Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:28, реферат

Описание работы

Научите попугая произносить слова "спрос и предложение" —и перед вами экономист! В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги —спрос и предложение —способы дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.

Файлы: 1 файл

Глава 4.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Разумеется, конкуренция  предполагает намного большее число  покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке  имеется 200покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путем умножения величин спроса, приведенных в таблице 4-1,на 200.Кривая D1на рисунке 4-3показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200покупателей. 

Таблица 4-2. Рыночый  спрос на кукурузу (в бушелях), три  покупателя (гипотетические данные) 

 

Цена за бушель(дол.) 

Величина спроса 

Общая величина спроса в неделю 

1-й покупатель 

2-й покупатель 

3-й покупатель 

10 

12 

30 

20 

23 

17 

60 

35+ 

39+ 

26= 

100 

55 

60 

39 

154 

80 

87 

54 

221 
 
 

  

Таблица 4-3. Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей (гипотетические данные) 

  

 

(1) Цена за бушель (дол.)  

(2)Величина спроса  в неделю(в бушелях), один покупатель 

(3) Число покупателей  на рынке 

Общая величина спроса в неделю (в бушелях) 

10 

200 

2 000 

20 

200 

4 000 

35 ?  

200= 

7 000 

55 

200 

11 000 

80 

200 

16 000 
 

  
 
 

  

Рисунок 4-2. Кривая рыночного  спроса—сумма кривых индивидуального  спроса 

Кривая рыночного  спроса Dобразуется путем горизонтального  совмещения кривых индивидуального  спроса D1,D2и D3. всех потребителей на рынке.  

  

  

Изменение одной  или более детерминант спроса —потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий —вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например, от D1к D2.Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например, от D1к D3.Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике —от а к b. 

  

  

ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА 

  

Когда экономист  строит кривую спроса —скажем, такую, как D1на рисунке 4-3, —он исходит из допущения, что цена служит самой  важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют  

и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1следует также допустить, что "прочие условия равны", то есть что неценовые детерминанты( Под неценовыми детерминантами мы подразумеваем другие факторы, помимо цены на рассматриваемый конкретный продукт. Мы впоследствии выясним, что изменение цен на другие продукты способно повлиять на спрос на конкретный продукт.) величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1.Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса. 

.Каковы важнейшие  неценовые детерминанты рыночного  спроса? Основные из них следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2)число потребителей на рынке; 3)денежные доходы потребителей; 4)цены на сопряженные товары и 5)потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. 

  

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ 

  

Что происходит, когда  одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Ответ мы знаем: изменение одной детерминанты (или более) изменяет •данные шкалы спроса в таблице 4-3,а следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 4-3. Taкoe изменение данных шкалы спроса или —графически —смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе. 

Конкретнее, если потребители  обнаруживают желание и способность  покупать большее количество данного  товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4таблицы 4-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рисунке 4-3это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса “право, например от D1 к D2.И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4таблицы 4-3.В графическом изображении сокращение спроса влечет за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 4-3. 

А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше неценовых детерминант. 

1.Потребительские  вкусы.Благоприятное для данного  продукта изменение потребительских  вкусов или предпочтений, вызванное  рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки. 

2.Число покупателей.  Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и в частных больницах. Американские внешнеторговые ведомства добиваются снижения другими странами торговых барьеров для продуктов сельского хозяйства США, чтобы увеличить спрос на эти продукты. 

3.Доход. Воздействие  на спрос изменений денежного  дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров  повышение дохода приводит к  увеличению спроса. По мере роста  доходов потребители, как правило,  покупают больше бифштексов, стереоустановок,  виски. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой cвязи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. 

Хотя большинство  продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, или картофеля, или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натурального бифштекса с косточкой из крестцовой части и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. 

4.Цены на сопряженные  товары.Приведет ли изменение  цены на сопряженный товар  к повышению или снижению спроса  на рассматриваемый продукт, зависит  от того, является ли этот родственный  товар заменителем нашего продукта  или сопутствующим ему Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин( Заметьте, что потребитель передвигается вверх по стабильной кривой спроса на сливочное масло. Но одновременно кривая cпроса на маргарин сдвигается вправо (спрос возрастает). При данном объеме предложения маргарина сдвиг кривой вправо означает, что сбыт его увеличится, а цена на него также повысятся.). И наоборот, когда цена на масло снижает потребители покупают его в большем количестве вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и ксилитом, машинами "тоета'' и "хонда", чаем и кофе и т. д. 

Между тем другие пары продуктов являютcя взаимодополняющими, они "сопутствуют'' друг другу в  том смысле, что спрос на них  предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на моторное масло( И здесь заметим, что, когда спрос на бензин передвигается вверх по стабильной кривой спроса на него, кривая спроса на моторное масло сдвигается влево (спрос снижается). При данном объеме предложения на моторное масло это снижение спроса на него приведет и к сокращению его сбыта, и к уменьшению цены на него. ). Таким образом, спрос бензин и масло сопряжен —это дополняющие друг друга товары. То же относится к ветчине и яйца учебе и учебникам, видеомагнитофонам и кассета клюшкам и мячам для игры в гольф, фотоаппарат там и фотопленке и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из в и спросом на другой существует обратная связь. 

Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные  товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой 

5.Ожидания.Потребительские  ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем moi побудить их покупать теперь же, чтобы "упредить'' угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Первый пример. Когда холода уничтожить значительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предстоящие нехватки апельсинового сока повысят цену на него. Поэтому они "запасают" апельсиновый сок скупая его немедленно в необычайно больших количествах. Второй пример. Несколько лет тому назад Дхонни Карсон в шутку предсказал дефицит туалетной бумаги. Многие из его телевизионных болельщиков восприняли его шутку всерьез, и спустя несколько дней на полках многих супермаркетов исчезла туалетная бумага. Третий пример. Перспективный футболист, добившийся успеха в первом круге чемпионата Национальной футбольной лиги, может позволить себе раскошелиться на новый "мерседес" в расчете на выгодный контракт с профессиональной командой. 

Из всего сказанного можно вывести заключение, что повышение спроса на продукт X,то есть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможной цене, может быть вызвано следующими причинами: 1)благоприятным изменением потребительских вкусов; 2)увеличением числа покупателей на рынке; 3)повышением дохода, если продукт Х является нормальным товаром; или снижением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории: 4)повышением цены на сопряженный товар Y,если последний является заменителем для продукта X, или снижением цены на сопряженный товар Y,если последний является дополняющим к товару X; 5)ожиданием повышения в будущем цен и доходов. Напротив, сокращение спроса на продукт Х может быть обусловлено следующими факторами: 1)неблагоприятным изменением потребительских вкусов; 2)уменьшением числа покупателей на рынке; 3)повышением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода, если Х является нормальным товаром; 4)повышением цены на сопряженный товар Y,если этот последний является дополняющим для X,или снижением цены сопряженного товара Y,если последний является заменителем для товара X; 5)ожиданием падения в будущем цен и доходов. В таблице 4-4приводится наглядный перечень детерминант спроса наряду с дополнительными примерами. 

Информация о работе Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение