Роль консалтинга в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 13:50, реферат

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как проблемы эффективного управления инновационной деятельностью являются наиболее важными в настоящее время.
Цель этой работы - дать представление о роли консалтинга в инновационной сфере. Главной задачей является рассмотрение развитие консалтинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Роль консалтинга в инновационной сфере……………………….………4
Заключение…………………………………………………...…………...17
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

РЕФЕРАТ

По учебной дисциплине: «Иновационный менеджмент»

На тему: «Роль консалтинга в инновационной сфере»

 

 

 

 

Проверил                                                                          Выполнила: преподаватель:                                                                 студентка гр. ЭКп-372                                                                                                       

Куликова Е.А                                                                    Петрова А.С.

                                                                                             

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Роль консалтинга в инновационной сфере……………………….………4

Заключение…………………………………………………...…………...17

Список использованных источников……………………………………19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время наиболее актуальным становится вопрос эффективного управления и развития инновационной деятельности предприятия, независимо от его размера и формы собственности.

Развитие консалтинговых услуг, направленных на поддержку предпринимателей в сфере инновационной деятельности, осуществляется на любом из этапов инновационного процесса или других нововведений с целью избежать риска при принятии важных решений. Это связано с тем, что предприниматели не всегда располагают запасом знаний, необходимых для того, чтобы в конкретной ситуации найти пра­вильное решение. Причем совершенно не обязательно, что­бы экспертизой конкретной ситуации занимались сами работники консалтинговых учреждений . Набор консалтинговых услуг весьма разнообразен, и во многих случаях необходимо привлекать для экспертизы специалистов высокой квалификации в конкретных областях научного знания. В частности, без предварительной экспертизы весьма трудно принять обоснованное решение в том или другом направлении инновационной деятельности на перспективу. Результаты экспертных оценок используются при прогнозировании риска инвесторов.[1]

Данная тема является  актуальной, так как проблемы эффективного управления инновационной деятельностью являются наиболее важными в настоящее время.

Цель этой работы - дать представление о роли консалтинга в инновационной сфере. Главной задачей является рассмотрение развитие консалтинга.

 

 

 

 

 

РОЛЬ КОНСАЛТИНГА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

 

Консалтинг (консультирование) — деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь системе управления (менеджменту) в достижении заявленных целей.

Иными словами: консалтинг — это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемое внешними консультантами для решения той или иной проблемы. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовому, кадровому, организационному, стратегическому).

Суть консалтинга заключается в помощи клиенту повышать эффективность своей деятельности и создавать стоимость, как путем предоставления информации и рекомендаций, так и предоставляя свои услуги в достижении поставленных целей. Консультантам приходится изучать и анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы и предлагать нововведения, а также убеждать клиентов в необходимости предлагаемых мер и претворять их в жизнь[2].

Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических решений с учётом предметной области и проблем клиента.

Консалтинг необходим, когда:

  • Компания нуждается в свежих идеях.
  • Компания нуждается в опыте и знаниях.
  • В руководстве компании нет согласия по важному вопросу, и требуется мнение извне, чтобы получить объективный совет.
  • Компании нужна помощь для завершения какого-либо проекта.
  • Из-за недостатков внутрикорпоративных коммуникаций компании нужен специалист, способный стать связующим звеном между уровнями и подразделениями[3]

В 60-х годах консалтинг стал очень популярной профессией у студентов Гарварда, где по заказу предприятий использовался ориентированный метод обучения (преподавались узкоспециализированные предметы, необходимые для освоения профессии), и студенты по окончании университета нанимались на работу в эти фирмы. Например, пятьдесят студентов из выпуска выбрали консалтинг в качестве профессии, а МакКинси принял почти треть из них на работу со средней зарплатой в $ 15 000 в год.Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют в настоящее время и занимают лидирующие позиции. Например, «РА» (Великобритания) в 1943 г. имела лишь шесть консультантов, в 1963 г. – 370, а в 1984 г. – более 1300 консультантов в 22 странах.

 В настоящее время  передовыми странами мира в инновационном развитии остаются США, Китай, Япония, страны Евросоюза. В США консалтинг возник как отдельный вид предпринимательской деятельности. В этой стране давно взят курс на мировое лидерство в сфере инноваций в науке, оборонной промышленности страны, медицине, химической промышленности, космической отрасли. В США инновации поставлены «на поток», а там, где на инновации есть спрос, есть и предложения для их применения. В России до сих пор не сформирована здоровая конкурентная среда для создания и распространения инновационных продуктов и услуг, плохо защищена интеллектуальная собственность. В то же время в зарубежных странах существуют строгие законы по защите интеллектуальной собственности, большие денежные средства выделяются для военных, медицинских и космических разработок. Например: в декабре 2010 г. стали известны детали программы развития военно-воздушных сил США, согласно которой до 2016 г. все военные вертолеты должны перейти на биотопливо. Одновременно американская компания Pratt & Whitney испытывала авиадвигатель, работающий на биотопливе, предназначенный для использования на самолетах ВВС США. Европа, например, готовит грандиозный проект «Desertec». Ряд европейских компаний планируют построить в Сахаре «солнечный город» – крупнейшую в мире систему солнечных электростанций, стоимостью порядка 400 миллиардов евро. Предполагается, что «Desertec» позволит Европе получать более 15 % электроэнергии.

Профессиональная деятельность по предоставлению консалтинговых услуг в инновационной сфере возникла в России более пятнадцати лет назад. Уже в 90-х годах 20-го века в этой сфере работали десятки подобных компаний (Про-Инвест-Консалтинг, РБК, Техноконсалт и др.). В настоящее время российский рынок консалтинговых услуг для инновационного бизнеса начинает приближаться по своим характеристикам к мировому рынку, поскольку российские изобретатели в целях повышения конкурентоспособности бизнеса стали чаще обращаться за консультациями в компании, оказывающие подобные услуги.

Консалтинговые услуги в инновационной деятельности осуществляются на всех этапах инновационного процесса. Основная цель таких услуг:

1) предотвращение или  снижение возможного риска,

2) увеличение эффективности  работы предприятия или проекта,

3) предоставление необходимой  информации и дальнейших рекомендаций,

4) определение экономической  целесообразности инвестиций.

Качество предоставляемых консультационных услуг в сфере инновационного бизнеса во многом зависит от квалификации сотрудников, а также от размера выделяемых на проведение консультации средств. Предоставление услуг в части инвестиционного консультирования направлено на оказание помощи венчурным предприятиям или фондам при создании инновационных проектов в различных сферах деятельности.

Консалтинговые услуги предоставляются на основе договора, согласно которому данное агентство или предприятие получает определенное вознаграждение (обычно в размере 3-5% от объема полученных инвестиций или прибыли), давая необходимые знания для правильной оценки проектов и получения профессиональных консультаций по вопросам деятельности в инновационном бизнесе.

Консалтинг с экономической точки зрения представляет собой управленческую деятельность по отношению к конкретному предприятию (поиск идеи, предоставление практических рекомендаций, разработка стратегии, бизнес плана и т.д.). Консалтинг в любой сфере предполагает выявление проблем предприятия, их анализ и выдачу рекомендаций по выбору наиболее эффективного решения. Консалтинговые услуги также могут оказывать региональные центры развития инновационной деятельности, центры трансферта технологий, коучинг-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки.

Консалтинговая составляющая инновационной инфраструктуры включает в себя:

- информационно-юридические услуги;

- консалтинг в сфере интеллектуальной собственности;

- центры трансферта наукоёмких технологий;

- консалтинг в сфере экономики и финансов;

- венчурный консалтинг;

- технологический консалтинг;

- маркетинговый консалтинг;

- консалтинг в области внешне-экономической деятельности.

В сфере инновационного бизнеса осуществляется ряд услуг, таких, как:

1. Поиск идей, перспективных инновационных разработок.

Поиск идеи всегда является наиболее важным и трудным этапом в предпринимательской деятельности. Консалтинговая компания проводит поиск проектов для инвестирования следующим образом: проводится проверка интересующей идеи или проекта на предмет интеллектуальной собственности, затем исследуется рынок для прогнозирования дальнейшего спроса, успеха проекта. Кроме того, консалтинговая компания организует переговоры клиента - потенциального инвестора с инноватором (патентообладателем) и способствует заключению соглашения. Таким образом, консалтинговая фирма не занимается разработкой идеи как таковой, ее основная задача - найти разработку идеи, которая удовлетворит потребности фирмы-клиента.

2. Анализ и организация реализации инновационного продукта или технологии.

Разработка и реализация новшества представляют собой комплекс мероприятий по

исследованию, анализу и контролю каждой стадии развития инновационного проекта. Для анализа реализации инновационного продукта применяются различные показатели, которые дают оценку внутренним экономическим условиям. К таким показателям относятся:

- показатель квалификации научных кадров (показывает, насколько самостоятельно предприятие сможет работать на базе собственного кадрового состава;

- показатель исполнения маркетинговых прогнозов (характеризует достоверность маркетинговых исследований);

- показатель расхода инвестиционных средств (характеризует финансовую обеспеченность);

- показатель производственного ресурсосбережения (характеризует процесс управления расходом необходимых ресурсов на производство и реализацию продукции);

- показатель реализации проекта в заданные сроки (раскрывает возможность реализовывать планы в установленное время);

- показатель результативности инновационного развития (характеризует эффективность вложений в новый продукт) [4].

3. Проведение маркетинговых исследований.

Разработка любого нового продукта всегда начинается с исследования рынка, в первую очередь для того, чтобы на начальном этапе понять, насколько продукт будет коммерчески успешен. Маркетинговые исследования заключают в себе проведение различных мероприятий, направленных на изучение рыночного состояния: сбор и анализ информации об окружающих организацию объектах и партнёрах, потребителях и конкурентах. Проведение таких исследований позволяет снизить риски при принятии управленческих решений, а также увеличить конкурентоспособность продукции. Маркетинговое исследование включает в себя очень широкий спектр объектов исследования: изучение потребителей для правильного сегментирования рынка, грамотного позиционирования и продвижения продукта; изучение конкурентов; исследование рынка, его возможностей; изучение инноваций по их привлекательности, доходности, реализации; исследование цены и принятие решения о ценовой политике; исследование каналов продвижения продукта. Консалтинговая фирма разрабатывает план маркетинга инноваций, который включает в себя стратегию, тактику и план маркетинга инноваций. Значительное место в маркетинге инновационной продукции занимает рекламная кампания. Причём чем более новый продукт (более радикальное изменение) вводится на рынок, тем большие затраты это требует. Для базисных инноваций размер инвестиций в рекламу может составить до половины (и более) общей суммы инвестиций в инновационный проект. Здесь необходима «раскрутка» неизвестного на рынке продукта и чем быстрее это будет сделано, тем большую часть дохода удастся получить до того момента, когда смогут подключиться конкуренты. Реклама инновационной продукции требует специализации консалтинговых фирм - здесь нужны особые, также инновационные подходы, способные «переломить ситуацию».

Информация о работе Роль консалтинга в инновационной сфере