Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:28, реферат

Описание работы

Научите попугая произносить слова "спрос и предложение" —и перед вами экономист! В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги —спрос и предложение —способы дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.

Файлы: 1 файл

Глава 4.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Графический анализ предложения и спроса приводит нас  к таким же заключениям. На рисунке 4-5 одновременно показаны кривая рыночного пpeдложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси помещены показатели и величины спроса, и величины предложения. Внимательное изучение этого графика ясно показывает, что при любой цене, превышающей равновесную цену 3дол., 

величина предложения  окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение кукурузы и одновременно побудит покупателей покупать ее в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличить предложение, а потребителей скупить имеющийся продукт; в результате излишек исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть равновесная точка. Здесь равновесная цена составляет 3дол., а величины спроса и предложения равны 7тыс. бушелей. 

  

УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ  ФУНКЦИЯ ЦЕН 

  

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведенном случае равновесная цена 3дол. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения и спроса утверждает следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить 3дол. за бушель кукурузы, может его купить; те, кто не желает и не в состоянии, не станут его покупать. Точно так же любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и предлагать ее к продаже по цене 3дол., может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу. Как мы вскоре увидим, если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникать. 

  

ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И СПРОСА 

  

Выше уже отмечалось, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских  ожиданиях или колебаний цен  на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменений технологии, ресурсных цен или налогов. Наш анализ был бы неполным, если бы мы здесь не уделили места рассмотрению воздействия изменений предложения и спроса на равновесную цену. 

Изменение спроса. Сначала  проанализируем последствия изменений  спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 4-6а. Как это повлияет на цену? Отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужды возиться с колонками цифр для определения воздействия на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения этих показателей на графике.) Как показано на рисунке 4-66,уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, сокращается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены. и количества продукта. 

Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную  процедуру и проанализируем воздействие  изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос  постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 4-6в, новая точка пересечения показателей предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 4-6г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены. но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой. 

Сложные случаи. Совершенно очевидно, что может возникать  множество более сложных случаев  при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Сначала предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем в конечном счете снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось результатом каждого из этих фактов, взятого в отдельности. А как обстоит дело с равновесным количеством продукта? Здесь последствия изменений предложения и спроса разнонаправлены: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложение и спроса.  

  
 
 

  

Увеличение спроса (график а) и уменьшение спроса (график б) указывают на прямую зависимость  между изменениями спроса, и проистекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта. Увеличение предложения (график в) и уменьшение предложения (график г) указывают на обратную зависимость между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но на прямую зависимость между изменением предложения и сопутствующим ему. изменением равновесного количества продукта. 

Второй возможный  случай —это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются  два эффекта повышения цены. Можно  предвидеть, что увеличение равновесной  цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако, если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет. Читателю надлежит изобразишь эти два случая на графиках, чтобы подтвердишь сделанные нами выводы.  

А что происходит, когда предложение и спрос  изменяются в одном и том же направлении? Предположим сначала, что и предложение, и спрос  увеличиваются. Как это скажется на равновесной цене? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену— эффект понижения цены в результат увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, pавновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно. Во-вторых, уменьшение предложения и спроса одновременно можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Поскольку одновременное уменьшение предложения и спроса оказывает понижательное воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было вначале. 

Кстати, возможность  параллельного изменения предложения  и спроса в какой-то период времени  отнюдь не исключается. В самом деле, одно событие способно одновременно воздействовать и на предложение, и на спрос. Например, совершенствование технологии изготовления сыра может снизить и предложение натурального молока, и спрос на него. 

Нечего и говорить, что могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения —с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется. Читателю следует и эти более сложные случаи воспроизвести в форме кривых предложения и спроса, чтобы проверить все приведенные заключения. 

  

РЫНОК РЕСУРСОВ 

  

Какие формы принимают  кривые предложения и спроса на рынке  ресурсов? Как и на рынке продуктов, кривые предложения ресурсов обычно восходящие, а кривые спроса на ресурсы нисходящие. Почему? 

Кривые предложения  ресурсов обычно Являются восходящими, то есть они отражают прямую связь  между ценой на ресурс и объемом  его предложения, поскольку в интересах самих владельцев ресурсов поставлять большее количество конкретного ресурсы по высокой, а не по низкой цене. Выплаты высоких доходов работникам отдельной профессии или Сдельной отрасли поощряют домохозяйства поставлять туда возможно больше людских и материальных ресурсов. Низкие доходы действуют в противоположном направлении, они побуждают владельцев ресурсов не поставлять их в эту конкретную профессию или отрасль, а фактически способствуют тому, чтобы ресурсы направлялись на другие цели. Кстати, имеются достоверные доказательства того. чтo большинство студентов колледжей выбирают специальность (профессию), сулящую высокую оплату их труда. 

Что касается спроса на ресурсы, то предприятия стремятся  покупать меньше того ресурса, цена на который повышается, и заменять его другими, относительно дешевыми ресурсами. Предприниматели считают выгодным заменять дорогие ресурсы дешевыми. Спрос на конкретный ресурс выше, когда цена на него ниже. И каков результат? Нисходящая кривая спроса на разные ресурсы. 

Короче, как на рынке  продуктов цены определяются решениями  предприятий —агентов предложения  и решениями потребителей —агентов спроса, так и на рынке ресурсов цены на них определяются решениями  домохозяйств —агентов предложения  и решениями предприятий —агентов спроса. 

  

СНОВА О ДОПУЩЕНИИ "ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ" 

  

В главе 1уже отмечалось, что свою неспособность проводить  контрольные эксперименты экономисты возмещают использованием в своих  исследованиях допущения "при  прочих равных условиях". В настоящей главе мы увидели, что на предложение и спрос оказывает влияние ряд факторов. Поэтому при построении специфических кривых предложения и спроса, таких, как D1и Sна рисунке 4-6а, экономисты вычленяют влияние того фактора, который они считают самой важной детерминантой величин предложения и спроса, а именно цену рассматриваемого конкретного продукта. Представляя, таким образом, законы спроса и предложения в форме соответственно нисходящих и восходящих кривых, экономист принимает допущение, что все неценовые детерминанты спроса (доходы, вкусы потребителей и т.д.) и предложения (цены на ресурсы, технология и другие факторы) остаются постоянными, или неизменными. Иными словами, цена и величина спроса, при прочих равных условиях, находятся в обратном соотношении. В свою очередь, цена и величина предложения находятся, при прочих равных условиях, в прямой зависимости. 

Игнорируя допущение "при прочих равных условиях" в  качестве обязательной предпосылки  законов спроса и предложения, можно  столкнуться с запутанными ситуациями, которые, казалось бы, вступают в противоречие с этими законами. Допустим, например, что "Форд моторз" продаст в 1989г. 200 тыс. машин "эскорт" по средней цене 8тыс. дол., в 1990г. —300тыс. по средней цене 8500дол., а в 1991г. — 400тыс. по средней цене 9тыс. дол. Цена и количество проданных машин изменяются в прямом соотношении, то есть в одном и том же направлений, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат закону спроса. Но существует ли здесь действительное противоречие с законом? Ответ, конечно, отрицательный. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь в том, что на этом отрезке времени игнорировалось допущение "при прочих равных условиях" в качестве предпосылки закона спроса, конкретно: уже потому, что, например, увеличение доходов, рост населения и относительно высокие цены на горючее усилили привлекательность для потребителей компактных моделей, кривая спроса на "эскорты" из года в год ползла вверх и сдвигалась вправо, как на рисунке 4-6а от D1 к D2,что и вызвало повышение цены и одновременно увеличение объема продаж. 

Противоположную тенденцию  нам показывает рисунок 4-6г. Сравнивая  первоначальное равновесное состояние S1Dс новой S2D,мы отмечаем, что по более  высокой цене продается или предлагается меньшее количество продукта, то есть цена и величина предложения характеризуются обратной, а не прямой связью, как это диктуется законом предложения. И в данном случае подвох заключается в том. что допущение "при прочих равных условиях". лежащее в основе построения восходящей кривой. игнорируется. Быть может, возросли издержки производства или данный продукт был обложен специфическим налогом, что сдвинуло кривую предложения от S1к S2.Эти примеры также подчеркивают значение отмечавшегося выше различия между изменением величины спроса (или предложения) и изменением в спросе (предложении). 

Информация о работе Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение