Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направлений промышленной политики и промышленного развития России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации промышленной политики
изучить основные направления и инструменты промышленной политики
проанализировать современные подходы к проведению промышленной политике;
провести анализ проблем промышленного развития России;
определить совокупный инновационный потенциал российских предприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 6
Понятия и сущность промышленной политики 6
Модели, методы проведения современной промышленной политики 13
Глава 2. Направления и инструменты промышленной политики 19
2.1 Денежно-кредитная и финансовая политика 20
2.2 Инновационная политика 22
2.3.Структурная политика 25
2.4. Инвестиционная политика 30
2.5. Законодательная база и регулирующие органы 33
Глава 3. Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае 36
3.1 Проблемы промышленного развития российской экономики 41
3.2 Инновационной потенциал российской промышленности 48
Заключение 54
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экон.теории.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

          В лесной отрасли требуется законодательно установить воспроизводственный порядок использования лесосырьевой базы, который позволит обеспечить рост доходов при экологически устойчивом ведении хозяйства. За образец может быть взят опыт Швеции. Лесные массивы разделяются на 100 участков, из которых ежегодно вырубается один участок (1%), засаживаемый затем деревьями. В течение 100 лет происходит полное обновление лесных массивов, которые обеспечивают надежные воспроизводимые поставки древесины на переработку.

          В области регулирования экспорта древесины необходимы дифференцированные пошлины для облагораживания его структуры (перераспределение долей от сырой древесины в пользу продукции глубокой переработки). Выигрыш в виде доходов мог бы быть инвестирован в обновление основных фондов. Швеция, уступающая по территории почти вдвое только Иркутской области, получает от экспорта продукции лесоперерабатывающей промышленности 11 млрд. долл. в год.

Промышленная политика, адресованная вторичному сектору, предполагает стимулирование развития сельскохозяйственного  машиностроения (прежде всего, производства современных зерноуборочных комбайнов и тракторов), станкостроения и транспортного машиностроения. В сфере авиационного производства предстоит обеспечить возмещение устаревающего парка самолетов региональной авиации, а до 2025 года — 900 магистральных самолетов. На сегодняшний день эта задача не решается ни за счет внутреннего производства, ни за счет лизинга у зарубежных поставщиков. Наряду с необходимостью в краткосрочной перспективе оптимизации лизинга за счет внесения изменений в Налоговый кодекс, федеральный закон “О лизинге” и некоторые другие нормативные акты, приоритетной долгосрочной мерой является восстановление системы заказа в отечественном гражданском авиастроении.

Аналогичные задачи предстоит решать в станкостроении, транспортном машиностроении и иных отраслях.

Малый и средний бизнес, обеспечивающий и подпитывающий крупный и  региональный бизнес инновациями, новыми видами продукции и кадровыми  ресурсами, является равнозначным объектом промышленной политики. В области поддержки малого предпринимательства особое внимание должно уделяться наукоемкому, венчурному предпринимательству. Промышленная политика позволит сделать естественной и продуктивной производственную кооперацию малого предпринимательства со средним и крупным бизнесом, государственными предприятиями.

При планировании промышленной политики критически важным является учет регионального  аспекта развития, преодоление межрегиональных  диспропорций, что предполагает адресные решения не столько в отношении субъектов РФ, сколько в отношении надсубъектных территориально-производственных комплексов, или “кластеров”.

Особенно проблематична ситуация с промышленным развитием в Сибирском  и Дальневосточном регионах, а  также районах Севера, где требуется  развитие обрабатывающих энерго-, водо- и ресурсоемких, но малотрудоемких производств в местах сосредоточения дешевых сырьевых и энергетических ресурсов. В южных районах Сибири и Дальнего Востока имеются некоторые свободные трудовые ресурсы, особенно для развития и размещения предприятий легкой и пищевой промышленности. Но отток населения и капитала требуют принятия целенаправленных мер по эффективной мотивации работников и инвесторов.

Одной из задач промышленной политики является восстановление и развитие местной промышленности, ориентированной на локальные рынки ресурсов и сбыта. Приоритетными отраслями местной промышленности, требующих стимулирования развития, являются строительство жилья и производство стройматериалов, глубокая переработка древесины и воспроизводственное лесопользование, строительство автомобильных дорог, пищевая промышленность.

Объемный пласт задач стоит  в области поддержки градообразующих  предприятий, которых в нашей  стране насчитывается более 900 (преимущественно, в лесной и деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой и топливной отраслях, а также в машиностроении и оборонной отрасли). Производимая ими продукция составляет около 30% от всего объема выпускаемой продукции. На базе градообразующих предприятий функционируют 467 моноструктурных города и 332 поселения. В рамках промышленной политики стоят задачи повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, развития социальной инфраструктуры. Требуют решения и такие проблемы, как территориально-географическая удаленность от основных рынков сбыта в условиях растущих цен на транспорт и энергоносители, недостаток квалифицированных кадров.

 

                       2.4. Инвестиционная политика

 

Что касается ресурсного обеспечения  промышленной политики, главной преградой  на данный момент являются сложившиеся макроэкономические и финансовые диспропорции и отсутствие эффективных стимулов к инвестированию в стратегически важные проекты. На начальном этапе со стороны государства необходима целенаправленная инвестиционная политика при ведущей роли средств консолидированного государственного бюджета. Отметим несколько направлений необходимых преобразований.

Необходимо способствовать вовлечению сбережений населения в инвестиционный процесс. Для этого критически важным является восстановление доверия к  банковскому сектору. Государство должно создать надежную и эффективную законодательную базу для защиты и гарантирования банковских вкладов населения.

Существуют также предложения  по восстановлению банковских вкладов  населения, пострадавших от дефолта  в 1998 года. По одной из таких схем возможно поэтапное перечисление на сберегательные счета безналичных средств, часть которых могла бы в безналичном виде перечисляться за счет накопленных процентов для покупки отечественной техники, товаров длительного пользования или использоваться в виде кредитов под жилье. Другая часть средств целевым назначением могла бы использоваться на инвестирование в высокотехнологичные производства и инновации и не выдаваться в течение 10—15 лет наличными.

В отношении регулирования естественных монополий необходимо осуществлять изъятие части природной ренты  параллельно с развитием системы  платежей за пользование недрами  и другими невоспроизводимыми природными ресурсами. Это предполагает: введение на федеральном уровне налога на дополнительный доход недропользователей (в первую очередь, в нефтедобыче) по прогрессивной шкале; ликвидацию правового пробела в области определения прав лицензиата-недропользователя на добытые им природные ресурсы; установление рентных платежей за лесопользование, заключение концессионных соглашений на лесопользование; использование платежей за воду и лес на цели развития природно-ресурсного потенциала и ресурсосбережения; использование механизмов обязательного страхования экологических рисков и рисков неполучения доходов от эксплуатации природных ресурсов; взимание платы за землю; обложение оборота недвижимости; продажу лицензий на радиосвязь и на использование радиочастот.

Эффективным инструментом концентрации финансовых ресурсов для проведения промышленной политики может стать внебюджетный целевой ссудный фонд промышленности. Возможность предприятий таких отраслей, как электроэнергетика и транспорт, получать инвестиционные кредиты на достаточно долгий срок может препятствовать инфляционным процессам, разворачивающимся по причине роста тарифов на их услуги.

Со стороны банковской сферы  возможно более активное кредитование им инноваций и промышленного  развития. Для этого необходимо снижение ставки рефинансирования до приближенной к мировым стандартам и ее сохранения на период 5–8 лет, необходимых для обеспечения полной окупаемости основной массы инвестиций.

Становление цивилизованного и  эффективного фондового рынка также  способствует финансовому обеспечению  промышленной политики, облегчая доступ предприятий к заемным средствам.

Возможно использование ипотечного кредитования, осуществляемого Сбербанком по сниженным процентным ставкам, для  целей инвестирования проектов в  промышленном производстве, прошедших  государственную экспертизу.

Большой потенциал финансового обеспечения инвестиционной политики государства содержат в себе накопленные золотовалютные резервы, консервация которых на счетах в Банке России нецелесообразна с точки зрения необходимости стимулирования экономического роста.

Промышленная политика должна быть подкреплена налоговой системой, ориентированной на модернизацию экономики. Пока налоговая система преимущественно основана на косвенном обложении хозяйственной деятельности, что обусловливает непропорциональное распределение налогов между сферами производства. Фискальная ориентация налоговой системы определяет чрезмерную нагрузку на реальный сектор экономики.                Предоставление налоговых преференций некоторым предприятиям содействует повышению их собственного инвестиционного потенциала. Налоговые преференции должны обеспечивать, во-первых, стимулирование освоения прогрессивных технологий, выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции, подготовку высококвалифицированных кадров, ресурсосбережение и сокращение загрязнения окружающей среды. Во-вторых, рост занятости и повышение оплаты труда работников. Кроме налоговых льгот к налоговым преференциям относятся налоговые и инвестиционные налоговые кредиты, амортизационные налоговые преференции.

Иностранные инвестиции на данном этапе консервируют сырьевую направленность российской экономики и совершенно не являются фактором ускоренного развития промышленности с высокой добавленной стоимостью. Поэтому перед государством стоит задача качественного изменения структуры притока зарубежного капитала.

 

2.5 Законодательная база  и регулирующие органы

 

Важнейшим условием осуществления  промышленной политики является создание соответствующей нормативно-правовой базы, определение “правил поведения” экономических субъектов и совершенствование механизма контроля за соблюдением этих правил. Законодательная база, сформировавшаяся за время реформ, зачастую не обеспечивает достижения цели модернизации и структурной переориентации экономики. Среди ее узких мест можно выделить отсутствие эффективного механизма дифференциации налоговых и иных инструментов для стимулирования перетолков капитала, необходимых финансовых инвестиционных инструментов. Весьма ограничена возможность концентрации средств в рыночно неликвидных сферах деятельности.

Для преодоления этих недостатков потребуется принятие ряда новых законов, непосредственно относящихся к промышленной политике, а также внесение дополнений и изменений в уже имеющиеся нормативные акты — Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы, законы “О Центральном банке Российской Федерации”, “О науке и государственной научно-технической политике”, “О приватизации государственного и муниципального имущества”, “О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности” и т.д.

Для эффективного диалога между  властью и бизнесом необходимо законодательное закрепление взаимных прав и обязанностей промышленного представительства и федеральной власти. Наиболее готовой общенациональной интегральной структурой для этого является ТПП РФ. В ТПП РФ входят практически все промышленные отраслевые союзы и ассоциации, она имеет отделения в субъектах Российской Федерации и за рубежом и обладает мощным механизмом экспертной поддержки — начиная от департамента, занимающегося законотворческой деятельностью, и заканчивая развитой системой комитетов палаты, профильным промышленным комитетом. Важно, что ТПП РФ представлена руководителями не только крупного, но и среднего и малого бизнеса, а также руководителями регионов и политиками — депутатами Государственной Думы, обладающими правом законодательной инициативы.

В настоящее время традиции все  еще действующей государственной  политики финансовой стабилизации привели  к тому, что наибольшие полномочия по формированию программных финансово-экономических, налоговых, бюджетных, валютных, таможенных и подобных решений в явной или иной форме принадлежат Минфину. Минфин является выпускающим федеральным органом при формировании и расходовании бюджета, его руководитель входит в Совет Безопасности РФ. Классическая задача Минфина ограничена главным образом расходами и балансом федерального бюджета, в основном путем сокращения расходов или займов. С задачами стимулирования роста и развития это мало совмещается.

Политика стимулирования развития требует иных приоритетов в распределении  полномочий государственного управления и порядка согласования компетенций разных федеральных органов исполнительной власти. Для выработки сбалансированных стратегий развития на уровне федеральной исполнительной власти должен существовать соответствующий орган. Создавать дополнительный орган нецелесообразно. Возможно скорректировать статус Министерства экономического развития и торговли. Для этого необходимо сосредоточить его компетенцию на стратегии развития страны (с приоритетами экономического роста), возвратив вопросы внешнеторговой и иной текущей деятельности другим соответствующим федеральным ведомствам. Целесообразно, чтобы Министр преобразованного министерства экономического развития вошел в Совет Безопасности. Минфин должен из фактически “политического” министерства перейти в подобающий ему режим “технического”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ и перспективы  развития промышленного производства в России и Пермском крае

 

Начнем с изучения развития промышленного  комплекса. В России, по  отчету Минэкономразвития РФ «Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-феврале 2009 года»

Информация о работе Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае