с помощью технологических изменений.

 Количество покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

Влияние данного фактора очень велико. Ведь именно от количества покупателей зависит прибыль фирмы или производителя. Проблема измерения данного фактора состоит в том, что количество покупателей товара напрямую зависит от количества людей, вкусы и потребности которых удовлетворяет данный товар. А как было сказано мною раньше, потребительские вкусы очень сложно измерять, на них можно только воздействовать.

Доход потребителей. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, начинают заменять недорогие товары их более качественными и дорогими аналогами. И, наоборот, при снижении доходов спрос на качественные и соответственно дорогие товары, падает.4

В зависимости от товара, то есть, является ли он качественным и дорогим или дешевым, данный фактор играет разную роль. Так снижение доходов потребителей вызовет увеличение спроса на дешевый товар, и наоборот.

Измерение данного фактора не является сложной задачей. И в большинстве своем фирмам не нужно этим заниматься. Потому что измерением доходов потребителей и просто людей живущих в стране занимается государство, а именно Госкомстат. А результаты периодически публикуются.

Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот сопряженный продукт товаром заменителем или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители, покупают его в большем количестве, вызывая тем самым уменьшение спроса на маргарин. Если обобщить сказанное, то можно заключить: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Таким образом, спрос бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к фотоаппаратам и пленке, видеомагнитофонам и кассетам и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Влияние данного фактора на спрос очень велико. Так если цены на товары заменители ниже чем на данный товар, то спрос на данный товар будет падать, а спрос на товары заменители повышаться. Измерение данного фактора не представляет труда.

Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, побуждают покупать данный товар в больших количествах сейчас, тем самым опередить повышение цен. Равным образом и ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товар. Например, сообщения метеорологов о том, что будущие холода могут уничтожить значительную часть урожая цитрусовых, провоцируют ожидания потребителей о том, что из-за предстоящей нехватки цитрусовых, цена на апельсиновый сок может повыситься. Поэтому потребители начинают активно запасать апельсиновый сок.

Процентные ставки по вкладам. Если банки и финансовые компании проводят политику индексации вкладов, повышения по ним процентных ставок, то при превышении размера индексации вклада над индексом цен может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования, в настоящем периоде, поскольку накопления могут осуществляться с целью последующей покупки более дорогостоящего товара.

При большом числе субъектов рыночных отношений спрос на товар становится результатом взаимодействия всех вышеперечисленных факторов. Помимо них можно назвать:

-географию рынка,

-половозрелый состав покупателей,

-реклама данного товара и товаров – субститутов,

-международные кризисы,

-войны,

-политические и социальные конфликты,

-тарифы на транспортные перевозки,

-валютные курсы, участие в международных торговых соглашениях и др.5

Зависимость величины (объема) спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Для характеристики и количественного анализа спроса как функции используются показатели эластичности.

В самом общем виде эластичность отражает процентное изменение значения функции в результате определенного процентного изменения переменной, т.е. является характеристикой чувствительности.

Для характеристики спроса на товар используют несколько показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Поэтому в данном случае во внимание принимается абсолютное значение коэффициента. Возможны три варианта:

Если коэффициент ценовой эластичности больше 1 (процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса), то спрос является эластичным. Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.

 Если коэффициент  ценовой эластичности меньше 1 (процентное  изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса), то спрос является неэластичным. Крайняя форма неэластичного спроса – совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).

Если коэффициент ценовой эластичности равен 1 (процентное изменение цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса), то спрос имеет единичную эластичность.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема (величины) спроса на товар при изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными. Наоборот, нормальные товары характеризуются положительной величиной коэффициента.

Коэффициент перекрестной эластичности – характеризует степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, то товары взаимозаменяемые; если меньше нуля – то товары взаимодополняемые; если равен нулю – то товары независимые, несвязанные.

Эластичность спроса на ресурс по цене показывает степень количественного изменения величины спроса на ресурс при изменении цены на 1%.

Эластичность подсчитывается по стандартным формулам:

дуговой эластичности:

где Р1, Р2 — первоначальная и последующая цены;

Q1, Q2 — первоначальная и последующая величины спроса.

точечной эластичности:

где Q`(P) — производная функции спроса по цене;

Р — рыночная цена;

Q(P) — величина  спроса при данной цене.

Факторы, определяющие эластичность спроса:

1.Наличие и доступность  на рынке ресурсов-заменителей.

Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей, то спрос на него будет относительно стабильным.

2.Доля затрат на данный  ресурс в совокупных издержках фирмы.

При прочих равных условиях, чем меньше доля совокупных затрат приходится на рассматриваемый ресурс, тем ниже эластичность спроса фирмы на него.

3.Анализируемый период  времени.

При прочих равных условиях, чем менее продолжительный период времени мы рассматриваем, тем менее эластичен спрос на ресурсы. Очевидно, что в краткосрочном периоде производителю сложнее адаптироваться к росту цен и найти необходимые ресурсы-заменители.

4.Эластичность спроса  на продукт, изготавливаемый при  помощи данного ресурса.

Снижение цены на продукцию, характеризующуюся эластичным спросом, приводит к увеличению объема продаж, и как следствие, к росту спроса на ресурсы. Поэтому, при прочих равных условиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс, используемый при его производстве.

Можно заключить, что ожидания потребителей, так же как и их вкусы относятся к очень сложно измеряемым факторам спроса. Причиной этому является индивидуальность каждого человека. Ожидания как видно из примера имеют серьезное влияние на величину спроса, и они трудно измеримы. Но на ожидания потребителей можно повлиять, как это сделали метеорологи, тем самым спровоцировать увеличение спроса.6

 

 

Глава 2.Анализ факторов, определяющих спрос потребителя на современном этапе становления рыночной экономики

 

2.1 Анализ и развитие потребительского спроса на современном этапе

 

Проведем, анализ различных теорий потребительского спроса разработанных как зарубежными, так и отечественными экономистами, в процессе их эволюции.

Классическую школу не интересовал процесс потребительского выбора вместе с его ценностными ориентирами, т.к. ценность определялась через трудовые затраты, и проблемы конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли можно было решить и без модели потребителя. Считалось, что основные отношения – это отношения в сфере производства, а потребление как конечная цель является производным.

Информация о работе Анализ спроса и определяющих его факторов