Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

Цель данной работы: выявление основных направлений инновационной политики Японии.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность инновационной деятельности и политики.
2. Показать основные направления инновационной политики на примере Японии.

Файлы: 1 файл

курсовая тнв.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

 

На сегодняшний день в  Японии, государственные расходы  на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство  совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование  инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением  налоговых и кредитных льгот  в финансировании НИОКР, протекционистской  политикой в продвижении новой  наукоемкой продукции.

Каждая развитая страна мира все же сталкивается со своими препятствиями  на пути успешного внедрения инновационной деятельности (табл. 2).

 

Табл. 2. Основные причины, препятствующие внедрению технологий

Причины Страны

Япония

Финансирование

 

Законы и политика

x

Общественное мнение

x

Инфраструктура

 

Соображения секретности

 

Забота об экологии и сохранении ресурсов

 

Инвестиции в НИОКР

x

Уровень образования

 

В законодательной сфере:

  1. совершенствование нормативной правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности, не только на уровне отдельного региона или государства, а и на уровне международных объединений европейского и американского пространств.
  2. обеспечение эффективной реализации заказчиками научно-технической продукции прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научно-технической деятельности;
  3. регламентация передачи прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет бюджета;
  4. закрепление в нормативно-правовом порядке за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научной и научно-технической деятельности, в том числе связанной с интересами обороны и безопасности страны;
  5. нормативно-правовое урегулирование механизмов передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в оборот;

В области финансирования инноваций и НИОКР:

  1. формирование механизмов реализации государственной поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий, включая совершенствование финансирования фундаментальных исследований;
  2. совершенствование финансирования научных учреждений, включая расширение масштабов перехода сектора науки к конкурсному и адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок;
  3. создание и развитие технологических объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков, технологических "бизнес-инкубаторов", отраслевых лабораторий в учреждениях высшей школы), сети консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной продукции и научно-технических услуг.
  4. стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов по финансированию фундаментальных исследований;
  5. стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, систем венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.
  6. учреждение специальных грантов для молодых ученых и продолжения научных исследований;
  7. финансовая поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в прорывных областях с учетом мировых тенденций развития науки и технологий;
  8. создание, поддержание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга;
  9. создание современных самодостаточных корпораций (холдингов, центров науки и высоких технологий, межотраслевых центров науки) для решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и дальнейшего поглощения мирового рынка наукоемкой продукции;

3.2 Меры финансового стимулирования инновационной деятельности

     Японии  наиболее  популярными являются налоговые  льготы. Как свидетельствует опыт  Японии,  стимулирование инновационной  активности в частном секторе  посредством облегчения налогового  бремени намного эффективнее  прямых дотаций и субсидий. Это  объясняется в первую очередь  тем,  что соответствующие льготы  предприятие получает лишь после  выполнения требований конкретной  правительственной программы, в  то время как субсидии, предоставляемые  до выполнения поставленных задач,  являются скорее своего рода  «авансом» при неизвестных итогах. Во-вторых, предоставление налоговых  льгот не требует дополнительных  затрат на создание и функционирование  административного механизма предоставления  выделенных средств,  а также  последующего контроля за их  надлежащим использованием.

     Основной  задачей  налоговых льгот предприятиям  является стимулирование роста  расходов на НИОКР, которые  рассматриваются как основной  показатель инновационной активности  в частном секторе. Наряду с  этим государство может устанавливаться  налоговые скидки на другие  статьи расходов,  связанных с  инновационной деятельностью предприятия  для выполнения требований государственной  инновационной программы. Так,  в настоящее время в рамках  политики, направленной на переход  к модели инновационного процесса  пятого поколения, налоговые скидки  предоставляются МСП,  проводящим  НИОКР,  предприятиям, осуществляющим  инновационную деятельность в  сотрудничестве с научно-исследовательскими,  образовательными организациями  и государственными учреждениями,  а также компаниям,  ведущим исследования в отраслях науки,  определенных государством в качестве наиболее перспективных.

     Результаты  исследований,  проводимых МЭТП  Японии, свидетельствуют об эффективности действующей в настоящее время в Японии системы налоговых льгот с точки зрения стимулирования увеличения расходов на НИОКР.  Вместе с тем нельзя не отметить,  что налоговые льготы недостаточно эффективны для стимулирования качественного развития модели инновационного процесса в частных компаниях.  Размеры скидок,  предоставляемых на научно-техническое сотрудничество, затраты на НИОКР в МСП, а также исследования в сфере приоритетных отраслей,  малы по сравнению с обычными скидками на НИОКР.  Из этого следует,  что в качестве основного двигателя реформирования модели инновационного процесса должны выступать целевые государственные программы. 

Структура инновационной деятельности Японии


 

Заключение

 

Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать  вывод о том, какой должна быть инновационная политика государства  на примере. Для проведения эффективной политики необходимы:

• активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.

• разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)

• формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;

• выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

 

Во многих странах все  больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

 

1) ориентирование и поддержка научных исследований;

2) регулирование     направлений     научно-технического развития;

3) защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

4) совершенствование системы стимулирования НТП;

5) содействие процессам обращения информации;

6) совершенствование  системы  организации   передачи технологий;

7) лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

8) косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);

9) разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

10)   развитие методов  управления научно-техническим развитием;

11) расширение масштабов  международного разделения труда  и сотрудничества;

12) прямая государственная  помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.);

13)   изучение закономерностей  инновационного процесса;

14)  дальнейшее развитие  и совершенствование интенсифицирующих  методов.

 

       Вместе  с тем, обращает на  себя  внимание высокий уровень   развития в Японии таких составляющих  инфраструктуры,  как транспорт  и связь. Диффузия, или распространение,  знания, сотрудничество науки и  бизнеса, обмен опытом с зарубежными  партнерами невозможны в условиях  катастрофической неразвитости сетей Интернет,  а также высокой стоимости перемещения в пределах страны. Очевидно, что Японии в силу небольшой по сравнению с Россией территории,  решить эту проблему было проще, и создание такой инфраструктуры на всей в масштабах всей нашей страны – задача на данный момент непосильная. Однако и в данном случае на помощь может придти японский опыт: опираясь на концепцию «полюсов роста»,  можно делать упор на развитие отдельных,  наиболее продвинутых в экономическом отношении регионов, экономический рост которых неизбежно будет способствовать созданию и укреплению в них инфраструктуры, необходимой с точки зрения инновационного развития.

Таким образом, опыт государственной  поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что  именно государство должно разрабатывать  такую инновационную политику, которая  обеспечивала бы эволюционный путь к  современному рынку. Однако все же существуют и направления совершенствования  политики в области инновационной  сферы деятельности развитых стран, которые в основном регулируют нормативно-правовую защиту изобретений, государственную  поддержку в области инноваций, а также реализацию государственных  интересов и безопасности. Необходимым  условием развития инновационной политики должна стать дальнейшая интеграция в этой области.


Информация о работе Япония