Предпосылки формирования и особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. История и понятия 4
Категории интеллектуальной собственности 8
Промышленная собственность. 8
Авторское право. 17
Глава 2. Предпосылки формирования рынка 22
Специфика функционирования рынка интеллектуальной собственности. 24
Глава 3. Основные направления развития рынка интеллектуальной собственности 27
Контрафактная продукция 27
Борьба с контрафактом 31
Борьба с контрафактом в России 32
Заключение 34
Используемая литература 35

Файлы: 1 файл

000-Курсовая.docx

— 290.43 Кб (Скачать файл)

Научно - технический прогресс в наше время  достиг очень высокого уровня, он помогает не только создавать интеллектуальный продукт, но и нарушать права по его  охране.

Как мы уже  отметили ранее интеллектуальный продукт  нематериален, и следовательно для  его копирования не нужно создавать  больших предприятий.

Разработчики  интеллектуального продукта пытаются защитить свои разработки от незаконного  использования и тем самым  способствовали возникновению на рынке  новой отрасли которая основана на защите ранее разработанного продукта.

В настоящее  время вопросам охраны и коммерческого  использования объектов интеллектуальной собственности в России уделяется  значительное внимание. В условиях вступления нашей страны во Всемирную  торговую организацию, это приобретает  особую значимость.

Контрафактная продукция

 

С развитием  рынка в наш лексикон твердо вошло  понятие - контрафакт. В основе контрафакта  лежит нарушение интеллектуальных прав. Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.

Под термином «контрафактная продукция» в широком  смысле следует понимать продукцию, произведенную и реализуемую  с нарушением действующего законодательства РФ.

Контрафактной является продукция, которая  используется в хозяйственном обороте  с нарушением прав на любой содержащийся в ней объект права интеллектуальной собственности. При этом контрафактную  продукцию не следует смешивать  с контрабандной, то есть с продукцией, перемещенной с сокрытием от таможенного  контроля. Хотя одно не исключает, а  скорее, предполагает другое. Также  понятие контрафактной продукции  не следует смешивать с более  общим понятием фальсифицированной продукции.

КОНТРАФАКЦИЯ — незаконное тиражирование, производство охраняемых результатов  интеллектуальной деятельности, осуществляемое в целях получения коммерческой выгоды от их продажи, т. е. любая продукция, нарушающая нормы закона, признается контрафактной.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ — подделывание, т. е. искажение, подмена подлинного продукта ложным продуктом.

Соответственно видам объектов интеллектуальной собственности различают  и виды контрафакта:

а) Лидирующее место занимает использование  обозначений, тождественных или  сходных до степени смешения с  зарегистрированными торговыми  марками. Это касается практически  всех видов товаров.

б) С подделкой торговых марок  может соперничать лишь подделка внешнего вида товаров, то есть незаконное использование дизайнерских решений. Это касается, прежде всего, тех товаров, которые продаются в основном благодаря своему дизайну: ткани, обои, керамическая плитка, предметы интерьера, предметы роскоши, одежда и т.п.

в) Особое место занимает незаконное использование аудиовизуальной  продукции, книг и компьютерных программ. В отношении этого вида контрафакта  используется термин "пиратство".

г) В значительно меньшей степени  распространено незаконное использование  технических решений, запатентованных  в качестве изобретений. Это связано  с тем, что современные изобретения  касаются высокоразвитых технологий, которые трудно воспроизвести.

Контрафактные действия – это новый этап развития пиратства. Его содержание - несанкционированное владельцем воспроизведения продукта, его распространения или использования. Его цель - создание похожей на оригинал фальшивки, которая будет продана покупателю, знающему о месте её происхождении. В случаях контрафактных действий фальсифицированные продукты продаются потребителю под реальной, уже существующей маркой.

Резкий  рост масштабов контрафактной торговли объясняется новыми реалиями информационного века, которые международное законодательство не успевает или не способно своевременно отразить. Сказался и выход на мировую арену такого крупного игрока как Китай. С 1993 года объёмы мировой торговли контрафактными товарами увеличились в 18 раз, и на долю Китая приходится две трети валового объёма этого роста.

Особую  проблему для России представляет борьба с «пиратством». Ежегодный ущерб  от контрафактной продукции в  России достигает 1 млрд. долл.

Производство и торговля контрафактной  продукцией наносят ущерб:

    • фирмам-производителям оригинальной продукции, поскольку они теряют дополнительный доход, кроме того, наносится ущерб репутации товарного знака;
    • распространение нелегальной дешевой продукции может снизить конкуренцию и, как следствие, разработку схожей технологии и тем самым затормозить появление инноваций, (специалисты считают, что широкое распространение пиратских программ «Майкрософт» в России в начале 90-х гг. затормозило российские разработки в этой области);
    • поскольку «пираты» работают нелегально, наносится ущерб государству в виде неуплаты налогов и акцизов;
    • фальсифицированная продукция может наносить вред здоровью потребителя из-за своего низкого качества.

По данным исследователей оказалось, что более  всего от действий пиратов страдают производители электроники, обуви  и лекарств. Причем электронные приборы  лидируют с большим отрывом. Так  же не на последнем месте идет подделка дисков с программным обеспечением и записями аудио, видео контента. Быстрому распространению незаконного  ПО и аудио - видео записей способствовало интернета. Ведь торговые площадки в  интернете не требуют дорогостоящей  аренды помещений и рекламы. А  развитие технологий, опять же интеллектуального  продукта, анонимности в интернете  повышает безопасность пиратов.

Так же пираты не обошли своим вниманием и всевозможные символики. Олимпийская символика  — одна из самых узнаваемых в  мире, поэтому неудивительно, что  в преддверии Олимпийских игр  производители контрафактной продукции  фокусируют на ней свое самое пристальное  внимание. С каждым месяцем растет число поддельных товаров с символикой Сочи-2014, которые официально еще  даже не поступили в продажу. По данным Оргкомитета Игр и Федеральной  антимонопольной службы, в 2010 году было изъято 72 000 единиц контрафактной олимпийской  продукции. Незаконное производство товаров  с символикой Олимпиады было зарегистрировано в 79 регионах России, а основной импорт поступал из Китая, Турции и Казахстана. Более 70% олимпийского контрафакта  пришлось на одежду и обувь, следом следовали сувенирная продукция  и детские игрушки.

 

Борьба с контрафактом

 

Основным  направлением развития рынка интеллектуальной собственности в России является проблема борьбы с контрафактом и защиты интеллектуальных прав. Тем не менее, обсуждаемое с 2005 и наконец-то подписанное в Токио в 2011 году Международное торговое соглашение по борьбе с контрафактом – ACTA – не нашло сторонников в Европе.

В том  виде, в котором антипиратское  соглашение существует на данный момент, оно категорически не устраивает Европарламент. Кому в итоге оно  оказалось нужным? – Правительствам США, Японии, Австралии, Канады, Новой  Зеландии, Южной Кореи, Сингапура, Марокко  и ряда других стран, являющихся ведущими экспортерами на мировом рынке. В  этих странах защита от контрафактной  продукции работает как нигде  – штрафные санкции и последствия  производства и распространения  контрафакта довольно серьезны.

Став  членом ВТО, России придется считаться  с мнением мирового сообщества. Но вот единого мнения относительно методов борьбы с контрафактом мировое  сообщество пока не достигло. То, что  необходимость борьбы с этим явлением, назрела, - факт, но как именно с ним  бороться – мнения расходятся.

Стремление  к узакониванию соблюдения прав собственности  налицо, а вот реализовывать его  пока приходится своими методами. В  конце ноября члены Совета Федерации  направили в Госдуму поправки к ст.14.10 КоАП Российской Федерации. Согласно этой законодательной инициативе ответственность предпринимателей за реализацию контрафакта должна быть существенно выше.

 

Борьба с контрафактом в России

 

На данный момент ответственность за использование  и распространение контрафактной  продукции в нашей стране предусмотрена  Уголовным Кодексом РФ:

  • Статья 146 Нарушение авторских и смежных прав,
  • Статья 147 Нарушение изобретательских и патентных прав,
  • Статья 180 Незаконное использование товарного знака.

Административным  Кодексом:

  • Статья 7.12 Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав,
  • Статья 14.10 Незаконное использование товарного знака,
  • Статья4.5 Давность привлечения к административной ответственности,
  • Статья 28.7 Административное расследование,
  • Статья 32.4 Исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения

Но для  привлечения к ответственности  к одной из вышеперечисленных  статей законодательства нужны не просто веские основания, а факт документально  доказанного ущерба владельцу прав собственности, что сделать, к сожалению, не всегда удается. А проблема контрафакта  актуальна сегодня как никогда. Мало того, что в России производится огромное количество контрафактной  продукции, так ее ещё и невероятно большими партиями ввозят из-за рубежа, причем со всеми разрешительными  документами.

Если  бороться с контрафактом, производимым на территории России, помогают не только существующие законы, но и довольно частые нарушения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, то с не легальным товаром, поступающим  из-за границы с полным пакетом разрешительных документов бороться куда сложнее. Контрафакт, прошедший таможенный и санитарный контроль, разрешенный к продаже на территории нашей страны и не имеющий явных дефектов, запретить продавать нельзя. Тут нужны рычаги воздействия международного уровня.

Согласно  действующим на данный момент в России законодательным нормам наказать реализацию и распространение контрафактной  продукции можно лишь, наложив  штраф, размер которого абсолютно несоизмерим  с объемом нанесенного владельцу  права интеллектуальной собственности  ущерба. Стремление законодателей ужесточить наказание за подобные деяния пока не находит должного отклика –  все понимают необходимость ужесточения  карательных мер, но какими именно они  должны быть, пока не решено.

 

 

Заключение

Мировой рынок интеллектуальной собственности  имеет огромный потенциал. Представляется совершенно очевидным, что для развития IP-рынка, всем государствам необходимо признать, что интеллектуальная собственность  является активом, как и любая  другая собственность, которая может  быть куплена и продана и которой  предоставлена аналогичная правовая охрана. Национальные правительства  должны адаптировать свои законодательства, чтобы помочь IP-рынку в более  эффективном развитии.

 

Используемая  литература

 

  1. http://wikipedia.ru
  2. ГК РФ ст. 1261 «Программы для ЭВМ»
  3. Статья 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, заключенной в Стокгольме 14 июля 1967г.
  4. Владимир Иванович Мухин «Управление интеллектуальной собственностью: учебник для вузов» ВЛАДОС, 2006, 400 стр., эл.версия
  5. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М.: Юрист, 2004, эл.версия
  6. Ваксберг А.И., Не продаётся вдохновенье, М., «Книга», 1990 г., с. 203. эл. версия.
  7. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учеб. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С.7.
  8. Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008
  9. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Теис, 1996. – С.10.
  10. Юридический портал об интеллектуальной собственности http://intellect-pravo.ru/index.php
  11. Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 322 „Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению в установленном порядке продления срока действия патента на изобретение, относящееся к средствам, для применения которых требуется получение разрешения уполномоченного на это органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, срока действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе“
  12. Электронное периодическое издание «Ведомости» http://www.vedomosti.ru
  13. Исторический портал http://www.ourhistoria.ru/
  14. Патентная коллегия http://www.patent.msk.ru
  15. http://www.webeconomy.ru
  16. Электронная библиотека Р.А. Фатхутдинов Инновационный менеджмент 6-е издание, Питер, 2008г.
  17. Электронная библиотека http://samorazvitie.net
  18. Электронная библиотека Афанасьева Ю.А. Формирование рынка интеллектуальной собственности в условиях глобализации
  19. Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности  www.wipo.int/ru.
  20. Гражданский кодекс РФ http://www.grazkodeks.ru/
  21. уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/popular/ukrf/

Информация о работе Предпосылки формирования и особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности