Управление инновационным процессом в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Инновационная деятельность в самых различных сферах: маркетинге, производстве, технологии, закупках, сбыте, персонале, учете, планировании и т.п., обеспечивает конкурентные преимущества и эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе. Статистические исследования показывают, что процент успешно реализуемых инноваций, имеющих высокий уровень неопределенности целей и результатов, чрезвычайно низок.

Содержание работы

Введение 4
1. Инновационный процесс как объект управления в условиях перехода РФ к рынку 7
1.1. Инновационный цикл инновационного процесса 7
1.2. Стадия фундаментальных исследований 10
1.3. Стадия прикладных исследований 11
1.4. Стадия инновационных разработок 12
1.5. Стадия освоения производства 12
1.6. Стадия собственного производства 12
1.7. Стадия реализации 13
1.8. Стадия эксплуатации 13
2. Органы и методы управления инновационным процессом в России 14
2.1. Государственные органы управления процессом инновации 14
2.2. Методы управления инновационным процессом 16
2.3. Модели инновационного процесса 21
2.4. Правовое регулирование в управлении инновационным процессом 24
3. Основы управления инновационным процессом в России 27
3.1. Особенности планирования инновационного процесса. Комплексная и целевые программы 27
3.2. Инновационное прогнозирование 30
3.3. Участие трудящихся в управлении инновационным процессом 31
3.4. Инновационный процесс и взаимодействие экономических результатов 33
4. Управление инновационным процессом в условиях развития рыночных отношений 38
4.1. Проблемы управления инновационным процессом в экономике зарубежных стран 38
4.2. Механизмы управления инновационным процессом в странах развитой экономики 41
4.3. Система управления инновационным процессом в развитых странах 43
4.4. Управлении процессом инновации в фирмах Японии и США 47
5. Опыт управления инновационным процессом в конкретном производстве 54
Заключение 61
Глоссарий 64
Библиография 66

Файлы: 1 файл

Управление инновационным процессом в условиях рынка.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

Управление по работе с заказчиками – это «геологоразведочное  управление», которое ищет новые рынки, новых клиентов, новые заказы. Современный маркетинговый инструментарий, особая команда специалистов, нацеленных на результат, выражающийся не только в рублях для НПО «Мир», но и в удовлетворенности солидных заказчиков – это инновация в сфере продаж сложного научно-технического продукта. Завод НПО «Мир». Более 80 % комплектующих изделий, входящих в состав программно-аппартатных комплексов, изготавливается на заводе. В структуре завода 4 цеха: РМЦ, ЦНРЭА, СМЦ И ЦСИТМ, а также отделы жизнеобеспечения всего предприятия (ОГМ, ОГЭ, ОАСУиС) и отделы обеспечения работ (отдел снабжения, отдел подготовки производства, технологический отдел, отдел главного метролога и отдел сбыта, который занимается комплектацией готовых заказов и их отгрузкой.

3 уровень модели - это технологический уровень. Инновационная структура НПО поддерживается инновационными технологиями в НИОКР (CAD-технологии: A-Cad, P-Cad, Pro-Engineer, информационные технологии), в управлении сложными проектами (Технология управления проектами), в продвижении продукции и производстве (технология поверхностного монтажа, технология порошковой окраски и т.д.). Что касается информационных технологий, НПО «Мир» внедряет передовые технологии ведущих мировых фирм, а также создает собственные технологии, как для внутреннего пользования, так и для внешнего. Так, на предприятии создана корпоративная информационная система «Надежда», позволяющая контролировать все стадии жизненного цикла продукции, взаимодействия с клиентами, выполнения планов и поставленных задач. Технологический уровень инновационной модели предприятия предъявляет высокие требования к персоналу предприятия, т.к. поддержку передовых технологий способны обеспечивать только профессионалы высокого уровня.

4 уровень модели НПО  – это социальный. Социальные нововведения НПО «Мир» направлены на формирование особой среды и условий труда на предприятии, формирующих правильное производственное поведение сотрудников, основанное на самоуважении, уважении к компании и российским традициям. Основные направления новшеств НПО «Мир» в социальной сфере – это: создание уникальных для России условий труда; развитие и обучение персонала; формирование полновесного социального пакета; развитие системы мотивации, связанной с уровнем удовлетворенности заказчиком от сотрудничества с нашим предприятием.

В последние годы самые  крупные финансовые вложения были сделаны  в строительство нового здания Управления на ул. Успешной и формирование рабочих  мест высокой культуры. Стажировка генерального директора в Японии в 2004 году по вопросам социальной политики позволила утвердиться в правильности курса инвестиционной политики – условия труда на предприятии не хуже, чем в экономически развитых странах. Большое внимание на предприятии уделяется развитию персонала, в повышение его образовательного и квалификационного потенциала, значит, в повышение научно-технического потенциала предприятия. Научно-технический потенциал предприятия характеризуется составом разработчиков, доступом к научно-технической информации, оснащенностью рабочих мест компьютерной техникой. Все это влияет на научно-технический потенциал разработок, которые обеспечивают сегодня стабильность и надежность функционирования более 3,5 тысяч объектов энергетики ведущих нефтяных компаний и многих предприятий промышленности России.

Рост инвестиций в  повышение образовательного и квалификационного  потенциала персонала НПО «Мир»  в 2004 году по отношению к 2005 году составляет более 200 %, по отношению к 2006 году – около 400%, по отношению к 2007 году -  около 320 %.

Основные направления  инвестиций в развитие персонала  за 2005-2004 годы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Направление инвестиций

% от прибыли

НИОКР

20

Стратегическое управление компанией

18

СМК ИСО

10

Мотивация персонала

10

Формирование управленческих навыков

10

Маркетинг, продвижение  продукции

6

Управление проектами

7

Информационные технологии

5




 

 

 

 

Инновационность процесса развития персонала предприятия  подтверждается тем, что НПО «Мир», как и некоторые ведущие предприятия  мира, такие, как заводы японских фирмы "Toyota" и "Nissan", американской "Hewlett Packard", является непрерывно обучающейся. Эффективно обучающейся является такая организация, которая поддерживает процесс обучения во всех областях, поощряет обучение тому, как нужно работать. На социальном уровне формируется правильное производственное поведение сотрудников, т.е. особый фирменный стиль работы.

5 стратегический уровень  модели компании предусматривает  развитие управленческих инноваций.  Управленческие инновации в НПО  - это целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, ориентированное на ускорение, облегчение или улучшение решения стоящих перед предприятием задач. В 2004 году предприятие подошло к стратегическому планированию, выработке системы сбалансированных показателей и внедрению технологии управления по целям как результат постоянного обучения высшего руководства предприятия, результат привлечения консультантов для проблемно-ориентированного анализа, для внедрения на предприятии новых управленческих технологий. Стратегии компании разрабатываются в 7-ми направлениях: развитие персонала; развитие продукции; развитие рынков; развитие производственных технологий; развитие информационных технологий; повышение качества продукции и сервиса; социальное партнерство.

Особенностью модели НПО «Мир» является его незримый стержень, формируемый традициями компании, опирающийся на ценности и объединяющий все уровни модели, вплоть до стратегического. Этот стержень - мораль, направленная на созидание и достижение успехов, особая этика партнерских отношений, формируемая на лучших традициях российского предпринимательства и эмоции персонала, испытывающего гордость за свою компанию, за Россию. Праздники на предприятии – это не пышные застолья, это – знакомство с исконно русскими традициями, это встречи с русской культурой и искусством. Базовыми элементами комплексной инновационной системы НПО выступают всего без исключения сферы жизнедеятельности (управление, НИОКР, маркетинг, реализация проектов, качество, персонал). Являясь благодаря инновациям во всех сферах своей деятельности одним из лидеров российского рынка систем телемеханики и коммерческого учета энергоресурсов, НПО «Мир» стремится к совершенству и успеху через соответствие качества его наукоемкой продукции, услуг и культуры труда мировым стандартам. Высокие цели и ценности, на которые предприятие ориентируется, следование лучшим традициям российского предпринимательства, позволяют ему брать на себя ответственность за доверие заказчиков и партнеров, за уровень технических решений и качество реализованных проектов, за надежды своих высококлассных специалистов.

Собственный центр опытно-конструкторских  работ позволяет максимально  гибко использовать научный потенциал  НПО "Мир", сотрудничество с ведущими омскими вузами, регулярное обучение специалистов и руководителей поддерживает и развивает высокий творческий потенциал коллектива предприятия. НПО "Мир" использует передовые технологии не только в программировании, проектировании и производстве, но и в управлении сырьевыми, товарными и информационными потоками. Все нацелено на удобство Заказчиков.

Особое отношение на предприятии к качеству. Его высокий  достигнутый уровень подтвержден  сертификатом соответствия СМК стандарту  ИСО9001:2000. В области качества НПО "Мир" берет все лучшее, что было создано в России и СССР, внимательно изучает и применяет опыт западных стран и Японии. Подобная модель деятельности является основным фактором того, что сегодня НПО "Мир" - одно из ведущих российских высокотехнологичных предприятий в своей отрасли - обладает общепризнанным авторитетом в области создания, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем.

 

Заключение

 

Подводя итог можно сказать, что процесс внедрения инноваций  на НПО «Мир» охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность. НПО «Мир» опирается главным образом на собственный научно-технический потенциал поскольку, он является более перспективным с многих точек зрения. В целом же по стране такой потенциал остается в значительной мере невостребованным сегодня отечественной промышленностью, т.к. требует преодоления целого ряда финансово и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в  крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

И сегодня с большой  долей уверенности можно сказать, что в России инновационная активность в области технологических инноваций низкая, технологическая база предприятий в среднем не улучшается, а все участники инновационного процесса разобщены. Из-за дефицита собственных средств, которые являются основным источником финансирования инноваций, инновационная деятельность большинства предприятий носит краткосрочный характер и представляет собой скорее "латание дыр", нежели развитие производственно-технологической базы. Индикаторами этого служат низкие и затраты на исследования и разработки, практическое отсутствие расходов на маркетинг и подготовку персонала, ориентация на покупку бывшего в употреблении и поэтому недорогого оборудования.

Группа успешных предприятий  малочисленна. Больше всего возможностей для инновационного развития сегодня  у предприятий с зарубежным участием, имеющих, соответственно, доступ к зарубежным источникам финансирования. Вместе с тем примеры успешных предприятий (НПО «Мир») могут быть найдены и среди тех, кто ориентируется как внутренний, так и на внешний рынок, имеет государственную и иные формы собственности.

В целом инвестиционная деятельность не приносит пока предприятиям тех социально-экономических дивидендов, которые могли бы стать в свою очередь катализатором продолжающейся инновационной деятельности. Государственное  участие в создании благоприятного инновационного климата может заключаться в прямом финансировании различных инициатив и/или объектов, а также косвенных мерах регулирования. Прямое финансирование инноваций осуществляется в рамках государственных программ, а также через систему специальных фондов. Сегодня программы по своему содержанию и механизмам реализации представляют собой наследие советских времен. Они фактически не пересматривались, а их результаты практически не оцениваются. В итоге в настоящее время максимальная доля финансирования приходится на программы фундаментальных исследований в области физики и на программы поддержки сырьевых отраслей, а отнюдь не на развитие инновационной инфраструктуры или поддержку инноваций.

Государственные фонды, финансирующие инновации, концентрируются на предприятиях малого инновационного бизнеса. Деятельность фондов вполне успешна, однако, есть, по крайней мере, два «но»: во-первых, бюджет таких фондов очень скромный; во-вторых, существуют законодательно-нормативные ограничения, затрудняющие вложения средств фондами в рисковые стадии развития малых инновационных проектов, а также усложняющие процедуры возврата средств, выделенных в качестве беспроцентных или льготных кредитов.

При создании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров) только в последние годы стали использоваться рыночные подходы, в том числе финансирование на паритетной основе. К сожалению, пока масштабы сформированной инфраструктуры не соответствуют даже тем низким инновационным запросам, которые существуют в стране. В итоге число инновационных предприятий невелико.

Косвенные меры стимулирования не способствуют созданию благоприятных  условий для развития партнерских  отношений между наукой и бизнесом, между малыми инновационными предприятиями и промышленностью. На сегодняшний день государственные инициативы пока еще фрагментарны и несистемны, а поэтому нередко неэффективны и решают даже части проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям, занимающимся инновационным бизнесом. Низкая деловая активность в научно-технической и инновационной сфере, наблюдающаяся сегодня, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

 

 Глоссарий

 

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации  труда или управления, основанное на использовании достижений науки  и передового опыта.

Инновация - конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:

- нового или усовершенствованного  продукта, реализуемого на рынке;  или 

- нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого  в практической деятельности.

Результативная инновация - инновация:

- изменяющая существующее  решение с улучшением некоторых его характеристик; или

- предлагающая решение  ранее не решенной проблемы.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и  оборудования. Результатом инновационной  деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Государственная инновационная  политика - определение органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ целей инновационной  стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационная стратегия - средства достижения целей предприятия, связанных с инновацией и инновационной  деятельностью.

Инновационная фирма - юридическое  лицо, созданное для отработки  новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ. Обычно инновационная фирма учреждается инвестором, который становится ее совладельцем.

Информация о работе Управление инновационным процессом в условиях рынка