Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направлений промышленной политики и промышленного развития России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации промышленной политики
изучить основные направления и инструменты промышленной политики
проанализировать современные подходы к проведению промышленной политике;
провести анализ проблем промышленного развития России;
определить совокупный инновационный потенциал российских предприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 6
Понятия и сущность промышленной политики 6
Модели, методы проведения современной промышленной политики 13
Глава 2. Направления и инструменты промышленной политики 19
2.1 Денежно-кредитная и финансовая политика 20
2.2 Инновационная политика 22
2.3.Структурная политика 25
2.4. Инвестиционная политика 30
2.5. Законодательная база и регулирующие органы 33
Глава 3. Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае 36
3.1 Проблемы промышленного развития российской экономики 41
3.2 Инновационной потенциал российской промышленности 48
Заключение 54
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экон.теории.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

Существует также три уровня разработки и реализации промышленной политики:

    • На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.
    • На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.
    • На микроуровне осуществляется создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).

Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического  регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами, как было уже сказано в предыдущей главе. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).

 

 

2.1   Денежно-кредитная и финансовая политика

 

Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения.

Форму организации денежного обращения  в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных  и бумажных денег, систему эмиссии, валютный паритет, институты денежной системы.

Поскольку в современных экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том числе  безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика – инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, мы имеем с их стороны спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).

А поскольку, как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны  не только отдельным предприятиям, но и государству, появляется необходимость  в проведении финансовой политики –  совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Основными государственными органами проведения данных политик являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная  политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).

Инструментами денежно-кредитной  политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование  учётной ставки (в России – это  ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.).

Инструменты финансовой политики –  выпуск государственных ценных бумаг  для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.

 

                                   2.2. Инновационная политика

 

Промышленная политика должна иметь  инновационную, а не “догоняющую” направленность, ориентироваться на решение не только текущих, но и стратегических задач и носить этапный, кратко- и долгосрочный характер. В среднесрочном периоде это способствует преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

В последние годы государство осуществляет ряд шагов на пути создания национальной инновационной системы, в числе которых утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г. “Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Согласно этому документу, к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники относятся информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.

По объему расходов на НИОКР (Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Разработки) в настоящее время Россия в несколько раз уступает развитым странам (разрыв составляет 25 раз по сравнению с США, 9,2 раза с Японией, 5 раз с Германией, 4,8 раза с Китаем). “Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу” предусмотрено выделение 4% средств федерального бюджета суммы расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, однако в 2006 году эта статья расходов составила всего 1,74%.

По данным 2005 года, доля инновационно-активных предприятий составляла всего 10,6% общего числа хозяйствующих субъектов за вычетом малого бизнеса. Тем не менее, Россия обладает значительным потенциалом: на миллион жителей приходится 131 патент, что выше, чем в Норвегии, Канаде, Польше. Согласно расчетам Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, в России возможно довести к 2010 году долю инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 11-13%, но при безусловных серьезных структурных преобразованиях экономики.

Устойчивое развитие, основанное на инновационном принципе, предполагает опору на воспроизводимые, прежде всего, интеллектуальные ресурсы. В государственной  поддержке нуждаются системы  образования и подготовки специалистов. Важнейшим направлением деятельности государства является решение проблемы “утечки мозгов”.

Как известно, рынок более близорук и ориентирован на краткосрочные  результаты, поэтому не предоставляет  достаточных стимулов к инвестированию в стратегически важные направления научно-технического развития, дающие отдачу в долгосрочном периоде. Роль государства состоит в том, чтобы не только создать сильные стимулы для инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, но и взять на себя наиболее затратную в организационном и финансовом отношении часть инновационного процесса. Государство должно финансировать проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Финансирование прикладных исследований может осуществляться через систему госзаказов на конкурсной основе. Кроме прямой поддержки инновационного процесса в виде государственных расходов, необходимо создание механизмов и стимулов рыночного самофинансирования, тем более что бюджетные схемы были ликвидированы в ходе реформ.

Выделим несколько очевидных мер  стимулирования инновационной активности. К ним относятся:

 

    • списание затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы;

установление налоговых льгот  при увеличении таких расходов;

    • освобождение предприятий от уплаты НДС при приобретении продуктов — объектов интеллектуальной собственности (равно и организаций-разработчиков, продающих такие продукты и другие инновации);
    • ускоренная амортизация нового научного оборудования;
    • поддержка экспорта наукоемкой продукции и подготовка менеджеров для коммерциализации научных разработок введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
    • госзаказ на подготовку кадров высокой квалификации, а также экономические, в первую очередь, налоговые меры стимулирования подготовки кадров за счет собственных отраслей и видов деятельности.

 

 

               

 

                   2.3. Структурная политика

 

Далее рассмотрим структурную политику России.

Реальный российский национальный профиль индустрии существенно деформирован относительно среднемирового. Отклонения в неблагоприятную сторону, прежде всего, в связи с сырьевой ориентацией достигают десятков — сотен процентов (см. Рисунок 1). Для преодоления сырьевой направленности экономики необходим перелив капитала из энергетически-сырьевого комплекса в обрабатывающую промышленность. Теоретически государство имеет возможность использовать рычаги регулирования инвестиций для элиминации этих диспропорций.

Рисунок 1. Отклонение российских промышленных пропорций  от среднемировых (1) и изменение в структуре российских инвестиций за 1993-2005 гг. (2).

Проблема заключается в том, что на практике инвестиции вливаются  в наиболее благополучные и, следовательно, наиболее привлекательные отрасли, в то время как особо остро  нуждающиеся в капиталовложениях отрасли продолжают испытывать инвестиционный голод. Таким образом, структура фактических инвестиций усугубляет сырьевые и прочие диспропорции российской промышленности.

Поэтому при разработке и реализации промышленной политики очень важно правильно расставить приоритеты. Это должны быть те отрасли и сферы, где имеются серьезные научно-технологические достижения и продвинутые позиции России на мировых рынках. Перспективными в этом плане являются авиакосмический комплекс, атомная энергетика и производство изотопов, приборостроение, программное обеспечение. Они способны стать локомотивами роста всей экономики, если будут созданы условия для их подъема. Например, в США существуют национальные программы развития авиакосмической промышленности, биотехнологий, информационных технологий, создания автотранспорта, использующего альтернативное топливо, а участие федерального бюджета в выполнении этих программ достигает 70-90%.

К приоритетным промышленным производствам, ориентированным на обеспечение внутренних потребностей страны, в том числе замещение импорта, принадлежат производства, имеющие критическое значение для устойчивого развития экономики и национальной безопасности:

  • производства, выпускающие средства для АПК (обеспечение продовольствием), инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики в целом (систем энергоснабжения, транспорта, связи), строительного комплекса, ТЭК и сырьевых отраслей, фармацевтической промышленности, защиты окружающей среды и рационального природопользования (экологической безопасности);
  • производства машиностроительного профиля, выпускающие оборонную продукцию.

В отношении экспортоориентированных  производств приоритет должен принадлежать наукоемким отраслям, обеспечивающим занятие отдельных ниш в мировом  воспроизводственном процессе. К таким производствам относится и ТЭК с оговорками относительно избыточной доли сырья в экспорте и завышенной доли самого экспорта в ВВП.

Комитет РСПП по промышленной политике предлагает основным критерием при  решении о государственной поддержке тех или иных корпораций избрать показатель роста произведенной компанией добавленной стоимости, а также своевременные платежи в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест, повышение прозрачности внутренних финансовых потоков, рентабельность и структура активов и ряд других.

Одним из объектов государственного регулирования являются естественные монополии. Есть, по крайней мере, два  фактора, определяющих взаимовлияние  деятельности естественных монополий  и промышленной политики. Во-первых, основные естественные монополии — РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, МПС (ОАО “РЖД”) — обладают мощным организационно-экономическим и технологическим потенциалом и определяют совокупные издержки всего промышленного производства. Во-вторых, наряду с нефтяными компаниями, это крупнейшие потребители машиностроительной продукции. Требуется обеспечить значительную долю продукции отечественного машиностроения в инвестиционном спросе естественных монополий.

Структурная политика предполагает также  создание интегрированных корпоративных структур. На сегодняшний день финансово-промышленные группы образуются в основном в отраслях либо высокорентабельных, либо обладающих значительным экспортным потенциалом. Однако более актуальными с позиций государственной промышленной политики представляются альянсы, объединяющие свободные финансовые ресурсы успешных отраслей (ТЭК, металлургия) с передовыми технологиями оборонных предприятий. Такой опыт уже есть. Объединение ресурсов РКК “Энергия” и “Газпрома” дало возможность наладить выпуск спутников для разведки нефтяных и газовых месторождений, на которые есть устойчивый спрос. Вместе с тем закон о ФПГ устарел и требует изменений.

Среди направлений структурной  перестройки экономики можно  выделить поддержку отраслевых комплексов, выпускающих высокорентабельную продукцию, что внесло бы существенный вклад в пополнение доходов бюджета.

Особого внимания заслуживает первичный  сектор экономики, в том числе  лесная промышленность и горнодобывающие  производства. Компании добывающей промышленности, как и естественные монополии, генерируют значительный инвестиционный спрос на оборудование, что вызывает необходимость контроля их инвестиционных программ с целью стимулирования увеличения доли закупок на отечественных предприятиях. Для горного производства актуальной является дифференциация налогов в зависимости от горно-геологических условий, снятие отработанных горных выработок с баланса предприятий, совершенствование налогообложения.

Информация о работе Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае