Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

Человеческое различие – это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю – огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………..4
2. ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……………………………6
3. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ШТАЙНЕРОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА…………8
4. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ВОЗРАСТ…………………..………11
4.1.ВАЛЬФДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ВОЗРАСТА ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ (1-8 ГОД ОБУЧЕНИЯ) ………………………………………………………….
4.2. ПРЕПОДАВАНИЕ ПОСЛЕ 14 ЛЕТ (9-12 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….……..………..14

Файлы: 1 файл

Вольдорфская педагогика.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаются точно так же, как астрономия или математика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни.

На стремление молодого человека к честному труду вальдорфская школа отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация  преподавания

Школа, которая желает воплотить  идеал широкого и целостного человеческого  образования, должна при организации  преподавания следить за тем, чтобы  учебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материала  можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное условие состоит в том, чтобы преподавание проходило, по возможности, в более тесном контакте между  учителем и учениками. Если учитель  строит свои уроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей и слабостей своих учеников и  предпринимает необходимые шаги для развития учеников, стараясь при  этом постоянно вновь и вновь  духовно проникать в материал, то у учебников не остается никакой  функции. Учебники, как правило, слишком  бедны по содержанию и в них  нет отношения к конкретной педагогической ситуации. Задача учебника – дать некий усредненный объем знаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается в бесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постоянно заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То, что обсуждается изучается в процессе преподавания, находит отражение затем в рабочих тетрадях и в "тетрадях эпох" учеников. Начиная со средних классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и обобщениями учеников.

Ежедневная организация  преподавания, соответствующая внутреннему  строю жизни подрастающего человека, исходит из различных особенностей предметов обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная область (например, родной язык, история, география, математика, физика, химия) даются в форме так называемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, ежедневно с самого начала утренних занятий, на спаренном уроке в течение 3-4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительное время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда, когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный накануне материал. Это дает возможность при большом диапазоне способностей учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием способностей и углублением силы переживания. Как известно, лучше всего усваивается тот материал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым он был связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии, концентрации и плодотворного перерыва.

Оно одновременно является основой для гигиенической организации  учебного дня. Своим содержанием  оно обращается к таким качествам  в ученике, как восприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к  тем духовно-душевным силам, которые  особенно свежи и подвижны в утренние часы. В течение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые  требуют постоянной тренировки и  упражнений. Это уроки иностранного языка, искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Эти предметы, составляющие так называемое "специальное преподавание", даются на простых и спаренных уроках. Те уроки, которые требуют применения физических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, по возможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственная деятельность, затем – все, что требует упражнений и занятий искусством, и затем – телесная волевая деятельность. Это дает осмысленную последовательность активизации всего человека.

Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы – это время высокой языковой пластичности. Уроки иностранных языков начинаются уже с первого года обучения. Сначала дети изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и пьесок. Когда затем на четвертом году обучения начинаются письмо и грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все  чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

В вальдорфские школы на Западе попадают чаще ребята, чьи родители осознают глубокую ответственность за образование своих детей. Это и является основной причиной некоторой тенденции к элитарности этих школ на Западе, что противоречит их первоначальному замыслу. В России эта проблема может встать особенно остро, если учесть идейную направленность родителей, имеющих средства для оплаты обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе – классе, школе – учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни.

Ясно, что такая модель общеобразовательной школы, не искусственно, но целостно соединяющей в себе гуманитарную и естественнонаучную линии (народную школу, гимназию и реальную школу), развитие индивидуальности и социализацию с  учетом формирования человека в целом, нуждается в серьезном педагогическом обосновании. В этом "целом" образование  в сегодняшнем понимании этого  слова является лишь одной составляющей и, быть может, не самой главной. Например, соматическое, психическое и личностное (духовное) здоровье детей и молодежи как составная задача школы – не просто декларируемые, а выражающиеся в конкретных формах организации преподавания и содержания образования – нравственное развитие, а также ориентация на социальные ценности должны составлять приоритет, а не являться чем-то несущественным по сравнению с выполнением государственных стандартов образования, сориентированных главным образом на сдачу экзаменов, то есть на чисто интеллектуальное усвоение. Расширение понятия образования – это ценнейший вклад, которым может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Журнал "Курьер" 1999, №5

3. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Журнал "Человек" 1998, №1

4. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал "Человек" 1998, №1

5. Штайнер Р. "Познание и посвящение". (Две лекции 1922г.). – М., Центр вальдорфской педагогики, 1992

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика