Управление разработкой, внедрением и созданием новшеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена серьёзными сдвигами в российской экономике последних лет, в осознании властями необходимости поддержания конкурентоспособности российских товаров на должном уровне, что, в свою очередь, повлекло за собой расширение научных исследований и разработок в фирмах и промышленных компаниях .
В основу управления экономикой была положена политика технологического обновления инновационной стратегии и активизации разнообразных форм научных исследований и разработок. Возникла необходимость перестроить организационные структуры НИОКР, расширить спектр направлений исследований, повысить активность промышленных фирм в области фундаментальных исследований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление НИОКР………………………………………………...4
1.1 НИОКР в России в 2012 году……………………………………………18
Глава 2. Управление созданием и внедрением нововведений…………….24
2.1.Этапы инноваций…………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32

Файлы: 1 файл

innovatsii_i_investitsii_-_kontra_1.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

В 2012 году центры занимались в основном обучением тому, как  искать накопленную в мире информацию об интеллектуальной собственности  в сфере науки и техники  и как ею пользоваться. Всего за год в российских ЦПТИ прошли обучение 205 человек, в том числе изобретатели, специалисты промышленных предприятий, малых и средних инновационных  компаний. Теперь они могут оказывать  юридическое сопровождение процесса превращения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в продукты с высокой  добавленной стоимостью.  Этот процесс состоит из четырёх этапов. Первый – создание РИД, второй – превращение РИД в объекты интеллектуальной собственности, то есть обеспечение их правовой охраны, третий – превращение объектов ИС внематериальные активы, означающий их введение в гражданско-правовой и экономический оборот, четвёртый – амортизация объектов интеллектуальной собственности, включающая в себя их коммерциализацию.

« Существовавшая до появления ЦПТИ инновационная инфраструктура – технико-внедренческие зоны, центры трансфера технологий – обслуживала, по мнению руководителя Роспатента, последний этап. Поэтому в отличие от других стран в России инвестирование государства в научные исследования и разработки и коэффициент изобретательской и патентной активности не связаны между собой, они практически не коррелируются, убеждён Борис Симонов» - [8- С.3].

Эффективность превращения  результатов НИР в объекты  интеллектуальной собственности пока очень низкая (0,38), уточнил глава  Роспатента, – «одна заявка на 250 якобы получаемых результатов».

Задача центров поддержки  технологий и инноваций – показать, куда надо вкладывать деньги с использованием имеющейся в мире информации. «Мы  даём доступ к 80 миллионам единиц патентной  информации, – отметил Борис Симонов. – Мы даём знания, как научиться  использовать эту информацию, сказать: вот это будет охраноспособно. А уже заказчик скажет: вот это нам нужно». Деятельность ЦПТИ будет способствовать росту числа заявок на изобретения и полученных патентов.

Но остаётся вопрос об их качестве. « Основная часть патентов – «бумажная». Крупных игроков, признанных на мировом рынке, как считает руководитель Роспатента, можно по пальцам пересчитать – Касперский да «Смешарики». Развитие сети ЦПТИ, по его мнению, позволит повысить качество изобретений и выданных патентов. Таких центров нашей стране нужно 1200, полагает Борис Симонов. Тогда выпуск высокотехнологической продукции, «продукции с надбавленной стоимостью за счёт интеллектуальной собственности», вырастет к 2015–2016 году в 4,5 раза.

Сенаторы поддержали идею включения центров поддержки  технологий и инноваций в разрабатываемую долгосрочную стратегию в области интеллектуальной собственности» - [8- С.4].

Вот ещё один положительный  пример - В 2013 году стартует программа по вовлечению российского малого предпринимательства в участие по проекту XFEL (X-Ray Free Electron Laser - Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах) и напрямую затрагивает два из восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899 «Индустрия наносистем» и «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика»

Сооружение, запуск и последующая эксплуатация установки осуществляются управляющей  компанией, созданной на территории Германии. Общая стоимость создания установки оценивается более чем в 1 млрд. евро. Россия является второй после Германии страной по объему инвестиций в этот международный проект, который позволит выйти на новый уровень в исследованиях в области физики, химии, материаловедения, наук о жизни, биомедицине и др.

«Для запуска проекта  и обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации определена ОАО «РОСНАНО» в качестве организации-участника от России. В течение 2009–2016 годов ОАО «РОСНАНО» внесет в управляющую компанию проекта от имени Российской Федерации более 250 млн. евро. За ОАО «РОСНАНО» закреплена доля, обеспечивающая контроль над наиболее существенными вопросами корпоративного управления (назначение директоров, распределение финансовых средств, использование пучкового времени лазера и другое).

Задача программы –  стимулировать российские малые  компании производить оборудование с характеристиками, требуемыми для  нужд XFEL»  - [10- С.1].

Минусов много, и они весомые - По данным Минэкономразвития, за последние  годы не был выполнен ни один из целевых  параметров ФЦП по развитию науки  и технологий. И в ближайшие  годы ситуация только ухудшится. Как  отметил замминистра экономического развития Андрей Клепач, выступая на форуме инновационных технологий InfoSpace, в российском бюджете до 2014 г. вообще не заложено увеличение расходов на науку, из-за чего усиливается риск дальнейшего отставания по научным разработкам от развитых стран. Если дополнительные ресурсы на увеличение таких расходов не найдутся, то бюджетные расходы на НИОКР относительно ВВП (с учетом его роста) снизятся до 0,65% к 2014 году. При этом замминистра не мог удержаться от сравнения России с Китаем, где суммарные расходы на НИОКР (государственные и частные) в настоящее время составляют 1,7% ВВП, а через несколько лет этот показатель – при ежегодном существенном увеличении ВВП – планируется довести до 2%, что уже близко к европейскому уровню.

«Если продолжить сравнение, то нужно отметить, что другой наш  партнер по БРИКС – Индия –  уже достиг уровня в 2%. Но лидеры в  области финансирования НИОКР вкладывают еще больше США – 3%, Израиль, Швеция и Япония - от 3,5 до 4,5% ВВП. В пересчете  на душу населения Россия тратит на НИОКР менее $100 в год, тогда как  мировые лидеры - до $500. В мировом  масштабе картина тоже выглядит довольно безрадостно для нас. На долю США  приходятся 35% глобальных расходов на науку и технологические разработки, на Евросоюз – 24%, на Китай – 12%, а  на Россию – около 2%.» - [9- С.2].

В общем, не удивительно, что  отдача от НИОКР в российской экономике  минимальна. В докризисные годы, когда рост ВВП составлял 7%, вклад  инноваций в этот показатель составлял  менее 10%, то есть, не более 0,7 процентного  пункта. Таким образом, как отметил  Андрей Клепач, в сложившейся в России модели экономического роста инновационный фактор практически не играет роли. В целом, лишь около 8% ВВП производится в отраслях, связанных с высокими технологиями, а экспорт высокотехнологичной продукции составляет около 2% от общего объема промышленного экспорта (в США и даже Китае – более 30%). Удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3%, а основную часть нашего ВВП и экспортной продукции производят добывающие отрасли.

Очевидно, именно поэтому  так мало энтузиазма в области  НИОКР проявляет бизнес. Россия, намеревающаяся вступить в Организацию  экономического сотрудничества и развития (клуб промышленно развитых стран), на нынешнем этапе уступает всем без  исключения членам ОЭСР по удельному  весу предприятий, занимающихся разработкой  и внедрением новых технологий. Таковых  у нас насчитывается лишь 9%, тогда  как в европейских странах 60% – 70%. Российские предприятия, в основном, настроены на заимствование готовых технологий, расходы на НИОКР считают бесполезной тратой денег. И действительно, зачем изобретать велосипед, когда можно купить лицензию на его изготовление?

Впрочем, согласно результатам проведенного компанией General Electric исследования "Глобальный барометр инноваций-2012", бизнес-сообщество России в глубине души недовольно таким положением дел. Среди деловых элит 22 стран россияне, поляки, а также французы и японцы (!) в наибольшей степени не удовлетворены состоянием инновационной среды в их странах. К тому же в нынешних кризисных условиях более 70% респондентов отметили сокращение бюджетов НИОКР в своих компаниях, а 42% заявили о низкой эффективности государственных программ поддержки инноваций.

Давно пора менять российскую сырьевую экономическую  модель и соответственные стереотипы ведения бизнеса. По мнению Андрея Клепача, нужно добиваться увеличения вклада НИОКР в ВВП хотя бы до 1 процентного пункта, а в дальнейшем – до 1,5. Без этого, по мнению замглавы Минэкономразвития, наша страна вряд ли сможет обеспечить себе конкурентоспособность в наукоемких отраслях экономики. Согласно данным исследования GE, 92% топ-менеджеров, принявших участие в опросе, отметили, что именно инновации являются основной составляющей для увеличения конкурентоспособности национальных экономик и наиболее эффективным путем создания рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление созданием и внедрением нововведений.

«Инновации и инновационная  деятельность традиционно представляются как  направление научно — технического прогресса (высокотехнологичной его  составляющей)  и как процесс, связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок в практику» - [1 — 172].

Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она  не только охватывает практическое использование  научно — технических разработок и изобретений и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.

«Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощённый  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей » - [1 — С.172].

Термин «Инновация» в  современном его понимании первым стал применять Й. Шумпетер, который подчёркивал, что инновация — это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на применении всех новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

«Основоположник теории инновационного развития Йозеф Шумпетер [4] выделяет пять характеристик инноваций, а именно: 
- изготовление продукции с новыми свойствами; 
- внедрение нового метода (способа) производства; 
- освоение новых рынков сбыта; 
- использование нового источника сырья; 
- реорганизация производства»- [2 — С.2].

 

Вот что говорят по этому  поводу российские авторы - «Обобщая различные трактовки понятия термина “инновация”, можно представить его в следующем интегральном виде: инновация – это конечный материализованный результат творческого труда, полученного от вложения капитала в науку, новую технику или технологию, в новые формы организации труда, обслуживания и управления, включая формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.д., использование которых направлено на повышение эффективности экономики» - [2 — С.2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1Этапы инноваций

Стоит более подробно рассказать о том, из каких этапов состоит  создание и внедрение инновациями. Инновация от зарождения инновационной  идеи до выхода на рынок инновационного продукта и его устаревания проходит несколько этапов. Риски развития инновации на разных этапах различны. Это приводит к тому, что финансируются  работы на каждом из этапов различными инвесторами. Поэтому иногда этапы  развития инновации называют этапами  ее финансирования.

«Нулевой этап венчурного финансирования связан с зарождением  идеи и с затратами на ее первоначальное развитие. Как правило, эти затраты  невелики и покрываются изобретателем  или предпринимателем, которому пришла в голову данная идея» -  [5 — С.3].

Первоначальные затраты  связаны скорее с затратами времени  на обдумывание идеи, на ее анализ, на проведение расчетов, на составление  эскизов. Если идея патентоспособна, то ее автор затратит также время и средства на составление заявки на  изобретение  и на ее регистрацию в патентном ведомстве.

 

Одним из самых важных ресурсов в инновационном бизнесе является личное время предпринимателя. Проанализировав  свою творческую идею или обсудив  ее со своими помощниками, предприниматель  принимает решение о ее реализации. Для доказательства возможности  реализации идеи и определения основных характеристик инновационного объекта  переходят к первому этапу  развития инновации.

 

«Первый этап называется стадией  достартового финансирования, или стадия посева (seed). На этой стадии проводится научно-исследовательская работа, как правило, небольшими коллективами ученых и инженеров. Основной целью работы является обоснование практической и коммерческой значимости , создание лабораторного образца товара, технологии или услуги» -  [5 — С.3].

 

На первом этапе формируется  основной управленческий персонал предприятия и проводятся первоначальные маркетинговые исследования. На этом этапе отбрасывается около двух третей от всех новых идей. Как правило, инвесторы опасаются вкладывать деньги на стадии посева. На этой стадии, например, в 1998 г. инвестировалось только 4,3% от всех венчурных вложений.

 

Следует иметь в виду, что те идеи, которые подтвердили  свою жизнеспособность, в будущем  приносят инвесторам наибольшую прибыль. Основными инвесторами на этой стадии финансирования являются, как правило, Бизнес-ангелы. Степень риска высокая. Работа первого этапа направлена, в частности, на решение таких проблем, как:

- возможность создания  инновационного объекта;

- выявление необходимых  для создания инновационного  объекта ресурсов;

- макетирование отдельных  элементов и объекта в целом;

- возможность изготовления  инновационного объекта на основе  существующих технологий;

- разработка новых технологий  для изготовления отдельных элементов  и объекта в целом;

- будущий спрос на инновационный  продукт;

- воздействие на окружающую  среду и возможные методы предотвращения  экологических загрязнений;

- взаимные связи с другими  отраслями и возможность их  реализации;

- возможное расширение  существующих производств;

Информация о работе Управление разработкой, внедрением и созданием новшеств