Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

Цель данной работы: выявление основных направлений инновационной политики Японии.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность инновационной деятельности и политики.
2. Показать основные направления инновационной политики на примере Японии.

Файлы: 1 файл

курсовая тнв.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Инновационную сферу от научной  и производственной отличает наличие  специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового  регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации  инновационной деятельности.

В широком смысле слова, инновационная  деятельность - это момент жизнедеятельности  обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

В узком (экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых  научно-технических знаний.

Содержанием инновационной  деятельности в экономической сфере  является создание и распространение  новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено  между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.

  В условиях экономической  реформы, направленной на обеспечение  стабилизации и перехода к  экономическому росту, необходима  разработка мероприятий для сохранения  научно-технического потенциала, его  развития и поддержки.

Цель данной работы: выявление  основных направлений инновационной политики Японии.

Для достижения цели выдвинуты  следующие задачи:

1.   Определить сущность инновационной деятельности и политики.

2. Показать основные направления инновационной политики на примере Японии.

Актуальность работы: научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в  разных странах, хотя и  подчинена  одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. 

Глава 1. Инновационная  деятельность государства

1.1 Понятие инновационной  деятельности

Процесс внедрения инноваций  охватывает практически все стороны  деятельности предприятия. Сам поиск  эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных  и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность — это практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального  потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский  спрос в конкурентоспособных  товарах и услугах. Важной характеристикой  этой деятельности является инновационная  активность — целенаправленная поддержка  высокой восприимчивости персонала  предприятия (фирмы) к нововведениям  посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что  способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями  и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой  инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с  тем мировая практика показывает, что государственная поддержка  инновационной деятельности объективно необходима.

В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновационная сфера представляет собой:

1) систему взаимодействия  инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры;

2) рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок  чистой конкуренции нововведений. Поэтому управление инновационным  процессом становится ключом  современной организации инновационной  деятельности на микро- и макроуровнях.

1.2 Функции государственных  органов в инновационной сфере

Основные функции государственных  органов в инновационной сфере:

• аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

• координация инновационной деятельности;

• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страховании инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

• создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

• кадровое обеспечение инновационной деятельности;

• формирование инновационной инфраструктуры;

• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

• обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

• повышение общественного статуса инновационной деятельности;

• региональное регулирование инновационных процессов;

• регулирование международных аспектов инновационных процессов.

1.3 Механизм формирования инновационной политики государства

Организационной формой разработки государственной инновационной  политики могут служить взаимодействующая  совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы  научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а  также общественные организации  субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции  – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии  инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о  конфликтных ситуациях – через  судебную систему и арбитражные  суды. Определенную роль в получении  данных о состоянии инновационной  сферы играют каналы личного общения.

Сопоставление фактического состояния инновационной сферы  и целей государственной инновационной  политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной  деятельности и отдельными специалистами.

Не соответствующая целям  государственной инновационной  политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов  разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий  с учетом законов, определяющих хозяйственное  устройство и допустимые методы его  изменения. В принятии конкретных решений  по проблемным ситуациям принимают  участие органы государственного управления либо решения согласовываются с  ними.

Определение результатов  реализации государственной инновационной  политики осуществляется в ходе получения  сведений о поведении субъектов  инновационной деятельности и соотношения  этих данных с целями политики. Это  приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми  результатами. Определение целей  политики государства базируется на принципах и механизме реализации этой политики.

Основные принципы государственной  политики в научной и инновационной  деятельности:

• стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• правовая охрана интеллектуальной собственности;

• свобода научного и научно-технического творчества;

• интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;

• поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;

• развитие  международного научного инновационного сотрудничества.

1.5 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности.

Независимо от уровня регулирования  сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной  политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с:

• финансированием,

• распространением технических знаний,

• конкуренцией.

Основной составляющей системы  государственной поддержки инновационной  деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в  них, высокой капиталоемкостью начальных  этапах инновационного процесса. Система  государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольно-регулирующих сил в рамках самого рынка.

  Методы воздействия  государства в области инновационной  деятельности можно подразделить  на административные и экономические  (прямые и косвенные) методы. Соотношение  их определяется экономической  ситуацией в стране и концепцией  государственного регулирования  – с упором на рынок или  на централизованное воздействие.

Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов  управления в централизованной системе  хозяйствования, в  условиях рыночных  отношений базируются на законодательной  основе. Административное вмешательство  государства в инновационную  деятельность посредством правового  нормирования патентной политики государства  и политики стандартизации позволяет  хозяйствующим субъектам сохранять  монополию на новизну и достигать  унификации продукции товаропроизводителей.

Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете  мотивационных факторов товарного  производства. Они отличаются от административных не директивным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное  предпринимательство и государственные  заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

  •  налоговое и амортизационное регулирование;
  •  кредитная и фондовая политика;
  •  ценовое регулирование;
  •  политика протекционизма.

Наиболее значительными  косвенными методами являются кредитная  и налоговая политика:

- кредитная политика регулирует  объем финансовых ресурсов, доступных  для финансирования нововведений, а также осуществляет управление  уровнем ссудного процента.

- налоговая политика может  предусматривать налоговые субсидии  на определенные виды деятельности, в частности, исключение из  суммы, облагаемой налогом части  доход, связанных с созданием  и внедрением новых машин и  оборудования и проч.

К методам косвенного воздействия  на инновационную деятельность относится  регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и  импортного контроля над передачей  технологии.

Специфической формой воздействия  государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного  прогнозирования и планирования технологического развития.

Глава 2. Инновационная  деятельность Японии

2.1 Инновационная  политика Японии

Когда в Японии ввели механизмы  поощрения инноваций, сотрудники завалили свои корпорации рацпредложениями, многие из которых были воплощены в жизнь и существенно улучшили потребительские качества японской продукции. Инновации вошли в моду, и в Японии начался настоящий бум рационализаторства. Японцы на столько увлеклись творчеством, что стали буквально жить на работе. У особенно увлеченных рационализаторов подорвалось здоровье, из-за чего стали страдать семьи и работодатели. И когда проблема достигла национального масштаба, правительству пришлось принять законы, по которым те, кто задерживался после окончания рабочего дня, подвергались наказанию в виде серьезного штрафа.

Но если сегодня взглянуть  на рейтинг патентов, можно увидеть  следующую картину:

Япония - 4 млн. патентов.

США - 2 млн. патентов.

Германия - 1 млн. патентов.

И это всего за 50 послевоенных лет прошлого века.

Сегодня Япония является символом прогресса.

Относительно недавно, в  конце прошлого столетия, Япония начала реализацию политики превращения страны из «имитатора» и «рационализатора»  в творца технологий, прежде всего  в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Этот процесс происходит за счет осуществления государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

Информация о работе Япония