Условия и перспективы бюджетного финансирования инноваций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

В нынешнее время инновационная деятельность является основой успешного и быстрого развития для каждого предприятия любой сферы экономики. Инновационная деятельность предприятия определяется как разработка и реализация научно-технических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции и ее производство на уровне новейшей техники и технологии в целях максимизации прибыли . По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации», инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Бюджетные ассигнования как источник финансирования инноваций….4
2. Бюджетное финансирование инноваций в Республике Татарстан……...11
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Условия и перспективы бюджетного финансирования инноваций.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

- государственных инновационных  фондов (РФФИ – Российский фонд  фундаментальных исследований, Фонд  содействия развитию малых форм  предприятий в научно-технической  сфере, Федеральный фонд производственных  инноваций);

- федеральных целевых инновационных  программ и высокоэффективных  инновационных проектов;

- программ государственной поддержки  инновационной деятельности.

Стоит также отметить, что  предоставление государством средств  осуществляется на основе конкурсного  отбора, возвратности, срочности, платности  и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Также  обязательным условием является тот  факт, что сам инициатор проекта  должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых  средств, срок окупаемости проектов не должен превышать 2-х лет и размер государственной поддержки зависит  от форм финансирования проектов и  от категории проектов.

 

  1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется органами государственной власти Республики Татарстан в следующих формах:(в ред. Закона РТ от 13.01.2012 N 4-ЗРТ) 
    1) финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, предназначенных для практического применения; 
    2) предоставление субъектам инновационной деятельности государственного имущества Республики Татарстан, в том числе результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, во владение и (или) в пользование; 
    3) производственно-технологическая поддержка субъектов инновационной деятельности; 
    4) предоставление специализированных и консультационных услуг; 
    5) финансирование подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности. 
    Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться органами государственной власти Республики Татарстан в иных формах в соответствии с законодательством. 
    2. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется на срок окупаемости инновационного проекта, но не более семи лет с момента его практического внедрения. 
    3. Государственная поддержка освоения и распространения инновационного продукта предоставляется на установленный период времени, в течение которого продукт будет считаться инновационным.

Согласно статье 18 закона РТ  «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется органами государственной власти Республики Татарстан в следующих основных формах:

1.  финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, предназначенных для практического применения;

2.предоставление субъектам  инновационной деятельности государственного  имущества Республики Татарстан,  в том числе результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации, во владение и (или) в пользование;

3.производственно-технологическая  поддержка субъектов инновационной  деятельности;

4.предоставление специализированных  и консультационных услуг;

5.финансирование подготовки  и повышения квалификации специалистов  в сфере инновационной деятельности.

2. Государственная поддержка  инновационной деятельности предоставляется  на срок окупаемости инновационного  проекта, но не более семи  лет с момента его практического  внедрения.

3. Государственная поддержка  освоения и распространения инновационного  продукта предоставляется на  установленный период времени,  в течение которого продукт  будет считаться инновационным.

В соответствии со статьей 19 того же закона,

финансирование государственной  поддержки инновационной деятельности осуществляется за счет средств бюджета  Республики Татарстан, а также за счет иных средств, не запрещенных законодательством.

В 2012 году в РТ была принята  программа управления инновационными проектами.

Программа должна быть реализована  с 2012 по 2020 год в два этапа:

I этап "Формирование организационно-правового  механизма создания рынка интеллектуальной  собственности": 2012 - 2015 годы;

II этап "Повышение эффективности  функционирования рынка интеллектуальной  собственности": 2016 - 2020 годы.

Базовые стратегические ориентиры:

на I этапе - создание и развитие необходимых институциональных  основ функционирования современной  системы управления интеллектуальной собственностью (формирование и укрепление служб интеллектуальной собственности, стимулирующих механизмов и другое);

на II этапе - системная интеграция современных инструментов управления интеллектуальной собственностью в  экономическую политику Республики Татарстан и каждого субъекта хозяйствования, интеграция институциональной  системы республики в мировое  сообщество.

Программа должна состоять из перечня организационно-управленческих мероприятий, инвестиционных и инновационных  проектов, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, реализация которых направлена на повышение  эффективности и конкурентоспособности  отраслей экономики Республики Татарстан.

Предложения Программы должны быть внедрены в Республике Татарстан  в качестве пилотного проекта  с последующим широким распространением опыта Республики Татарстан в  регионах Российской Федерации и  созданием единой российской системы  рынка интеллектуальной собственности, интегрируемой в мировое сообщество.

В рамках I этапа "Формирование организационно-правового механизма  создания рынка интеллектуальной собственности" должны быть решены следующие вопросы:

В 2012 - 2013 годах:

1) разработка и принятие  в пределах компетенции Республики  Татарстан нормативных правовых  актов в сфере интеллектуальной  собственности и методических  основ эффективного управления  и коммерциализации результатов  интеллектуальной деятельности  в Республике Татарстан:

постановления Кабинета Министров  Республики Татарстан, устанавливающего порядок закрепления прав Республики Татарстан на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств  бюджета Республики Татарстан, и  распоряжения ими;

методических рекомендаций по распределению прав на результаты интеллектуальной деятельности в Республике Татарстан;

методических рекомендаций по представлению сведений о результатах  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан, необходимых для их государственного учета;

соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) и Правительством Республики Татарстан по вопросам оказания государственных  услуг по приему документов заявок на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в Многофункциональном  центре предоставления государственных  и муниципальных услуг г. Казани;

договора о взаимодействии федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" Роспатента и Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных  услуг г. Казани по вопросу приема документов заявок на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации;

положения о центре поддержки  технологий и инноваций;

методических рекомендаций по вопросам развития системы коммерциализации, охраны и защиты результатов научно-технической  деятельности на предприятиях и в  организациях Республики Татарстан;

3) создание на основании  итогов проведенной инвентаризации единого реестра результатов интеллектуальной деятельности Республики Татарстан, содержащих их количественные, стоимостные, правовые характеристики;

4) создание на базе  государственного унитарного предприятия  "Татарстанский центр научно-технической  информации" центра поддержки  технологий и инноваций;

5) разработка методов  формирования и использования  специализированных электронных  баз данных республиканского  фонда информационных ресурсов развития научно-технической информации на основе формируемой автоматизированной информационно-аналитической системы "Банк данных "Интеллектуальный потенциал Республики Татарстан";

6) организация процессов  подготовки и переподготовки  кадров всех субъектов инновационного  пространства Республики Татарстан,  в том числе:

создание и развитие учебных  центров по подготовке, повышению  квалификации и переподготовке специалистов в области интеллектуальной собственности  на базе профильных образовательных  и научных учреждений;

формирование учебными центрами единого, адаптированного к предприятиям и организациям республики учебного курса, состоящего из подпрограмм обучения работников и топ-менеджеров всех уровней, на базе научно-методических разработок, согласованных с Роспатентом, Министерством  образования и науки Российской Федерации, Министерством образования  и науки Республики Татарстан, Министерством  экономики Республики Татарстан, Министерством  промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан;

проведение практических семинаров-тренингов с участием руководства предприятий и организаций  по результатам внедрения программных  мероприятий;

7) разработка методики оценки эффективности внедрения программных мероприятий в производственные процессы.

В 2013 - 2015 годах планируется:

проведение Министерством  экономики Республики Татарстан, Министерством  образования и науки Республики Татарстан, Министерством труда, занятости  и социальной защиты Республики Татарстан, учебными центрами Республики Татарстан  работ по включению скорректированных  по результатам первого этапа  учебных курсов в образовательные  программы профессиональной подготовки специалистов в высокотехнологичных  отраслях промышленности, распространение  их на предприятиях и в организациях, что предполагает следующую последовательность мероприятий:

обследование предприятий  и организаций с целью последующего картирования потока создания интеллектуальной собственности;

внедрение базовых элементов  системы рынка интеллектуальной собственности, обучение и повышение  квалификации персонала на предприятиях и в организациях - участниках Программы;

тиражирование и углубление успешного опыта внедрения программных  мероприятий на предприятиях и в  организациях Республики Татарстан  и в регионах Российской Федерации;

распространение результатов  внедрения программных мероприятий  на предприятиях и в организациях Республики Татарстан и включение  учебных курсов в образовательные  программы начального, среднего и  высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

разработка и апробация  на предприятиях различных отраслей экономики, в образовательных учреждениях, отраслевых министерствах и ведомствах Республики Татарстан модульных  презентаций, сценариев деловых  игр;

презентация результатов  внедрения программных мероприятий  в других регионах (в первую очередь  Приволжского федерального округа) на основе заключенных соглашений о  межрегиональном сотрудничестве;

подача заявок на участие  в федеральных целевых программах и определение внешних источников их финансирования, включение предприятий  и организаций - участников Программы  в число участников федеральных  целевых программ.

Предполагается к концу I этапа:

провести научно-технический  анализ результатов первого этапа  внедрения программных мероприятий;

обобщить опыт внедрения  программных мероприятий группы предприятий и организаций - участников Программы;

провести корректировку  Программы с целью дальнейшего  повышения эффективности механизмов коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В рамках II этапа "Повышение  эффективности функционирования рынка  интеллектуальной собственности" (долгосрочная перспектива) должно произойти активное внедрение (интеграция) результатов  Программы в российское межрегиональное  и международное сообщество с  закреплением за Республикой Татарстан  статуса инновационного центра.

Указанный этап отражает необходимость  научно-технического анализа результатов  реализации программных мероприятий, систематизацию его результатов  и представление их в профильные министерства Республики Татарстан, органы государственной власти Российской Федерации и регионы Российской Федерации, в частности:

направление в органы государственной  власти Российской Федерации и регионы  Российской Федерации обобщенных результатов  реализации Программы;

обобщение опыта реализации программных мероприятий группы предприятий и организаций - участников Программы;

Информация о работе Условия и перспективы бюджетного финансирования инноваций в РФ