Разработка методики выполнения измерений характеристик дорожной разметки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции лидирующие позиции занимает продукция, в наибольшей степени отвечающая требованиям потребителей. В свою очередь все требования потребителей можно объединить в одно общее понятие – качественная продукция.
Операции и правила, изложенные в методике выполнения измерений, обеспечивают, при их соблюдении, получение результатов измерений с установленной погрешностью, благодаря чему можно с большой долей уверенности говорить о качестве характеристик подвергаемых измерениям, а, следовательно, и о качестве продукции в целом.

Содержание работы

Введение 5
1 Вводная часть 6
2 Требования к погрешности измерений 10
3 Средства измерений, вспомогательные устройства, материалы, растворы 11
4 Методы измерений 13
5 Требования безопасности, охраны окружающей среды 14
6 Требования к квалификации операторов 15
7 Условия измерений 16
8 Подготовка к выполнению измерений 18
9 Выполнение измерений 20
10 Обработка результатов измерений 24
11 Контроль точности результатов измерений 30
12 Оформление результатов измерений 33
Заключение 34
Список использованных источников 35
Приложение А 36
Форма протокола измерений 36

Файлы: 1 файл

Курсовая МиСИИК (3).docx

— 201.29 Кб (Скачать файл)

Порядковый номер и  наименование средства измерений, технического средства

Обозначение стандарта, ТУ и  типа средства измерений либо его  метрологические характеристики, или  ссылка на чертеж или приложение

Наименование измеряемой величины

Люксметр

ГОСТ 24940-96,

люксметр «Кварц-21», диапазон измерений – 1∙10-2÷2∙105лк, апертура не должна превышать 0,33°, предел допускаемой относительной погрешности - 2∙10-2÷8∙10-2

Освещенность

Порядковый номер и  наименование средства измерений, технического средства

Обозначение стандарта, ТУ и  типа средства измерений либо его  метрологические характеристики, или  ссылка на чертеж или приложение

Наименование измеряемой величины

Яркомер

Типа ФПЧ, диапазон измерений - 10...1999 кд/м2, нелинейность световой характеристики в диапазоне измерений не должна превышать ±2%, апертура не должна превышать 0,33°, предел допускаемой относительной погрешности - 2∙10-2÷8∙10-2

Яркость

Вольтметр универсальный

Типа В7-38, диапазон измерения –

10 мкВ – 300 В, погрешность измерения -  ±1,5%

Напряжение в сети


3.3 При выполнении измерений  коэффициента сцепления применяют  средства измерения, приведенные  в таблице 8:

Таблица 8

Порядковый номер и  наименование средства измерений, технического средства

Обозначение стандарта, ТУ и  типа средства измерений либо его  метрологические характеристики, или  ссылка на чертеж или приложение

Наименование измеряемой величины

ПКРС-2

ГОСТ 30412-96

автомобильная установка  типа ПКРС-2, пределы измерения величины коэффициента сцепления - 0,1-1,0; общая  погрешность измерений - ±4%

Коэффициент сцепления


 

4 Методы измерений

 

4.1 Измерения координат цветности и коэффициента яркости выполняют колориметрическим методом, основанным на сравнении измеряемого цвета исследуемой поверхности с близким по спектральному составу цветом эталонного образца.

4.2 Измерения коэффициента световозвращения для условия темного времени суток выполняют путем прямых измерений яркости и освещенности. Сущность метода измерения яркости заключается в сравнении двух фотометрических полей: одного, образуемого измеряемым объектом, а другого - источника света с известными светотехническими параметрами. Принцип метода измерения освещенности состоит в преобразовании световой энергии в энергию электрического тока.

4.3 Сущность метода измерения коэффициента сцепления заключается в определении отношения тормозной силы к нагрузке от колеса на покрытие, действующей в направлении перпендикулярном к поверхности покрытия в режиме скольжения полностью заторможенного колеса по увлажненной поверхности покрытия.

 

5 Требования безопасности, охраны окружающей среды

 

При выполнении измерений  координат цветности и коэффициента световозвращения все регулированные работы, связанные с проникновением за постоянные ограждения к токоведущим  частям колориметра, яркомера, люксметра, замену ламп следует производить  после отсоединения приборов от электросети.

При выполнении измерений  электробезопасность при работе с приборами необходимо соблюдать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.019-2009 «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты».

Все измерения характеристик  дорожной разметки следует проводить  при перекрытом движении автотранспорта по согласованию с местным отделением ГАИ.

При выполнении измерений  коэффициента сцепления оператор должен пользоваться ремнем безопасности.

 

6 Требования к квалификации  операторов

 

6.1 К выполнению измерений характеристик дорожной разметки и обработке их результатов допускают лиц, имеющих высшее образование и стаж работы в данной области.

6.2 Сотрудники лаборатории  несут персональную ответственность за достоверность и правильность полученных в ходе испытаний и измерений результатов, а также за соблюдение установленных нормативов безопасности, экологичности и охраны труда.

6.3 Персонал, выполняющий работы по измерению, обслуживанию оборудования, должен быть аттестован на право их проведения аттестационной комиссией.

6.4 Для проведения измерений необходимо подробно изучить методику проведения измерений и обработки результатов. Во время проведения измерений и обработки результатов каждый оператор должен четко знать свои обязанности и строго соблюдать требования техники безопасности.

6.5 Все сотрудники имеют соответствующую поставленным целям подготовку и образование, постоянно повышают свой профессиональный уровень и квалификацию, регулярно проходят повторный инструктаж по технике безопасности.

Формы повышения квалификации персонала предусматривают:

- проведение внутренней учебы;

- изучение методов испытаний  и их анализ;

- изучение литературы по специальности;

- проведение инструктажей  по вопросам охраны труда, пожарной  и электробезопасности.

 

7 Условия измерений

 

7.1 При выполнении измерений соблюдают следующие условия:

Контроль свето- и цветотехнических характеристик следует проводить  при температуре воздуха (20 ± 2) °С, относительной влажности 45 - 80 % и  атмосферном давлении 84 - 107 кПа (630 - 800 мм рт. ст.).

7.2 При выполнении измерений координат цветности и коэффициента яркости соблюдают следующие условия:

Координаты цветности  х и у и коэффициент яркости bv разметки измеряют при спектральном распределении излучения стандартного источника света D65 по ГОСТ 7721-89 «Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка».

Дорожное покрытие контрольного участка должно быть сухим, без пятен, луж и т.п., что может изменить координаты цветности и коэффициент яркости дорожного покрытия.

7.3 При выполнении измерения яркости и освещенности необходимо соблюдать следующие условия:

На измеряемую поверхность не должна падать тень от оборудования и человека, производящего измерения.

Яркость и освещенность дорожных покрытий следует измерять при напряжении питающей сети (220±22)В и частоте  питающей сети (50±1)Гц.

Условия проведения измерения  коэффициента световозвращения разметки для условий темного времени  суток при освещении фарами автомобиля и сухом и влажном покрытии должны моделировать видимость разметки из автомобиля при ее освещении светом фар на расстоянии 30 м, при этом уровень расположения глаз водителя над дорожным покрытием должен быть равен 1,2 м.

7.4 При выполнении измерений коэффициента сцепления соблюдают следующие условия:

При определении коэффициента сцепления колеса с дорожной разметкой, её измеряемая поверхность должна быть увлажненной и очищенной от щебня, песка, остатков бетона, а в осенний и зимний периоды - от снега и льда, способных исказить результаты измерений.

При проведении измерений  необходимо в процессе проезда выдерживать  заданную скорость с точностью ±  2 км/ч.

 

8 Подготовка к  выполнению измерений

 

8.1 При подготовке к выполнению измерений яркости проводят следующие работы:

  • производят замену всех перегоревших ламп и чистку светильников осветительной установки;
  • объектив яркомера устанавливают на уровне глаз работающего так, чтобы оптическая ось совпадала с линией зрения;
  • объектив яркомера экранируют от попадания в него постороннего света;
  • перед измерением средней яркости дорожных покрытий на плане улицы, дороги, площади выбирают прямолинейный и горизонтальный контрольный участок и место размещения яркомера;
  • при прямом методе измерения средней яркости дорожного покрытия яркомер располагают на средней линии полосы (полос) по направлению движения транспорта, при этом центр объектива яркомера устанавливают на высоте 1,5 м от поверхности дорожного покрытия;
  • проводят контроль напряжения по показаниям электроизмерительных приборов.

8.2 При подготовке к  выполнению измерений освещенности  проводят следующие работы:

  • производят замену всех перегоревших ламп и чистку светильников осветительной установки;
  • приемную пластину фотоэлемента размещают на рабочей поверхности в плоскости ее расположения;
  • проводят контроль напряжения по показаниям электроизмерительных приборов.

8.3 При подготовке к выполнению измерения коэффициента сцепления проводят следующие работы:

  • проверить механическую часть прицепного прибора - надежность крепления прицепного прибора, затяжку крепежных деталей, трение и демпфирование в подвеске, исправность привода датчика ровности (тахогенератора);
  • произвести проверку и юстировку спидометра автомобиля;
  • провести балансировку колес, проверку радиального биения шины;
  • полностью заправить водяной бак лаборатории;
  • установить переключатель режимов работы в положение «50 км/ч».

На ленте самописца  делают надпись с указанием даты, места, где проводилось измерение (км, пикет), и порядкового номера обследуемого участка.

 

9 Выполнение измерений

 

9.1 При выполнении измерений координат цветности производят следующие операции:

9.1.1 Источник света 3 располагают под углом 45°, а фотоприемник измерительного прибора 1 перпендикулярно к поверхности 2 разметки.

9.1.2 Задают участок поверхности дорожной разметки, на котором проводят измерение, площадью не менее 5 см2.

9.1.3 При помощи измерительного прибора, изменяя с помощью заслонок площади фильтров, изменяют интенсивности потоков красного, зелёного и синего излучений, добиваясь, чтобы цвет их смеси не отличался от цвета образца.

9.1.4 Определяют координаты цвета X, Y, Z исследуемого образца дорожной разметки, снимая результаты подбора с измерительных шкал колориметра и вычисляют координаты цветности.

9.1.5 Коэффициент яркости дорожной разметки определяют координатой цвета Y. Он численно равен координате цвета Y, выраженной в процентах.

Возможно непосредственное измерение координат цветности  при помощи колориметра.

9.1.6 Измерения проводят  не менее чем на трех образцах.

9.1.7 Окончательным результатом измерения является среднее значение.

 

9.2 При выполнении измерений коэффициента световозвращения разметки для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и сухом покрытии производят следующие операции:

9.2.1 Проводят измерения освещенности люксметром, предварительно установив с помощью переключателя необходимый диапазон измерения.

Снимают показания со стрелочного микроамперметра со шкалой, проградуированной в люксах.

9.2.2 Фотоприемник и источник света располагают в одной плоскости, перпендикулярной поверхности разметки. Угол наблюдения a составляет 0,95°.

Угол между направлением освещения и поверхностью дорожной разметки e составляет 1,34°.

9.2.3 Задают участок поверхности дорожной разметки, на котором проводят измерение, площадью не менее 50 см2, имеющий равномерную освещенность.

 

9.3 При выполнении измерений коэффициента световозвращения разметки для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и влажном покрытии производят следующие операции:

9.3.1 Измерение коэффициента световозвращения разметки аналогично изложенного в пункте 9.2.

9.3.2 При проведении измерений  в сухую погоду выливают с высоты 0,5 м на поверхность дороги горизонтального участка в зоне измерения около 10 л чистой воды. Через 1 мин проводят измерение яркости и освещенности.

 

9.4 При выполнении измерений коэффициента световозвращения разметки для условий темного времени суток при освещении фарами автомобиля и дожде производят следующие операции:

9.4.1 Измерение коэффициента световозвращения аналогично изложенного в пункте 9.3.

9.4.2 При проведении измерений  в сухую погоду при помощи  специальной дождевальной установки  имитируют дождь без тумана и испарений интенсивностью 20 ± 2 мм/ч на поверхности в два раза шире разметки, но не менее 0,3 м и на 25 % длиннее, чем измеряемая поверхность разметки.

9.4.3 Проводят измерение яркости и освещенности для расчета коэффициента световозвращения через 5 мин после начала имитации дождя.

 

9.5 При выполнении измерений коэффициента сцепления выполняют следующие операции:

9.5.1 В начале и в конце контролируемого участка помечают хорошо видные водителю и оператору знаки, фиксирующие границы участка.

9.5.2 За 100 м до начала контрольного участка передвижная лаборатория должна развить необходимую рабочую скорость (60 или 40 км/ч), а перед въездом на участок оператор должен нанести нулевую линию, включив протяжку ленты самописца.

9.5.3 При въезде на участок быстро открывают водяные заслонки и производят необходимое число торможений. Производят запись диаграммы самописца. Расшифровку диаграммы самописца производят с помощью тарировочной линейки. Прикладывая тарировочную линейку к ленте самописца так, чтобы нуль ее шкалы совпадал с нулевой линией на ленте, сравнивают положения рисок со шкалой на линейке и определяют значения коэффициентов сцепления (рис. 1).

Информация о работе Разработка методики выполнения измерений характеристик дорожной разметки