Роль инноваций в развитии туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:33, статья

Описание работы

Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.
Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.

Файлы: 1 файл

роль инновации в развитии туризма.docx

— 22.88 Кб (Скачать файл)

Роль инноваций в развитии туризма

 

Статья опубликована в  журнале «Креативная экономика» № 12 (60) за 2011 год, cтр. 130-136.

Рубрика: туризм и гостиничное  хозяйство

 

 

 

Аннотация:

Инновации в туризме –  это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением  достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в  областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое  развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.

 

Ключевые слова: инновации, инновационная система, инновационная  стратегия, рынок туристских услуг, туризм

 

Маклашина Л.Р.

Аспирант факультета Инвестиционный менеджмент, Нижегородский архитектурно-строительный университет; Директор, ООО ”ТК Альманах” 

 

 

 

 

 

Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как  основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран  конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.

 

 

 

И политика, и стратегия…

 

Широкое внедрение в хозяйственный  оборот инновационных продуктов  и технологий стало ключевым фактором экономического роста и улучшения  качества жизни населения.

 

Термин «инновации» в  современном его понимании первым стал применять Й. Шумпетер. Он подчеркивал, что инновации – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм [2].

 

В российском законодательстве под инновацией понимается «конечный  результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[3].

 

В утвержденных президентом  РФ «Основах политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей  задачи определено формирование национальной инновационной системы (НИС): «Национальная  инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных  органов управления всех уровней, организаций  и научно-технической сферы и  предпринимательского сектора экономики  в интересах ускоренного использования  достижений науки и технологий в  целях реализации стратегических национальных приоритетов страны» [1].

 

Основные направления  формирования национальной инновационной  системы:

 

• создание благоприятной  экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного  климата);

 

• построение инновационной  инфраструктуры;

 

• совершенствование организационно-экономического механизма государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.

 

Отражением государственной  инновационной политики является инновационная  стратегия. Это неотъемлемая часть  стратегии социально-экономического развития государства. Она определяет долгосрочные цели, направления, инструменты  и сферу регулирования инновационной  деятельности. Кроме того, инновационная стратегия охватывает и регулирует развитие государства, притом стратегии инновационного развития регионов и отраслей народного хозяйства должны гармонично сочетаться с общей стратегией развития страны.

 

 

 

Без новизны нет развития

 

В последние десятилетия  в России, как и во многих других странах, предпринимаются активные действия по переходу на инновационный  путь развития экономики. Большинство  российских инноваций возникает  в тех стратегических отраслях, которые  целенаправленно финансируются  государством (например, в области  вооружений и космонавтики). Однако, несмотря на существование достаточно развитых инновационных отраслей, стратегия  инновационного развития России выстроена  по принципу инновационной стратегии  всех отраслей хозяйствования.

 

Что касается коммерческих предприятий, в частности в сфере услуг  и туризма, то их руководители пока не стремятся рисковать и инвестировать  в инновационные разработки. Более 70% всех изобретений направлено на поддержание  или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве  устаревших видов техники и технологий. Технологическая база российской экономики  характеризуется крайней изношенностью  основных фондов. Рост объемов финансирования науки не способен обеспечить кардинальные изменения условий функционирования научной среды, решение задач  социально-экономического прогресса. Пока же наша страна обладает четко  выраженной ресурсно-сбытовой направленностью.

 

По данным центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5–6% российских промышленных предприятий  ведут разработки и внедрение  технологических инноваций. В начале 1980-х годов таких предприятий  было 60–70% [4]. По данным органов статистики, доля инновационных товаров, работ  и услуг в общем объеме реализованной  продукции составляла в России в  последние годы около 5%, а доля вновь  внедренных или подвергавшихся значительным изменениям инновационных товаров, новых для рынка, – менее 0,5% [5].

 

Расходы на НИОКР у ведущих  стран Запада составляют 2–3% ВВП, у  США – 2,7%, а у таких стран, как  Япония, Швеция, Израиль, они достигают 3,5–4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП [6].

 

Недостаточно развита  в России и сфера услуг.

 

Между тем тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время в  мире в сфере услуг производится более половины валового внутреннего  продукта. Свыше 40% размещенных в  мировой экономике прямых инвестиций приходится на торговлю, банковские и  финансовые услуги, страхование и  туризм. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и  газа.

 

По данным Всемирной туристской организации, туристический бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений [7]. Поэтому  и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать  совершенствованию инновационных  процессов, способствовать созданию новых  продуктов и услуг, новых технологий управления в турбизнесе.

 

Инновационная политика государства  направлена на создание благоприятных  условий развития туриндустрии, повышение  эффективности функционирования туристических  компаний и полноценное удовлетворение соответствующих потребностей населения. Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристических  организаций являются предоставление налоговых льгот активным организациям, осуществляющим инновационную деятельность; специальная научно-техническая, налоговая  и кредитно-финансовая политика; создание благоприятных условий для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций в отрасль; совершенствование  амортизационной политики; установление приоритетных направлений развития науки.

 

 

 

Факторы инновационного развития туризма 

 

Турфирмы в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых  продуктов и услуг и связанную  с этим экономическую выгоду. Благодаря  своему уникальному природному и  культурному потенциалу, а также  огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к  новому неохваченному направлению  Россия имеет все основания для  инновационного развития туристской отрасли. Индустрия туризма способствует созданию условий для устойчивого  экономического роста, повышения уровня качества жизни населения, обеспечения  сбалансированного социально-экономического развития регионов и страны, роста  человеческого потенциала путем  увеличения новых доступных предложений  туристских продуктов и услуг, увеличения занятости и доходов населения.

 

Туризм является одной  из важнейших отраслей сервиса, и  это требует современных методов  и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании применяют  инновации на практике. Ведь инновационная  деятельность характеризуется высоким  уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования конечных результатов.

 

Однако при грамотном  подходе к созданию и реализации инновация может принести немалый  доход и немалую пользу. Инновации  в индустрии туризмаглавным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием IT-технологий. Внедрение инноваций позволит повысить конкурентоспособность туристических организаций и отрасли в целом. Создание новых и развитие перспективных видов туризма увеличивают рост потребительского спроса на рынке туристских услуг.

 

Следует выделить следующие  факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:

 

• рыночная конъюнктура рынка  и конкуренция (на внутреннем и внешнем  рынках);

 

• внешняя среда (уровень  развития науки и техники, усовершенствование законодательной и юридической  базы, политическая и экономическая  стабильность);

 

• кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

 

• ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) [2].

 

 

 

Управление подстегивает процесс

 

В туризме нововведения в  технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в  других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему  on-line бронирования, позволяющего получать мгновенно подтверждение, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время обработки заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.

 

Для формирования инновационной  стратегии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов  туризма и новых туристских маршрутов, новизна в услугах в сфере  гостеприимства и т.д.) необходима система  управления инновациями, отвечающая требованиям  отрасли и рынка. Эффективность  создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в  производстве нового продукта, который  либо удовлетворяет совершенно новую  потребность, либо позволяет расширить  рынок потребителей. Инновационная  активность проявляется через инновационный  процесс и является необходимым  условием экономического роста и  повышения качества жизни. Она зависит  от многих факторов экономического и  научно-технического потенциала, государственной  инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне туриндустрии инновационная  активность зависит от выбора стратегии  и качества управления компанией, гибкости производственных систем и технологий, степени использования ресурсов компании как внутренних, так и  внешних.

 

 

 

Вывод

 

На основании изученных  методологических подходов к исследованию инновационного управления в туризме, описанных в отечественной и  зарубежной литературе, на наш взгляд, для построения эффективной методики инновационного развития необходимо оценить  весь спектр показателей, относящихся  к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретной туристской дестинации, а также провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов.

 

 

  Открыть статью в  PDF 

 

 

 

Ссылка для цитирования:Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. — 2011. — № 12 (60). — c. 130-136. — http://www.creativeconomy.ru/articles/14023/

 

 

 

 

Литература:

1. Письмо президента Российской  Федерации № Пр-576 от 30.03.2002 г.

2. Новиков В.С. Инновации  в туризме. Учебное пособие  [Текст]. – М.: Академия, 2007.

3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие [Текст]. – М.: Маркет ДС, 2008.

4. Национальные инновационные  системы в России и ЕС [Текст]. – М: ЦИПРАН, 2006.

5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования [Текст] // Инновации, , 2010, №5 (специальный выпуск).

6. Рогов С.М. Будет ли  Россия мировым интеллектуальным  центром? [Текст] // Независимая газета, 22.11.2010.

7. www.unwto.org.en [Электронный ресурс] // сайт Всемирной туристской организации

 

 

 

 

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

Публикация статьи в журнале  ВАК

 В том числе, в  кратчайшие сроки, мы проводим  внутреннее рецензирование, высылаем  авторские экземпляры.

Публикация научной статьи в рецензируемом электронном  журнале 

 Журнал включен в  РИНЦ. При положительном заключении  рецензентов публикация осуществляется  в текущем месяце.

Издание монографии

 От 45 до 60 дней, договор,  рецензенты, ISBN, качественная полиграфия.

 

 

 

Другие статьи по этой тематике:

Соколов И.А.

  Внедрение моделей  инновационной логистики в деятельности  туристских фирм в условиях  устранения проблем их функционирования

Большинство проблем на туристском рынке возникает вследствие отсутствия между турфирмами культуры корпоративных  отношений, а также из-за использования  недобросовестных приемов в конкурентной борьбе. Особенно острым являются низкий профессионализм персонала и  отсутствие законодательно проработанной  государственной политики поддержки  индустрии туризма. Устранению имеющихся  проблем может способствовать внедрение  новых инновационных моделей  в управлении, например, инновационной  логистики.

// Российское предпринимательство.  — 2007. — № 4 Вып. 2 (89). — c. 87-90.

Информация о работе Роль инноваций в развитии туризма