Условия и перспективы бюджетного финансирования инноваций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

В нынешнее время инновационная деятельность является основой успешного и быстрого развития для каждого предприятия любой сферы экономики. Инновационная деятельность предприятия определяется как разработка и реализация научно-технических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции и ее производство на уровне новейшей техники и технологии в целях максимизации прибыли . По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации», инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Бюджетные ассигнования как источник финансирования инноваций….4
2. Бюджетное финансирование инноваций в Республике Татарстан……...11
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Условия и перспективы бюджетного финансирования инноваций.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

Казанский национальный исследовательский

технологический университет

 

 

Реферат на тему «Условия и  перспективы бюджетного финансирования инноваций»

по дисциплине «Управление логистическими и технологическими инновациями»

 

 

 

Выполнил: Волегов М.А.

Проверил: Давыдов Д.П.

 

                                                                                   Подпись преподавателя:

 

 

 

 

 

 

 

Казань

2013

 

Структура работы:

Введение……………………………………………………………………….3

1. Бюджетные ассигнования как источник финансирования инноваций….4

2. Бюджетное финансирование инноваций в Республике Татарстан……...11

Заключение…………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нынешнее время инновационная  деятельность является основой успешного  и быстрого развития для каждого  предприятия любой сферы экономики. Инновационная  деятельность предприятия  определяется как разработка и реализация научно-технических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции  и ее производство на уровне новейшей техники и технологии в целях  максимизации прибыли .           По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации», инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В условиях нынешней экономики практически невозможно  без применения инноваций создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.                  

Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости  продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя  новых продуктов, к открытию и  захвату новых рынков, в том числе и внешних .

 

 

 

 

 

1 Бюджетные ассигнования  как источник финансирования  инноваций.

 

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые  комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций [1].

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами, а также внутри регионов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет очень важное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них имеют возможность самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью [2]. Также необходимо принять во внимание резкую дифференциацию регионов с точки зрения инвестиционной ситуации.

Несмотря на малый объем  бюджетного финансирования предприятий России, государство регулирует инновационную деятельность не только на законодательном уровне – существует несколько проектов самофинансирования.

– освободить от НДС реализацию любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;

– включить в состав средств  целевого финансирования, не учитываемых  при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

– установить к основной норме амортизации повышающий коэффициент в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;

– совместить все виды и источники финансирования.

Несмотря на то, что финансированию инновационных проектов из бюджетных  средств в России всегда предпочиталось финансирование из карманов частных предприятий, существуют объективные причины, по которым государство просто не может оставить на произвол судьбы отечественные инновации.

По словам МинФина в его интервью 5 ноября 2011 года бесконечно наращивать финансирование инноваций из государственных источников мы не можем и не должны. львиную долю таких инвестиций должны осуществлять частные корпорации. Если обратиться к конкретному примеру, то вполне органичной выглядит размещенная информация предприятия Роснефть, объявившей объем финансирования на ближайшие в интервале 2011 и 2015 гг. равным 50 млн. долларов[4].

Изучение инновационных  процессов сопряжено со значительными  трудностями, в частности с неточностью  и противоречивостью определений  инновации по отношению к различным  областям деятельности предприятий  соответственно исчезает или камуфлируется  сам объект исследования. Другой трудностью в изучении выступает сложность  наблюдений инноваций. Наконец третьей  сложностью является отсутствие проверенных  надежных моделей, взаимосвязей между  различными формами и сторонами  как инновационного процесса в целом, так и отдельных видов инноваций.

Переход экономики России на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной  в глобальном масштабе национальной инновационной системы (НИС) - системы институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни.

Для дальнейшего технологического развития химической промышленности необходимо крупное финансирование инноваций  для опытно-промышленной инфраструктуры отрасли, осуществить которое может  только государство. Оно же в последние  годы сосредоточило свою инновационную  активность в зоне «новой экономики» и больше заботилось о поддержке  малых инновационных предприятий, оставляя без внимания инновации  в традиционных капиталоемких отраслях, создающих основную долю ВВП. Это  связано с отсутствием соответствующей  инфраструктуры и «инжиниринговый  провал» - отсутствие на рынке крупных  отечественных компаний, способных  управлять проектами модернизации и строительства производственной линии. [3]

В построении инновационной  системы в России были допущены две  серьезные ошибки. Понять это и  скорректировать действия - важнейшая  задача государства. Прежде всего, была допущена ошибка в выборе направления  главного удара. Им для инновационной  системы России должен быть, так  же как и в США, Германии, Франции, не малый и средний бизнес, а  крупная промышленность. Методика выбора проста: на основе экономического анализа  определяются сектора, вносящие наибольший вклад в валовой национальный продукт, и затем анализируются  возможности наиболее заметного  влияния на этот вклад через инновации.

Если посмотреть на всю  цепочку – от разработок до использования  в промышленности, то связывающим  с промышленностью звеном в силу отсутствия профессиональных инжиниринговых компаний являются отечественные проектные  организации. Сейчас в российской нефтепереработке нефтехимии наблюдается большое  оживление - в основном реконструкция, но кое-где и наращивание мощностей. При использовании импортных  технологий все проектные работы все равно выполняются российскими организациями. Многие проектные компании очень серьезные. Они, зная российский рынок, говорят, что ныне производители готовы брать и российские технологии. Но их нет.

Следующая важная проблема состоит в том, что вкладываются государственные ресурсы не в  те руки - не нацеленные на инновации. Сейчас довольно много денег идет на проекты, направленные на создание новых технологий. Это прекрасно. Но при существующей системе отбора проектов и их исполнителей конечными заказчиками всегда являются производящие компании. Поэтому новые разработки должны попадать к тем компаниям, которые профессионально занимаются их тиражированием, то есть инжинирингом. К сожалению, в России сейчас нет серьезных инжиниринговых компаний. Поэтому в ближайшее время для российских технологий будет вообще закрыт выход на крупные рынки.

На сегодняшний день среди  общих проблем на первом месте  для инвесторов в России стоит коррупция, на втором – транспортные проблемы, на третьем – бизнес – климат. Нет проблем лишь с офисными площадями. Для развития финансового сектора главной проблемой инвесторы считают судебную систему, на втором месте оказалось корпоративное управление, на третьем – низкий уровень финансового образования. Меньше всего проблем оказалось с налоговой системой[5].

Основными же конкурентными  преимуществами России инвесторы назвали  высокий уровень квалификации специалистов, наличие большого количества энергетических компаний и географическое положение.

Принимая во внимание модель сырьевой экономики России и нестабильный рынок цен на энергоресурсы, основным направлением финансирования инноваций  в промышленность является развитие и создание инновационных энергосберегающих  технических решений, позволяющих  автономно обеспечить энергоресурсами  различные объекты нефтегазового  и нефтехимического комплекса и  других отраслей промышленности.

Основные элементы такой  системы в России уже работают как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государством учреждена премия президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, созданы институты поддержки и коммерциализации инноваций – ОАО «Российская венчурная компания» и государственная корпорация «Роснано»[3].

Однако ничуть не менее  важен факт широкого распространения  в России экспертных инициатив в  инновационной сфере. В настоящее  время в нашей стране развернут  целый ряд программ и конкурсов, в рамках которых ежегодно аккумулируется информация о десятках тысяч разработанных  по всей России проектов,  цель которых - развить нестабильный рынок цен на энергоресурсы; основным направлением развития инноваций в промышленности является развитие и создание инновационных энергосберегающих технических решений, позволяющих автономно обеспечивать энергоресурсами различные объекты нефтегазового и нефтехимического комплекса и других отраслей промышленности, проведение энергосберегающих инновационных проектов в промышленности, проводится их независимая экспертиза, а лучшие проекты получают поддержку государства и бизнеса.

Совершенно очевидно, что  проблемы конкурентоспособности российской промышленности в XXI веке будут определять уровень развития инноваций в  экономике.

Вместе с тем прослеживается четкая связь между интенсивностью реализации инновационных процессов  и достигаемых за ее счет конкурентоспособности. На предприятиях с большей интенсивностью инновационной деятельности параметр конкурентоспособности выше. Является ли это показателем качества инновационной  деятельности отдельно взятого предприятия, остается большим вопросом, зато свидетельствует  о низкой эластичности конкурентоспособности.

Другими словами, достичь  незначительного роста конкурентоспособности  можно лишь в результате изучения инновационной активности.

На сегодняшний день не представляется возможным оценить  влияние роста интенсивности  инновационной деятельности на параметр конкурентоспособностью с учетом временных  лагов. Однако, возможно определить взаимосвязь сложившегося соотношения «разработка - имитация» на динамику экономического положения, понять потенциал для увеличения инновационного бюджета в будущем. Для системы государственной поддержки инноваций в США в последние годы характерно распространение программно-целевого подхода.

Выделение бюджетных средств  ныне осуществляется при соблюдении ряда условий:

  • федеральные целевые инновационные программы и перспективные инновационные проекты финансируются на конкурсной основе (рассматриваются бизнес-план, техническое задание, календарный план выполнения работ и т.д.; решение также зависит и от того, какой материальной и организационной базой располагает предприятие, какова кадровая обеспеченность, основные экономические показатели и возможности научной деятельности). К инновационным программам, получающим государственную финансовую поддержку, предъявляются достаточно жесткие требования. Так, право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% общей суммы) из собственных средств компании;
  • срок окупаемости, как правило, не должен превышать два года. Инновационные программы, прошедшие конкурсный отбор, получают государственное финансирование из средств федерального бюджета (на возвратной основе) либо на условиях передачи части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность.
  • инновационные программы, выставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетное финансирование  инноваций в Республике Татарстан.

 

Финансирование инновационной  деятельности за счет бюджетных средств  осуществляется в соответствии с  целями и приоритетами государственной  инновационной политики и предназначается  как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так  и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Информация о работе Условия и перспективы бюджетного финансирования инноваций в РФ