Роль инноваций в развитии территории Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность инноваций 4
1.1. Основные понятия инновации 4
1.2. Инновационный процесс 9
1.3. Классификация инноваций 12
2. Развитие инновационной деятельности в Санкт-Петербурге……..17
2.1. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт-Петербурге………………….……………………………………………17
2.2. Формы и порядок реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге…………………………..
2.3. Приоритетные направления развития инноваций в Санкт-Петербурге………………………………………………………………
2.4. Итоги инновационного развития Санкт-Петербурга……………
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Схема инновационной деятельности



 



 



                                                                                                                                                            

Рисунок 1.1.

 

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно,   научно-технические   инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как  и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

Различают три логические формы  инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс  переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

1.3. Классификация инноваций.

Для успешного  управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

Исходя из того, в какой  области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно-управленческие.

Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими.

По степени новизны следует  различать радикальные и имитирующие инновации. Эти понятия связаны с теорией циклического развития, и подразумевают инновации революционного типа, реализующие крупные изобретения, или их кластеры, и эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем. Радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий.

Как следует из теории циклического развития, радикальная инновация, осуществленная в какой-либо стране, может способствовать переходу всего мирового сообщества на новый технологический уровень. При этом новшество, полученное в  результате, не копируется одно к одному, а постоянно совершенствуется с  целью улучшения технических  и эстетических параметров, потребительской  полезности. Именно поэтому помимо радикальных инноваций следует  выделять еще и имитирующие инновации, которые, в свою очередь, можно подразделить на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации (путем модернизации и модификации) обычно реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозят общественное развитие.

По масштабности распространения  нововведения можно подразделить на глобальные и локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В техническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин, улучшением их отдельных параметров, совершенствованием используемых технологических процессов и т.п. Локальные инновации позволяют в полной мере использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в развитии. Если глобальные изменения затрагивают жизнь общества в целом и оказывают несомненное влияние на все моровое сообщество, то локальные нововведения могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных производителей и потребителей, отдельные рынки сбыта.

Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.

Импульсом возникновения и развертывания  инноваций выступают как известные  законы прибыли и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных  наук. Погоня за прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение, острота конкурентной борьбы, хозяйственная  деятельность государства в значительность степени определяют расширенное  воспроизводство нововведений в  странах рыночной экономики.

В условиях существования товарно-денежных отношений для получения прибыли  необходимо придать новшеству товарный вид, пропустить его через сферу  обращения и там обменять на деньги. Тут, однако, есть существенное ограничение: владелец денег должен признать полезность предлагаемой ему вещи или услуги и актом купли товара подтвердить, что товар достаточно адекватен  предъявляемым к нему требованиям. К. Маркс писал: «Товар приобретает  всеобщую, общественно признанную эквивалентную  форму только в качестве денег, а  деньги находятся в чужом кармане. Чтобы извлечь их оттуда, товар  должен быть, прежде всего, потребительной стоимостью для владельца денег…»  Обострение проблемы сбыта объективно заставляет каждого производителя  приспосабливаться к спросу, выявлять и даже самому формировать новые потребительские предпочтения. Подобный эффект в западной экономической литературе получил название «подтягивание спросом», а суть его была сформулирована почти столетие назад Ф. Энгельсом: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».

Во многих случаях появление  новой технологии (техники) или научной  продукции не влечет за собой появление  спроса на них, поскольку рынок еще  не осознал возможностей этой новинки. Так, появление телевидения или  разработка новых медицинских препаратов на основе современных научных изысканий  служат примером того, что научно-технические  достижения первоначально остаются невостребованными рынком. В подобных случаях первые появления новых  потребностей (спроса) должны стимулироваться  технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок. Однако по мере того, как рынок (общество) становится более разборчивым и требовательным, повышается степень обратного воздействия  рынка, который, в свою очередь, определяет последующие этапы (направления) разработки научной продукции.

Во многих зарубежных исследованиях  отмечается, что соотношение инноваций, вызванных новыми потребностями  и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1. Потенциальные потребители  новой научной продукции –  люди, и когда речь идет о «тотальных потребительских свойствах» продукции, подразумевается высшее возможное  ее качество и надежность, так называемые неуловимые, непостижимые свойства (дизайн, бездефектность, способность служить человеку), которые превращаются в более важные факторы, чем собственно технологические свойства вещей.

Вместе с тем очевиден тот  факт, что наука и технология способны оказывать глубокое воздействие  на условия жизни общества (наличие  чистой воды, медицинских средств, телекоммуникаций и т. п.) и на его экономическое  развитие.

Заключительным признаком в  данной классификации рассматривается  конечная ориентация производимых изменений. В тех случаях, когда инновации  ориентированы на средства и способы  производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в  товар, удовлетворяющий потребности  человека, следует отнести к потребительским.

 

 

 

2. Развитие инновационной деятельности в Санкт-Петербурге.

2.1. Основные  принципы, цели и задачи инновационной  политики в Санкт-Петербурге.

Развитие инновационной деятельности в Санкт-Петербурге – одна из ключевых задач социально-экономической политики Правительства города. Цели – достижение Северной столицей статуса инновационного центра мирового уровня, повышение  конкурентоспособности городской  экономики.

Петербург обладает всеми необходимыми предпосылками для этого: мультиотраслевой промышленностью, ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами страны, особой экономической зоной, технопарками и бизнес-инкубаторами, институтами финансовой поддержки, благоприятным инвестиционным климатом, близостью к европейским столицам.

Основными принципами инновационной  политики Правительство Санкт-Петербурга определило для себя открытость, адресность, системность, этапность и комплексность. В их основе лежит универсальное понимание инноваций, которые свойственны любому виду человеческой деятельности.

Комплексность - при разработке, реализации и корректировке инновационной политики в Санкт-Петербурге должна учитываться совокупность всех экономических, социальных, технологических, производственных, ресурсных, правовых, экологических, социальных, инвестиционных и иных факторов, характеризующих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, и охватывать весь жизненный цикл инноваций.

Системность - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт-Петербурге должна осуществляться во взаимодействии со всеми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, субъектами инновационной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, специализированными коммерческими и некоммерческими организациями.

Адресность - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт-Петербурге должна осуществляться в отношении конкретных субъектов инновационной деятельности.

Этапность - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт-Петербурге должна осуществляться поэтапно в соответствии с приоритетными направлениями.

Информация о работе Роль инноваций в развитии территории Санкт-Петербурга