Агропромышленный комплекс национальной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения.

Содержание работы

Введение 3
1. Агропромышленный комплекс и его развитие 5
1.1 Понятие агропромышленного комплекса 5
1.2 Структура агропромышленного комплекса 8
1.3 Агропромышленный комплекс Республики Беларусь 15
2. Цели и задачи функционирования агропромышленного
комплекса и проблемы его реформирования. 18
2.1 Цели и задачи Агропромышленного комплекса 18
2.2. Проблемы реформирования Агропромышленного комплекса 21
3. Основные направления реформирования
Агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе 27
Заключение 41
Список используемых источников 43

Файлы: 1 файл

МОЯ Курсовая АГК нац.экон.и РБ.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на достигнутые  позитивные сдвиги, в развитии отрасли  существует ряд нерешенных проблем:

• низкая эффективность  функционирования производства;

• высокая степень  износа активной части основных производственных фондов, превышающих предельно-критический уровень;

• недостаточная обеспеченность предприятий сырьем;

• дефицит инвестиций на модернизацию производственно-технической  базы;

• низкий уровень потребления  на душу населения важнейших продуктов  питания (мясо, и молоко, продуктов, рыбы, овощей и фруктов).

Развитие перерабатывающей промышленности должно быть ориентировано  на полное удовлетворение потребности  населения страны в продуктах  питания и увеличение экспортного  потенциала, снижение издержек, повышение  эффективности производства на основе внедрения ресурсосберегающих технологий, комплексного использования материально-сырьевых ресурсов.

В ближайшей перспективе (до 2010 г.) необходимо: повысить уровень  самообеспечения сахаром, маслом растительным, улучшить структуру питания населения за счет увеличения производства и потребления белковых продуктов (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, рыбы и рыбопродуктов), а также овощей, фруктов, растительного масла.

Ключевым условием обеспечения  устойчивого развития перерабатывающейпромышленности является повышение технического и технологического уровня производства до соответствующего мировым аналогам и обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции за счет активного вложения средств на модернизацию производства с внедрением новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. В целях повышения эффективности мясо-молочной промышленности намечается до 2010 года реконструировать и технически переоснастить предприятия мясо-молочной промышленности на основе новейшего технологического оборудования отечественного и зарубежного производства в соответствии с планом технического переоснащения предприятий, приведенным в (табл. 3.3.) [6]

 

Таблица 3.3.

 

План  технического переоснащения предприятий

мясо-молочной промышленности

 

Распределение перераба-

Количество предприятий

Из них перспективных

Переоснащено в 2004 году

Задание по переоснащению

тывающих отраслей по

 

 

 

2005-2006

2007-2008

2009-2010

регионам

     

годы

годы

годы

Брестская область

           

молочная

9

6

1

2

2

1

мясная

5

3

1

1

1

-

Витебская область

           

молочная

10

8

1

5

1

1

мясная

5

3

3

-

-

-

Гомельская область

           

молочная

3

3

2

1

-

-

мясная

3

3

1

1

1

-

Гродненская область

           

молочная

9

7

2

2

1

2

мясная

5

4

3

1

-

-

Минская область

           

молочная

11

6

1

1

2

2

мясная

4

2

1

1

-

-

Могилевская область

           

молочная

13

5

2

1

1

1

мясная

3

2

2

-

-

-

г. Минск

           

молочная

3

3

2

1

-

-

мясная

1

1

1

-

-

-

Всего

           

молочная

58

38

11

13

7

7

мясная

26

18

12

4

2

-


 

Улучшение обеспечения предприятий перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем предусматривается на основе развития интеграционных процессов и будет осуществляться путем укрепления производственных связей и объединения на договорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной деятельности (сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных предприятий, финансовых структур, в том числе с участием иностранных юридических лиц).

В целях повышения  конкурентоспособности продукции  предстоит повысить качество, потребительские свойства, улучшить ее оформление и упаковку с учетом требований рынка, а также проводить работу по внедрению стандартизации и сертификации, совершенствовать систему качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

В более отдаленной перспективе (до 2020 г.) необходимо обеспечить потребление  основных продуктов питания в  соответствии с рациональными нормами, увеличить объемы экспорта продукции.

Совершенствование структуры  перерабатывающей промышленности предусматривается осуществлять за счет приоритетного развития экспортоориентированных (мясная, молочная, первичная обработка льна, картофелеперерабатывающая) и импортозамещающих (сахарная, масложировая, производство детского питания) отраслей. Предусматривается расширение ассортимента, освоение новых видов мясной, молочной, плодоовощной продукции, а также продуктов питания из картофеля.

К 2020 г. за счет собственного производства население страны может  быть полностью обеспечено мясо –  и молокопродуктами, хлебопродуктами, картофелем, сахаром. Возрастет уровень самообеспечения маслом растительным, рыбой и рыбопродуктами, однако из-за отсутствия прочной сырьевой базы достичь полного самообеспечения этими видами продукции проблематично. Перерабатывающая промышленность должна снизить негативное влияние на природу.

В агропромышленном комплексе  в целях повышения эффективности  производства, получения экологически чистой продукции следует осуществить  более широкое применение биологических  и микробиологических средств защиты, безотвальной обработки пашни, использование принципов пермакультуры, и т.д. Предусматривается разработка эффективных способов и технических средств биологической защиты растений, электрофизических способов обеззараживания семян, механических и электрических способов борьбы с сорной растительностью; изыскание эффективных способов минимизации и безотходного применения химических веществ при протравливании семенного и посадочного материала.

Важное значение имеет  внедрение пермакультурных технологий в сельскохозяйственное производство с поддержанием оптимального баланса между животноводством и растениеводством, рациональное использование химических удобрений, постепенный отказ от использования пестицидов с переходом на биологические средства защиты растений, с сохранением биоразнообразия и восстановления естественного плодородия почв. [3]

Страна должна развивать  сельское хозяйство за счет широкомасштабного  освоения ресурсо- и энергосберегающих  технологий, увеличения в энергобалансе  доли местных энергоносителей, вторичных энергоресурсов предприятий, разработки и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и оборудования, использующих энергию солнца, ветра, воды, низкопотенциального тепла земли и животных, озона-холода, биогаза и других возобновляемых источников.

Министр дал полный и  объективный анализ не столько успехов  отрасли, сколько причин негативных явлений в АПК. По его словам, перечень негативных явлений в сельском хозяйстве "не уменьшается ежегодно, а растет".

Больше всего беспокоит ситуация в аграрной экономике, которая ежегодно ухудшается, отметил Семен Шапиро. На 1 января 2010 года финансовые обязательства АПК превысили Br34 трлн, увеличившись по сравнению с 2008 годом более чем на треть. При этом возросла и просроченная задолженность хозяйств. Это парализует хозяйственную деятельность сельхозорганизаций, особенно тех, которые не имеют оборотных средств даже на мелкие затраты.

По оценке министра, наиболее остро эта проблема стоит в  Минской и Гродненской областях, где финансовые обязательства составляют соответственно Br6,5 трлн и Br5,6 трлн. Аналогичное положение и в Витебской области с объемом финансовых обязательств в Br5,5 трлн, из которых Br500 млрд - просроченные.

Констатировав упущения в аграрной экономике, Семен Шапиро вместе с тем признал достигнутые положительные результаты. "Да, наращивается производство молока и мяса, повысилась продуктивность животных, в сложных погодных условиях сохранено производство зерна и заготовка кормов", - сказал он. Однако выполнение всех прогнозных показателей во всех отраслях сельхозпроизводства не обеспечено. "Вот это и есть характеристика нашей работы, - подчеркнул министр. - Ни одна отрасль не выполнила показатели по темпам роста валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств. А в Гродненской области допущено снижение темпов до 94,7%. Ссылки на личные подсобные хозяйства, где снижается производство сельхозпродукции, неправомочны".

Задание на 2009 год по объемным показателям в натуральном выражении  выполнено по двум позициям: производство овощей - 2,3 млн т (106,4% к 2008 году), реализация скота и птицы в живом весе - 1329,5 тыс.т (106,4%). Не выполнено задание по производству зерновых и зернобобовых культур: 8510,4 тыс.т (90,5%), картофеля - свыше 7,1 млн т (77,4%), плодов и ягод - 691,7 тыс.т (98,8%), льноволокна - 46,8 тыс.т (78%), сахарной свеклы - 3973 тыс.т (99,3%), молока - почти 6,6 млн т (92%), яиц - 3403,6 млн штук (99,2%). При этом по многим позициям обеспечен прирост производства в стоимостном выражении к уровню 2008 года.

В целом в 2009 году в  хозяйствах всех категорий темп роста  валовой продукции сельского  хозяйства в сопоставимых ценах  составил 101,3% к уровню 2008 года при  задании 109,5%.

На финансирование сельского  хозяйства Беларуси из бюджетов всех уровней в 2009 году направлено Br4,6 трлн.

По словам Шапиро, в  целом в 1 га земли вложено Br593 тыс., или $212, что на 30% выше уровня 2008 года. Благодаря государственной поддержке  на 18% больше внесено минеральных  удобрений, на 20% улучшилась обеспеченность семенами. На таком фоне и при такой господдержке результаты могли бы быть и лучше, считает руководитель отрасли.

Только 14 районов выполнили  поставленные перед ними задания. По мнению министра, в Минской и Гродненской  областях приостановлено развитие аграрной отрасли. По уровню сельхозпроизводства темпы роста в этих областях за 2009 год к предыдущему году увеличились соответственно на 1% и на 0,7%. Семен Шапиро напомнил об обнадеживающих заверениях руководителей областей по поводу выполнения обязательств. Но результатов достичь не удалось. Так, из 16 районов республики, снизивших производство продукции, десять - из Минской области. Показатели экономической эффективности в этой области складываются ниже республиканского уровня. Здесь самая высокая в республике себестоимость зерна - Br321 тыс.(Br299 тыс. - по республике).

Министр также подверг  критике работу сельскохозяйственной отрасли Витебской области. Это  самый крупный в республике регион, но он традиционно замыкает позиции  по всей республике и сейчас занимает последнее место по продуктивности в животноводстве и растениеводстве. По мнению Семена Шапиро, нельзя все негативы в АПК связывать только с природно-климатическими условиями. "Большинство негативов в сельском хозяйстве имеют субъективный характер, - подчеркнул он. - Зачастую в хозяйствах следует навести элементарный порядок, особенно на фермах".

Таким образом, можно  сделать вывод, что на развитее агропромышленного  комплекса влияют множество факторов, которые оказываю как положительное  так и негативное влияние. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате изучения данной темы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного хозяйства – сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис.

Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

Среди важнейших особенностей АПК следует выделить сезонность сельскохозяйственного производства и влияние природно-климатических  условий, многообразие форм собственности, формирование фондов воспроизводства за счет собственной продукции (семена, корма, скот и др.). Земля как основное средство производства обладает универсальностью. На одной и той же земле можно производить разнообразные виды продукции. Поставки продукции должны определятся с учетом районов специализации.

Большую роль в развитии АПК играет обоснованная аграрная политика. Ее составляющими являются политика ценообразования, кредитная, инвестиционная политика, системное реформирование отношений собственности и комплексное  проведение преобразований во всех сферах АПК, создание государственных запасов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Политика ценообразования в АПК должна строиться на принципах обеспечения сельскохозяйственным производителям возмещения издержек производства и получения доходов для осуществления воспроизводственного процесса.

Главными задачами прогнозирования  и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции  АПК и приближение объема и  структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней.

Для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса на сельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны.

 

 

Список литературы

 

  1. Государственное регулирование экономики: курс лекций / под общ. ред. Н.Б. Антоновой – Мн.:1996 – 360 с.
  2. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юнипак. — 200 с.
  4. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: В 2 кн. Кн1 / В.Г. Гусаков; под общ. ред. В.Г. Гусакова. – Мн.: Белорус. наука, 2007. – 891 с.
  5. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша; под ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 574 с.
  6. «Государственная программа возрождения села на 2005-2010 годы» . Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 №150.
  7. Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси. – Режим доступа: http://www.ucpb.org/rus/library/landowner/7.shtml
  8. Агропромышленный комплекс – Режим доступа: http://www.open.by/economics/19472
  9. АПК Беларуси: позитив и негатив – Режим доступа: http://export.by/bel_info/o_belarusi/konomicheskii_kaleidoskop8c6/klyuchevie_otrasli_konomiki09b/agropromishlennii_kompleksf81.html

Информация о работе Агропромышленный комплекс национальной экономики Республики Беларусь