Создание малого инновационного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Активным фактором экономического развития страны, коммерциализации инноваций (фактор экономического роста), творческой деятельности разработчиков новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства. В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия. Понятие инновационного предпринимательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности, регламентированной действующим в стране Гражданским кодексом РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Сущность понятия «инновационное предпринимательство»…………5
2. Организация деятельности малых инновационных предприятий...….8
3.Общий порядок создания нового малого инновационного предприятия………………………………………………………………...……11
4.Анализ слабых и сильных сторон малого инновационного предприятия……………………………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….19
Список использованной литературы………………………………….…20

Файлы: 1 файл

КР 1.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра  экономики и менеджмента

 

Контрольная работа по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему:

 

«Создание малого инновационного предприятия»

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

Шуя, 2014

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.Сущность понятия «инновационное предпринимательство»…………5

2. Организация деятельности малых инновационных предприятий...….8

3.Общий порядок создания нового малого инновационного предприятия………………………………………………………………...……11

4.Анализ слабых и сильных сторон малого инновационного предприятия……………………………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….19

Список использованной литературы………………………………….…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Активным фактором экономического развития страны, коммерциализации инноваций (фактор экономического роста), творческой деятельности разработчиков новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства. В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия. Понятие инновационного предпринимательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности, регламентированной действующим в стране Гражданским кодексом РФ.

Актуальность темы исследования: в настоящее время инновационное предпринимательство в России приобретает всё большее внимание. Исследование сущности, содержания и функциональных возможностей инновационного предпринимательства, дает возможность определить уровень развития технико-экономических процессов и, в общем, роли инноваций.

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Он позволяет решать проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства.

Для начала собственного бизнеса необходимо адекватно оценить затраты, которые необходимы для запуска проекта. Это лучше всего сделать в виде бизнес-плана, который позволит не только оценить рентабельность бизнеса, но и предусмотреть те риски, которые могут повлиять на малый бизнес. Бизнес-план можно будет представить банку или инвестору для получения необходимого кредита. Таким образом, финансовое планирование на этапе создания малого предприятия может дать реальный шанс на обеспечение проекта стартовым капиталом.

Цель контрольной работы: рассмотреть теоретические аспекты инновационного предпринимательства малых предприятий

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) дать характеристику  сущности малых инновационных  предприятий;

2) определить какие разновидности  организационных структур управления  могут использоваться на малых  инновационных предприятиях;

3) рассмотреть общий порядок создания нового малого инновационного предприятия;

4) проанализировать слабые и сильные стороны малого инновационного предприятия

Объект исследования: малые инновационные фирмы как основа предпринимательства.

При написании контрольной работы использовались труды российских и зарубежных ученых в области научно-инновационной сферы: Миндели Л.Э., Фатхутдинова Р.А., Казанцева А.К., Ковалева Г.Д., Оголевой Л.Н., Плайтнера Ханса Йобста, Херберта Нойбауэра и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность понятия «инновационное предпринимательство»

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Таким образом, задача предпринимателя-новатора - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

Объект инновационного предпринимательства - это интеллектуальный продукт, произведенный посредством интеллектуальной деятельности:

1) научно-техническая продукция

2) продукция информатики

3) продукты культуры

Субъекты инновационного предпринимательства:

а) НИИ

б) производственно-конструкторские институты (ПКИ)

в) ВУЗы

г) предприятия

д) венчурные фирмы (рисковые)

е) изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции:

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.

Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1) инновационное предпринимательство  на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство  на основе внешней организации  при помощи контрактов, когда  заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:

3) инновационное предпринимательство  на основе внешней организации  при помощи венчуров, когда фирма  для реализации инновационного  проекта учреждает дочерние венчурные  фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства - фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

 

 

2. Организация деятельности малых инновационных предприятий

Малые инновационные фирмы (эксплеренты) - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

1) оперативное принятие  управленческих решений, позволяющее  сократить длительность инновационного  цикла;

2) низкий уровень накладных  расходов, благодаря прямым и  персональным контактам с ними;

3) отсутствие бюрократических  процедур в организации в виду  минимальной управленческой иерархии предприятий

Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

а) возможность реализации собственных творческих проектов;

б) высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;

в) утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Каждое малое инновационное предприятие в своей жизни проходит различные стадии развития хозяйственной и инновационной деятельности. Период времени между граничными точками возникновения и прекращения деятельности малого инновационного предприятия принято называть его жизненным циклом. Несмотря на большое разнообразие форм и видов ИП, определенные фазы в их жизненном цикле являются достаточно общими и включают фазы возникновения, развития, роста, зрелости и затухания. Для малых инновационных предприятий характерна циклическая повторяемость этих фаз, связанная каждый раз с освоением инноваций. Для каждой фазы хозяйственной жизни малого инновационного предприятия характерны определенные организационно-экономические условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, характере выбираемой отрасли, ценовой политике, поведении на рынках, организационной структуры, масштабах деятельности, глубине специализации и пр. Поэтому для каждого малого инновационного предприятия очень важно идентифицировать фазу своего развития, определить наиболее адекватные формы хозяйствования в каждом периоде своего жизненного цикла.

Организация деятельности малого инновационного предприятия как одна из основных функций менеджмента представляет собой совокупность правил и управленческих решений, направленных на формирование и обеспечение эффективного протекания инновационных процессов.

Организационная структура малого инновационного предприятия формируется из требований обеспечения его конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации. Важное значение для построения организационной структуры малого инновационного предприятия имеют инновационная направленность его деятельности и индивидуальные особенности руководства.

В рамках организационной структуры малого инновационного предприятия независимо от его размеров и инновационной направленности необходимо выделять две составляющие: структуру управления и научно-производственную структуру.

Организационная структура управления представляет собой состав органов управления малого инновационного предприятия, характер их специализации, т.е. состав закрепленных за ними функций и задач управления и формы координации их деятельности. Обычно структура управления малого инновационного предприятия формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями об отделах и службах, а также должностными инструкциями.

Информация о работе Создание малого инновационного предприятия