Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

Цель данной работы: выявление основных направлений инновационной политики Японии.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность инновационной деятельности и политики.
2. Показать основные направления инновационной политики на примере Японии.

Файлы: 1 файл

курсовая тнв.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

 В Японии вопросами  инновационной политики государства  занимаются высшие государственные  органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета, Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм. 

Министерство внешней  торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль над  выполнением конкретных направлений  работ осуществляется Управлением  по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует  некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.

Механизм, с помощью которого японское государство реализует  свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетного  направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим  производственным профилем принять  участие в реализации программы. Министерство предоставляет корпорациям  свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов.

Самым серьезным изменением, происшедшим в концепции государственного регулирования НТП Японии в 80-е годы, было намерение правительства этой страны уже в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще окончательно не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микроэлектроника, биотехнология, оптроника).

В Японии для развития экспортного  производства используются не только прямое субсидирование и другие, традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

2.2 Инновационный потенциал Японии:  условия инновационной деятельности компаний

     Напряженная  внутренняя конкуренция делает  постоянные инновации необходимым  условием выживания и успеха  на рынке;  высокий уровень  развития прикладной научно-исследовательской  базы и высокая способность  частных компаний к внедрению  и коммерческому применению результатов  научных исследований,  а также  гибкость и бездефектность производственной  системы позволяют японским компаниям активно осуществлять инновационную деятельность.  В результате,  Япония является одним из мировых лидеров в научно-технической области с высокой долей высокотехнологичной продукции в экспорте,  а также крупнейшим экспортером технологий в виде продажи лицензий.

     Вместе  с  тем обращают на себя внимание  и некоторые слабые стороны  инновационной системы Японии.  В первую очередь это недостаточное  внимание японских компаний к  фундаментальным исследованиям  при чрезмерном увлечении прикладными.  Во-вторых, значительным препятствием на пути дальнейшего научно-технического и инновационного развития является недостаточный уровень доступности венчурного капитала,  который в США и Европе является основным двигателем инновационного процесса, «беря на себя» проекты с высокой степенью риска.

     Основными показателями, характеризующими место  инновационной  деятельности в стратегии японских  компаний,  являются общая сумма  расходов на НИОКР и доля  этих расходов в объеме продаж  компании. Инновационная деятельность  занимает одно из ключевых  мест в стратегии наиболее крупных японских компаний:  расходы на НИОКР составляют существенную статью в их бюджете. Необходимо отметить, что в Японии основные инвестиции в НИОКР приходятся на долю частных компаний, следовательно именно частный сектор является главным двигателем научно-технического развития страны. При этом ускорение НТП, а также ужесточение внутренней и международной конкуренции вынуждают японские фирмы к постоянному увеличению расходов на инновационную деятельность.

     Наиболее  крупные  инвестиции в частном  секторе  приходятся на компании,  действующие  в таких отраслях,  как электротехника  и автомобилестроение.  Третье  место по данному показателю  занимает фармацевтическая отрасль.  Однако если расположить отрасли  по величине доли расходов  на НИОКР в объеме продаж,  то фармацевтика выйдет на  первое место,  а электротехническая  и автомобилестроительная отрасли,  отстав со значительным отрывом,  займут соответственно второе  и третье  места.  Это вызвано  тем,  что в фармацевтической  отрасли исследования наиболее  актуальны и необходимы, а также  наиболее дорогостоящи.  Необходимо отметить,  что в период нынешнего мирового экономического кризиса японские компании активизируют инвестиции в НИОКР,  считая успешную инновационную деятельность основным средством выхода из крайне сложной экономической ситуации.  Так,  при том,  что общий объём расходов на НИОКР в 2009  г.  снизился по сравнению с 2008 г. на 6,5% и составил 19,55 трлн. иен., доля расходов на НИОКР в объёме продаж возросла до 4,3%, что является самым высоким показателем за последние 8  лет.  Руководство компаний выражает уверенность в том,  что активная инновационная деятельность не только поможет им выжить в условиях кризиса, но и занять лидирующие позиции в дальнейшем.

       2.3 Японская система организации инновационной деятельности

     Главной отличительной  чертой японской системы организации  инновационной деятельности в  частных компаниях является ее  способность обеспечить максимально  эффективное взаимодействие всех  основных этапов инновационного  процесса –  НИОКР,  производства, сбыта и маркетинга.  В связи  с этим все базовые составляющие  деятельности крупных японских  компаний –  НИОКР,  маркетинг,  производство и кадровая политика, –  организованы так,  чтобы  на протяжении всех стадий  процесса создания новой продукции  –  от начала  разработки  концепции до организации серийного  производства –обеспечить активную генерацию,  отбор и быстрое распространение новаторских идей и их успешное применение в продукции. Это достигается за счет присущего японским компаниям уникального принципа создания организационного знания.  Под данным термином следует понимать способность компании как единого целого (а не отдельных ее сотрудников) создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продукции,  услугах и системах. При этом первостепенное значение уделяется неформализованному,  т.е. субъективному,  знанию,  накапливающемуся в головах людей, в то время как западные менеджеры привыкли работать с формализованным знанием–  знанием,  которое разложено «по полочкам»,  т.е.  бумажным и электронным документам,  хранящихся в базах данных и базах знаний.

     В соответствии  с принципом создания организационного  знания и строятся основные  элементы управления инновационным  процессом в компаниях – 20 организация НИОКР,  система управления  персоналом,  занятом в разработке  инновационной продукции, и механизм  сбора необходимой для осуществления  инноваций информации.  Так,  ключевой  особенностью организации НИОКР  в японских компаниях является  отсутствие монополии на создание  знания одного отдела или одной  исследовательской группы.  Группа  разработчиков того или иного  продукта формируется из сотрудников  различных подразделений.

       Процесс  разработки новой продукции   –  это результат активного  взаимодействия всех групп, входящих  в команду разработчиков. Для  обеспечения успешного функционирования  такого механизма в японских  компаниях применяется особая  система управления персоналом, основными элементами которой  являются постоянная ротация  кадров и важность личного  контакта,  известного как принцип  «знаю-кто». Последний   означает установление и поддержание личного контакта между исследователями,  инженерами-разработчиками и руководителями бизнес-групп,  с тем чтобы технические знания и рабочие навыки распространялись по всей организации.

       Аналогично  процессу разработки  инновационной  продукции осуществляются сбор  и анализ информации о потребностях  рынка.  В отличие от западных  фирм в японских компаниях  отсутствуют специальные отделы  маркетинга и планирования новой  продукции.  Эти  две функции  осуществляются усилиями самих  бизнес-групп,  которые целиком и полностью отвечают за все стадии инновационного процесса – от разработки до производства продукции.  Распространенной практикой является привлечение к работе в группах,  разрабатывающих новую продукцию,  дилетантов.  Если в западных компаниях разработкой новых товаров занимаются исключительно специалисты,  то в Японии к этому привлекаются и обычные потребители,  участвующие в работе под руководством профессионалов.  Подобная система маркетинга позволяет японским маркетологам не просто своевременно реагировать на потребительский спрос на тот или иной вид продукции, а прогнозировать его возникновение.

       Подавляющее  большинство японских компаний-лидеров  сумели стать таковыми благодаря  тому, что смогли уловить запросы  потребителя раньше, глубже и  полнее, чем он сам, а затем  предложить потребителю представляющиеся  ему жизненно необходимыми товары  и услуги,  о возможности существования которых он до появления их на рынке и не подозревал.  -  Описанная модель инновационного процесса представляет собой эффективный механизм создания,  а также заимствования новаторских идей,  изобретений и рационализаторских предложений и,  что самое главное,  их коммерческой реализации.  Она обеспечивала продукции японских компаний высокие показатели международной конкурентоспособности в 1980-е и 1990-е гг.

     Вместе  с  тем,  у японской модели инновационного  процесса есть один очень существенный  недостаток, который не позволяет  Японии стать лидером в науке  и технике: это ее недостаточное  внимание к отношению к идеям,  разработкам,  изобретениям и  т.д.,  которым трудно найти  коммерческое применение в краткосрочном  плане. Подобные инициативы «отсекаются»  и предаются забвению, в то  время как в долгосрочном плане  они могли бы оказаться весьма  перспективными.  Таким образом,  по мнению автора,  на данный  момент Япония нуждается в  новой модели инновационного  процесса, которая, сохранив в  себе достоинства прежней, включала  бы в себя звено,  отвечающее  за долгосрочные инновационные  проекты с высокой степенью  риска.  Однако самостоятельно  сменить модель инновационного  процесса в компаниях частный  сектор не в состоянии. Он  не в силах снять большое  количество разнообразных законодательных  и институциональных барьеров,  препятствующих переходу к модели инновационного процесса нового поколения.  Так,  действовавшее до недавнего времени законодательство исключало возможность научно-технического сотрудничества между образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и частными компаниями.  В связи с этим важная роль в осуществлении данного перехода принадлежит государству, традиционно исполняющему в Японии функции основного координатора инновационного развития страны.

Глава 3. Инновационное развитие Японии

3.1 Положение  Японии в мире и японская  стратегия инновационной политики

Япония сохраняет свои позиции одной из ведущих экономических  держав мира, на долю которой приходится 8% глобального ВВП. По объему номинального ВВП, который в 2007г. Составил 515,9 трлн. иен (4,38 трлн. долл.), Япония по-прежнему занимает 2 место в мире и уступает только США (13,8 трлн. долл.). На протяжении последних нескольких лет роль страны в развитии глобальной экономики несколько ослабла из-за стремительного роста Китая, Индии и ряда других развивающихся стран. Согласно опубликованному Всемирным экономическим форумом исследованию рейтинга международной конкурентоспособности, в который вошли 134 страны, Япония в 2008г. заняла 9 место по данному показателю (в 2006г. – 5 место).Среди главных причин падения конкурентоспособности страны называются огромная сумма государственного долга (686 трлн. иен, т.е. 138% ВВП), снижение доверия бизнеса к государственным институтам, нестабильное состояние финансовой системы и отставание в темпах экономического развития от ведущих западных стран. Япония продолжает занимать лидирующие позиции по таким показателям, как квалификация научных работников и инженеров, расходы компаний на НИОКР и внедрение инноваций.

Таблица 1. Финансовое обеспечение  науки развитых стран,

(по доле расходов на  НИОКР в ВВП, %).

 

США

Япония

Германия

Франция

Великобритания

Италия

Канада

1985

2,8

2,6

2,7

2,3

2,3

1,1

1,4

1990

2,7

2,9

2,8

2,4

2,2

1,3

1,5

1995

2,6

2,7

2,5

2,4

2,2

1,3

1,5

2000*

2,8

2,9

2,7

2,4

2,3

1,7

1,6

Информация о работе Япония