Управление разработкой, внедрением и созданием новшеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена серьёзными сдвигами в российской экономике последних лет, в осознании властями необходимости поддержания конкурентоспособности российских товаров на должном уровне, что, в свою очередь, повлекло за собой расширение научных исследований и разработок в фирмах и промышленных компаниях .
В основу управления экономикой была положена политика технологического обновления инновационной стратегии и активизации разнообразных форм научных исследований и разработок. Возникла необходимость перестроить организационные структуры НИОКР, расширить спектр направлений исследований, повысить активность промышленных фирм в области фундаментальных исследований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление НИОКР………………………………………………...4
1.1 НИОКР в России в 2012 году……………………………………………18
Глава 2. Управление созданием и внедрением нововведений…………….24
2.1.Этапы инноваций…………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...32

Файлы: 1 файл

innovatsii_i_investitsii_-_kontra_1.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Традиционный линейно-последовательный способ разработки нововведений вызывает замедление темпов обновления новшеств вследствие таких объективных причин, как растущая инертность материально-технической базы производства, препятствующая радикальной смене технологий. На качестве и эффективности НИОКР сказывается превалирование, чисто административных методов руководства, снижающих трудовую мотивацию, ухудшающих коммуникации и согласованность действий различных функциональных подразделений, ответственных за разработку и внедрение новшеств. Применение метода проектного управления, создание временных проектных команд и внутрифирменных венчуров позволяют совершенствовать инновационный процесс в крупных компаниях.

На эффективность обновления оказывают  влияние различные факторы инновационной  деятельности: качество инновации-продукта, качество применяемых технологических  решений и характеристика организационно-технических  условий осуществления проекта. Факторами, определяющими качество осваиваемого изделия или новой  продукции, являются технический уровень  изделия, его технологичность, ресурсоемкость, степень унификации и стандартизации, сравнительная технико-экономическая  эффективность старой и новой  моделей.

Показателями качества инновации  могут быть любые параметры и  свойства изделия. Для наиболее исчерпывающего представления о техническом  уровне нововведения показатели подразделяются по свойствам, способу их измерения, стадиям производства и эксплуатации. Для полноты характеристики применяются  как абсолютные показатели свойств  в натуральном или стоимостном  выражении, так и относительные. Причем относительные показатели - это обычно отношение абсолютных показателей старого к показателям  нового или улучшенного образца, а также удельные или расходные показатели материалоемкости, трудоемкости, себестоимости на единицу измерения мощности, производительности и т.д. Эти параметры - основа оценки технического уровня и качества новшества.

Если единичные (частные) показатели новшества относятся только к  одному из его свойств, то комплексные  показатели достаточно полно отражают гамму наиболее важных характеристик. Для такой продукции ее техническое  и технологическое совершенство определяется через технический  уровень новинки в сравнении  с базовыми значениями старого продукта. В качестве базовых используют показатели стандартизированной выпускаемой продукции. При этом все фазы жизненного цикла новой продукции подчинены ее конечной стадии - продажи и эксплуатации у потребителя. С этих позиций проектирование нельзя рассматривать как этап научно-технической деятельности, поскольку все этапы НИОКР направлены на перспективное развитие образца нового товара, включая так называемую эксплуатационную эффективность.

Хотелось бы также отметить характерную  особенность — малые предприятия  более успешны в инновационной  сфере, чем крупные. Успех малых  предприятий и инновационной  сфере объясняется следующими причинами:

углубление специализации  при проведении научных разработок привело к тому, что по многих случаях малые предприятия в  состоянии конкурировать с крупными организациями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея ограниченный объем  финансовых средств;

малые предприятия  занимаются разработками и освоением  инноваций в тех областях, которые  кажутся для крупных предприятии или неперспективными, или высокорисковыми;

в отличие от крупных  предприятий, малые предприятия  охотно берутся за разработку и освоение оригинальных нововведений,

в крупных предприятиях, как правило, разработкой, внедрением, производством и сбытом новой  наукоемкой продукции занимаются отдельные  специализированные подразделения, соответственно ответственность за каждый этап переходит  от одних групп к другим, в малых  же предприятиях все эти этапы  инновационною процесса объединяются под руководством одного лица, что  ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности;

производственную  деятельность малых инновационных  предприятий отличает их узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведения и  на первых этапах его распространения. Это означает, что фактически предприятие  начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских  разработок, цель которых -достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

удельные затраты  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы у малых высокотехнологических  предприятий нередко в несколько  раз превышают аналогичный показатель крупных предприятии, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;

изобретательским  группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, так как небольшое предприятие  не в силах привлекать специалистов в различных отраслях деятельности, а это часто способствует возникновению  новых оригинальных новаторских  идей и нового подхода к решению  проблем.

Об эффективности  функционирования малого инновационного предпринимательства свидетельствует  активная деятельность отечественных  инновационных фирм в различных  отраслях экономики.

Особое место  среди малых инновационных предприятий  занимают венчурные фирмы, то есть "рисковые" фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные  предприятия, которые создаются  с целью апробации, доработки  и доведения до промышленной реализации "рисковых" инноваций. В некоторых  случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение  конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешном коммерческой реализации разработанной идеи, технологии, изобретении. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследовании и инженерных разработках. Особое значение венчурного бизнеса заключается в следующем:

венчурный бизнес приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйственных единиц, воздействующих на него традиционную структуру ведения  научных исследовании, и вызывает структурные изменения в общественном производстве стран;

венчурный бизнес увеличивает  занятость высококвалифицированных  специалистов;

венчурный бизнес способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики;

венчурный бизнес побуждает  крупные корпорации к совершенствованию  принципов управления и организационных  структур;

венчурный бизнес показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

Создаются венчурные  фирмы на договорной основе на средства, полученные путем объединения, как  правило, нескольких юридических или  физических лиц (в некоторых случаях и тех и других одновременно), либо на кредиты или вложения крупных компании и банков. Для создания венчурной фирмы необходимо наличие несколько условий идеи нововведения (нового производства, технологии, услуги), общественной потребности в реализации этой идеи, предпринимателя, способного на основе такой идеи организовать новую фирму; "рискового" капитала для финансирования этой фирмы.

В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется  рядом отличительных особенностей:

финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения  и без гарантии, соответственно инвесторы  идут на большой риск. В случае неудачи  они могут потерять значительные денежные средства. Такое "рисковое" вложение средств предпринимателями  объясняется их верой в успех  венчурного бизнеса и отсутствием  условии для собственных исследовании и коммерческой реализации перспективной технологии;

обязательно долевое  участие инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%), т.е. рисковый капитал размещается  не как кредит, а в виде паевого  взноса в уставный капитал фирмы  в зависимости от доли участия, которая  оговаривается при предоставлении финансовых средств. Инвесторы имеют  право на соответствующее получение  прибыли финансируемой фирмы;

средства предоставляются  на длительный срок и на безвозвратной  основе, поэтому в некоторых случаях  инвесторам приходится ожидать в  среднем 3-5 лет, чтобы убедиться в  перспективности вложений;

активное участие  инвестора в управлении финансируемой  фирмой, так как он лично заинтересован  в успехе венчурного предприятия, поэтому  рисковые инвесторы часто не ограничиваются предоставлением денежных средств, а оказывают различные управленческие, консультативные и прочие деловые  услуги венчурной фирме, но при этом не вмешиваются в оперативное  руководство ее деятельностью.

Венчурные фирмы  создаются в двух организационных  формах самостоятельные венчурные  фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий. Решение о  создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей. При отборе идеи, на базе которых может быть создан "рисковый" наукоемкий проект, обязательно учитываются два момента: во-первых, задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т.е. целью внутреннего венчура является изыскание новых инноваций. Во-вторых, при отборе идеи, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с точностью от 50 до 75%.

Внутренним венчурам, как правило, предоставляемся юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнском компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.

Многие компании организуют одновременно несколько  внутренних венчуров, примером может служить корпорация IBM, которая в 1983 г имела 15 "рисковых" проектов. По ним разрабатывалась и выпускалась на рынок такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные компьютеры, создание и выпуск которых - наиболее успешный проект внутренних венчуров IBM. Через год после начала практической реализации этого проекта продукция была направлена на рынок, а еще через два года объем ее продаж составил 2,5 млрд долл. К этому моменту внутренний венчур превратится в крупнейшее производственное подразделение корпорации.

Наибольшее распространение  венчурное предпринимательство  получило в США. По своим объемам  американский рынок "рискового" капитала значительно превосходит западноевропейский и японский. Так, к середине 80-х  годов кумулятивная сумма инвестиции в японские венчурные фирмы составляла 2,6 млрд. американских долл., а в США  она достигала 24 млрд. долл.

Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка "молния", кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор и многое другое. В США венчурный бизнес сосредоточен в наиболее наукоемких отраслях - в производстве полупроводников, компьютеров, программного обеспечения, искусственного интеллекта. В Западной Европе значительный рынок венчурного капитала возник только в 70-е годы и стал быстро развиваться в Голландии, Германии, Италии и других странах.

Современные венчурные  предприятия представляют собой  гибкие и мобильные структуры, которые  отличаются очень высокой и целенаправленной активностью, что объясняется в  первую очередь прямой личной заинтересованностью  работников предприятия и инвесторов в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами. По темпам доведения разработки до коммерческой реализации конкурировать  с ними крупным промышленным предприятиям очень сложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  НИОКР в России в 2012 году.

Отдельно  хотелось бы рассказать о шагах в  направлении поддержки и развитии  НИОКР в России в ушедшем, 2012 году.

«В российской инновационной инфраструктуре в 2012 году появился новый элемент – центры поддержки технологий и инноваций. Для чего они созданы и чем занимаются, рассказал на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе верхней палаты парламента Борис Симонов, руководитель Роспатента» - [8- С.3].

Проект по созданию центров  поддержки технологий и инноваций  – международный. Таких центров, начиная с 2009-го, было создано 193 в 30 странах. В России проект реализуется  на основе соглашения Роспатента с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), подписанного в конце 2011 года. Сейчас в 52 российских регионах действуют уже 73 центра поддержки технологий и инноваций, сообщил глава Роспатента. Из них 21 центр – в Центральном федеральном округе, 18 – в Приволжском ФО, 11 – в Сибирском ФО, 7 – в Северо-Западном ФО, по 5 – в Дальневосточном и Южном федеральных округах, по 3 – в Северо-Кавказском и Уральском ФО.        

Информация о работе Управление разработкой, внедрением и созданием новшеств