Управление ииновационной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования – инновации и инновационные процессы.
Предмет исследования – содержание инновационной деятельности.
Цель исследования – исследование значения инноваций для предприятий и экономики государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Каждому уровню организации также соответствуют определенные виды инноваций:

  • для стратегического уровня – инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;
  • для внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;
  • для персонального уровня – это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.

 

 

Глава 2.Принципы инновационной деятельности

2.1 Организационно-управленческие принципы инновационной деятельностью

В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инновационной стратегии.

Технологические инновации играют все большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста, превращая деятельность по исследованиям и разработкам в области науки и технологии в более высокую производительность труда и другие показатели экономического роста, разрешая другие экономические проблемы, стоящие перед каждым предприятием3. Развитие любого успешно действующего в условия рыночной экономики предприятия следует рассматривать как постоянный процесс создания инноваций, как непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и услуг, технологии и материалов, новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющие удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.

Конечный результат инноваций – это материализация и промышленное освоение новшества, идеей создания которой могут выступать как научно-техническая деятельность, так и маркетинговые исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей.

Таким образом, инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации – новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

Инновационная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инновационных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инновационной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инновационной среды. Эффективным инструментом перспективного управления инновационной деятельностью организации, подчиненного реализации целей ее общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инновационного рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает инновационная стратегия.

Инновационная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инновационной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инновационной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Сравнение принципов инновационной деятельности, построенного на основании ориентации на будущих потребителей, с принципами регулярного менеджмента приведено в таблице 2(Приложение 3).

В качестве первого принципа инновационной деятельности, очевидно, может стать уже упомянутый принцип ориентации на будущих потребителей. Данный принцип означает, что будущие доходы организации зависят от тенденции распределения располагаемого дохода будущих потребителей и усилий компании по включению продукции и услуг в сферу интересов будущих потребителей. Применение принципа ориентации на будущих потребителей позволит компании активно формировать будущие потребности потребителей, стать активной компанией, формирующей новые рынки и продукты потребления.

Следующим принципом инновационной деятельности может стать принцип лидерства руководства в инновациях. Данный принцип означает, что лидеры инновационной компании должны быть способны определить будущее предназначение компании, выработать стратегию инноваций, добиться реализации инновационных творческих планов развития компании.

Третьим принципом инновационной деятельности, так же по аналогии с принципами менеджмента качества, может стать принцип вовлечения работников в инновационные процессы4. Можно утверждать, что инновационные сотрудники имеют собственные средства производства, каковыми являются их знания, опыт и умения реализовать свои способности, а поэтому они гораздо более независимы от компании, чем их коллеги, не принимающие участия в инновационной деятельности. Соответственно, необходимо принцип вовлечения работников преобразовать в принцип партнерских взаимоотношений с работниками. Это означает, что всем работникам компании предоставляется право нестандартного мышления и нестандартных действий, так что, работники становятся равноправными партнерами компании, и на основе этого партнерства они в максимальной степени раскрывают и реализуют собственные способности.

Следующим, четвертым принципом инновационной деятельности может стать принцип подхода как к проекту, в развитии принципа подхода как к процессу, принятого в менеджменте качества. Будущие потребители еще не являются клиентами компании, поэтому они не могут быть заинтересованы в существующих процессах, направленных на удовлетворение потребителей, но они могут рассчитывать на завершение инновационных проектов, которые в случае успеха дают им (будущим потребителям) возможность стать существующими потребителями продукции и услуг компании. Проектный менеджмент является наиболее приемлемым видом управления для достижения конечного результата инновационной деятельности, для обеспечения концентрации необходимых для этого ресурсов, для обеспечения эффективного достижения заданных конечных результатов.

Пятым принципом инновационной деятельности остается принцип системного подхода к менеджменту, который в соответствии с аналогичным принципом менеджмента качества означает, что определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов и проектов в соответствии с установленной целью вносят вклад в непрерывное развитие организации. Системный подход к менеджменту создает основы формирования доверия будущих потребителей и вовлечения их в круг настоящих потребителей.

Шестым принципом инновационной деятельности может стать принцип непрерывных инноваций, в дополнении к соответствующему принципу непрерывных улучшений, применяемому в менеджменте качества. Будущие потребители еще не являются клиентами компании, поэтому они не интересуются непрерывными улучшениями продуктов, услуг и процессов, которые в данный момент на них не направлены. Вместе с тем, они не могут оставаться безразличными к непрерывным инновациям, так как успешно реализованные проекты могут сделать их лояльными клиентами компании.

Предпоследним, седьмым принципом инновационной деятельности может стать принцип поиска нереализованных возможностей, в дополнении принципу принятия решения на основе фактов. Завоевание будущих потребителей не может основывать только на фактах. В инновационной деятельности необходимо опираться на прогнозы, предположения, гипотезы и другие порой недостоверные данные. Инновационные компании скорее создают новую реальность и соответствующие ей новые факты появления принципиально новых продуктов и услуг, которые ранее не были никем востребованы, нежели используют только существующие достоверные проверенные данные и факты. В то же время необходимо отметить, что достоверность прогнозов, предположений и других данных не следует отменять; чем достовернее предположения, тем точнее формируется продукт или услуга для будущих потребителей.

Последним, восьмым принципом инновационной деятельности может стать принцип стратегического партнерства, в расширении принципа взаимовыгодного отношения с поставщиками, применяемого в менеджменте качества. Стратегическое партнерство шире трактует взаимоотношения, и не только с поставщиками, но и с контрагентами, с другими партнерами и остальными заинтересованными в конечных результатах инноваций компаниями и некоммерческими организациями. Завоевание будущих потребителей является очень масштабной задачей для одной пусть даже очень развитой инновационной компании. В таком виде деятельности необходимы альянсы, стратегические объединения, ассоциации, партнеры по стандартизации и сертификации и пр. Новые продукты и услуги могут занять достойное место среди существующего разнообразия товаров только на основании совместной деятельности компаний из различных отраслей промышленности и сферы обслуживания.

Применение предложенных принципов инновационной деятельности позволит создать систему управления, ориентированную на будущих потребителей. В свою очередь это приведет к значительно более высоким результатам бизнеса, так как вовлечение будущих потребителей обеспечивает рост доходов компании, подъем ее потенциала, развитие применяемых подходов, изменение в лучшую сторону системы распределения ресурсов, рост мотивации персонала и другие сильные стороны.

 

2.2 Правовые принципы управления инновационной деятельностью технический управленческий

К задачам регулирования инновационной политики относятся:

1) обеспечение скоординированной  деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики;

2) обеспечение эффективного  использования научно-технического  потенциала для стабилизации  развития экономики на главных  направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития народного хозяйства и его структурную сбалансированность;

3) сохранение научного  потенциала и обеспечение «прорывных»  исследований;

4) углубление специализации  и повышение надежности кооперационных  связей предприятий отраслей  производства с организациями, занимающимися разработкой наукоемких технологий;

5) перемещение центра  тяжести экономических реформ  и стимулов в сферу инновационной  деятельности, повышение инвестиционной  и инновационной активности малого  и среднего бизнеса.

К важнейшим условиям правового регулирования инновационной политики относятся:

1) опора на отечественный  научный потенциал;

2) свобода научного творчества, последовательная демократизация  научной сферы, открытость и гласность  при формировании и реализации  научной политики;

3) стимулирование развития  фундаментальных научных исследований;

4) сохранение и развитие  ведущих отечественных научных  школ;

5) создание условий для  здоровой конкуренции и предпринимательства  в сфере науки и техники, стимулирование  и поддержка инновационной деятельности;

6) интеграция науки и  образования, развитие целостной  системы подготовки и переподготовки  кадров всех уровней;

7) защита прав интеллектуальной  собственности исследователей, организаций  и государства;

8) обеспечение права свободного обмена информацией;

9) развитие инновационных  организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного  предпринимательства;

10) повышение престижности  научного труда, создание достойных  условий жизни и труда ученых  и специалистов;

11) пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Инновационная политика регламентируется законодательными актами, в которых определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Основные функции государственных органов включают:

1) аккумулирование средств  на научные исследования и  инновации;

2) координацию инновационной  деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование  инновационных рисков;

4) создание правовой базы  инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной  структуры;

7) институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной  и экологической направленности  инноваций;

9) повышение общественного  статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование  инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Анализ направлений государственной политики в области инноваций позволяет сформулировать следующие общие принципы государственного регулирования инновационной деятельности:

Информация о работе Управление ииновационной деятельностью