Риски в инновационной деятельности, методы их снижения. Анализ исследования деятельности предприятия ОАО «ГАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе исследования деятельности предприятия и изучении видов рисков и методов их снижения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• исследовать теоретические подходы менеджмента к управлению рисками и уточнить понятие инновационного риска;
• выявить процедуры, методы, инструменты управления рисками;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..........4
1. Теоретическая часть
1.1 Основные понятия и терминология в инноватике……………………………...7
1.2 Виды классификации инноваций………………………………………………..9
1.3 Жизненный цикл инноваций ………………………………………………….10
1.4. Риски в инновационной деятельности, методы их снижения
1.4.1. Понятие и виды рисков инновационного проекта……………………..13
1.4.2. Процедуры управления рисками………………………………………..17
1.4.3. Основные методы снижения рисков инновационного проекта………19
2. Практическая часть
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ГАЗ»…………………………..22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………….25
2.2.1. Анализ внутренней среды организации………………………………...26
2.2.2. Анализ внешней среды организации……………………………………30
2.3. Конкурентоспособность предприятия……………………………………… . .35
2.4. Миссия предприятия……………………………………………………………36
2.5. Философия предприятия - Производственная система «ГАЗ……………..36
2.6. Внутренний контроль на предприятии. Управление рисками………………38
3. Предложения по совершенствованию деятельности………………………………41

Заключение……………………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………........................45
Приложения
Приложение А

Файлы: 1 файл

Курсовик по УИД.docx

— 422.14 Кб (Скачать файл)

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер.

Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные процессы на всех стадиях жизненного цикла инноваций, характеризуется инновационной активностью участников процесса.

Новация – иной предмет или способ исполнения (ст.414 ГК). 
Новация – разработанное, но не внедренное в практической деятельности новшество.

Новшество – это новое решение, в виде оформленного результата фундаментальных, прикладных исследований и НИОКР в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшество – это потенциальная инновация.

Новшества могут оформляться  в виде:

  • открытий;
  • патентов;
  • товарных знаков;
  • рационализаторских предложений;
  • документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
  • организационной, производственной или другой структуры;
  • ноу-хау;
  • понятий, научных подходов или принципов;
  • документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);
  • результатов маркетинговых исследований и т.д.

Новшества и изобретения  становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения, реализации, доведения до потребителя).

Существенные новшества  создаются на базе крупных научных  открытий.

Новшество с момента применения и распространения превращается в нововведение.

Нововведение- процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществление связанных с этим изменений (в последнем главный смысл инноваций

Нововведение-существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике

Интеграция науки техники  и производства определяют предпосылки  для внедрения нововведений.

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность включает процесс преобразования научных  знаний в новые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинг, комплекс технологических, экономических и организационных мероприятий, которые приводят к инновациям в различных областях деятельности человека.

Она осуществляется на всех этапах инновационного процесса, а  также при модернизации продукции, совершенствовании технологии и услуг, снижении себестоимости продукции и повышении прибыльности.

Инновационная деятельность - это создание и проведение изменений в области новых продуктов, методов и т.п., их внедрение, освоение и распространение.

Она направлена на обновление продукции и способов ее производства и реализации.

Инновационная деятельность является междисциплинарной сферой и состоит из процессов, направленных на коммерциализацию накопленных научных и технических знаний, оригинальных решений, новых технологий, ноу-хау.

Инновационную деятельность определяют как «процесс преобразования знаний в реализованную у потребителя новую продукцию и (или) услуги, наиболее полно удовлетворяющие его потребности». Направления инновационной деятельности связаны с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.

Управление - процесс формирования, обоснований и реализации решений (воздействий), обеспечивающих наличие необходимых и достаточных условий для развития (изменений, нововведений) в соответствии с принятыми критериями эффективности.

Важнейший раздел профессиональной деятельности менеджера инноватики – управление инновационной деятельностью: коммерциализация новаций.

Коммерциализация новаций, т.е. иного предмета или способа  исполнения (ст. 414 ГК РФ) и новшеств, т.е. результатов научно-технической  деятельности, как объектов собственности и управления; организация диффузных процессов в инновационной среде передачей (трансфером), бизнес-инкубированием нововведений и др.; инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов, коучинг.

1.2. Классификация инноваций

Инновация — 1) это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплащение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

2) Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Й. А. Шумпетер под инновациями понимает:

  1. Применение новых материалов;
  2. Внедрение новых процессов;
  3. Открытие новых рынков;
  4. Введение новых форм организации.

Классификация инноваций  показана в таблице 1а.

Таблица 1а.

Признаки

Виды (группы инноваций)

  1. Глубина новизны
  • Базисные
  • Улучщающие
  • псевдоинновации
  1. Выход на рынок
  • Лидеры (преактивные)
  • Последователи (реактивные)
  1. Конкурентоспособность
  • Стратегические (преактивные)
  • Адаптирующие (реактивные)
  1. По характеру нововведения
  • Продуктовые
  • Технологические
  • Нетехнологические

Продолжение таблицы 1а

Признаки

Виды (группы инноваций)

  1. Масштаб изменения
  • Новое поколение
  • Новый род
  • Новый вид
  • Новый вариант
  1. Охраноспособность
  • Изобретения
  • Промышленные образцы
  • Полезные модели
  • Товарные знаки
  1. Сроки разработки и реализации
  • Долгосрочные
  • Среднесрочные
  • Краткосрочные
  1. По созданию
  • Собственные
  • Совместные
  • Приобретенные
  1. По затратам
  • Крупнозатратные
  • Среднезатратные
  • Низкозатратные
  1. По результативности
  • Высокорезультативные
  • Среднерезультатиные
  • Низкорезультативные
  1. По степени риска
  • Высокорисковые
  • Среднерисковые
  • Низкорисковые
  1. Финансовая поддержка
  • Государственные
  • Бюджетные
  • Частные
  • Собственные
  1. По отношению к существующей системе
  • Замещающие
  • Рационализирующие
  • Расширяющие
  • Открывающие
  1. По месту в технологической цепочке
  • На входе
  • На выходе
  • В производстве
  1. По возможности коммерциализации инновации
  • Для внешнего рынка
  • Для внутреннего рынка

 

1.3.Жизненный цикл инноваций

Жизненный цикл инновации  представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта. В классификации жизненного цикла товара можно выделить пять стадий (рисунок 1):

                         

Рисунок 1– Стадии жизненного цикла товара

Инновация в своем жизненном  цикле проходит ряд стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной  деятельности целесообразно различать  как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.Графически жизненный цикл инновационного проекта  можно изобразить в виде S-образной кривой (рисунок 2):

Рисунок 2 – Жизненный цикл нового продукта

На стадии разработки нового продукта: разработка товара, подготовка производства) производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок (выведение) показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность  этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка (рост) связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый  продукт активно продается и  рынок достигает определенного  предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка (зрелость) означает, что рынок уже  насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка (упадок) - это стадия, на которой  происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт  и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Две последних стадии могут  отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

Стадия подъема рынка  является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю  или продавцу увеличить объем  продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка.

Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи  продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Управление инновациями  преследует цели подготовки и реализации проектов и программ гармоничного развития территорий, капитализации прав интеллектуальной собственности, создания неистощающей, научно обоснованной, ресурсосберегающей экономики и социально ориентированного регионального бизнеса.

Для осуществления инноваций  должно быть 5 факторов:

  • наличие стратегии;
  • коммерциализация (получение прибыли);
  • инвестиции;
  • риски;
  • подготовленный высококвалифицированные кадры.

1.4. Риски в инновационной деятельности, методы их снижения.

1.4.1. Понятие и виды рисков инновационного проекта

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован  инновационный проект, если же таких  проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько  велика, что покрывает затраты  по всем остальным неудавшемся разработкам.

В общем виде, риск в инновационной  деятельности можно определить как  вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Информация о работе Риски в инновационной деятельности, методы их снижения. Анализ исследования деятельности предприятия ОАО «ГАЗ»