Предпосылки формирования и особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. История и понятия 4
Категории интеллектуальной собственности 8
Промышленная собственность. 8
Авторское право. 17
Глава 2. Предпосылки формирования рынка 22
Специфика функционирования рынка интеллектуальной собственности. 24
Глава 3. Основные направления развития рынка интеллектуальной собственности 27
Контрафактная продукция 27
Борьба с контрафактом 31
Борьба с контрафактом в России 32
Заключение 34
Используемая литература 35

Файлы: 1 файл

000-Курсовая.docx

— 290.43 Кб (Скачать файл)

Основные  отличия полезных моделей от изобретений состоят в том, что не требуется высокий изобретательский уровень, процедура регистрации не предусматривает проведения экспертизы по существу, а также быстрее и дешевле.

Промышленные  образцы.

В соответствии с п.1 ст.1352 4ч. Гражданского кодекса в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Промышленному образцу, интеллектуальной собственности, предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.

Промышленный  образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.

Не предоставляется  охрана в качестве промышленного образца: решениям, обусловленным только технической функцией изделия, объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям, объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

Б. Товарные знаки.

Под товарным знаком понимается отличительное обозначение, идентифицирующее определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом или предприятием. Происхождение товарного знака восходит к далекому прошлому, когда ремесленники воспроизводили свои подписи или «знаки» на созданных ими художественных либо утилитарных изделиях. С течением времени эти знаки постепенно оформились в современную систему охраны и регистрации товарных знаков. Система помогает потребителям идентифицировать и приобретать изделия или услуги, происхождение и качество которых, удостоверенные отличительным товарным знаком, наилучшим образом отвечают их потребностям.

Товарный  знак предоставляет владельцу знака  охрану в виде исключительного права на пользование знаком для идентификации его товаров и услуг среди прочих или на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение. Срок охраны может варьироваться, однако после истечения первоначально установленного срока охраны при условии уплаты дополнительных пошлин срок охраны товарного знака может продлеваться на неопределенный период. Защиту охраняемых товарных знаков осуществляют суды, и в большинстве стран они правомочны принимать меры по пресечению нарушений прав на товарные знаки.

В более широком смысле, использование  товарных знаков способствует развитию инициативы и предпринимательства  во всем мире, принося их владельцам признание и материальную выгоду. Охрана товарных знаков также препятствует попыткам осуществлять недобросовестную конкуренцию, в частности, использованию сходных до степени смешения или поддельных товарных знаков с целью сбыта товаров и услуг более низкого качества или не соответствующих оригинальному знаку по другим показателям. Система позволяет предприимчивым и талантливым людям производить и сбывать товары и услуги на наиболее справедливых условиях, что способствует развитию международной торговли.

Товарные знаки бывают:

1. Словесный

OZON.ru –Интернет-магазин онлайн мегамаркет

Балтика - пиво

2. Изобразительный

Домовой для  чая «Беседа»

3. Комбинированный

4. Звуковой

Звуковая  заставка для рекламы Макдональдс

5. Объемный (3D)

Персонаж EXPLAY

6. Обонятельный

Какие товарные знаки можно регистрировать?

Возможности в этом плане практически  неисчерпаемы. Товарный знак может  состоять из одного слова, буквы или  цифры, либо любого их сочетания. Он может  состоять из рисунков, символов, трехмерных обозначений, реализуемых, например, в  форме и упаковке изделий, слышимых звуковых сигналов, таких как музыка или звуки человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве отличительных признаков.

Кроме знаков, идентифицирующих коммерческое происхождение изделия или услуги, существует несколько дополнительных категорий товарных знаков. Владельцами коллективных знаков могут быть ассоциации, члены которых путем их использования ставят знак равенства между собой и установленными ассоциацией требованиями качества и другими требованиями. Примером таких ассоциаций являются ассоциации бухгалтеров, инженеров или архитекторов.

Сертификационные знаки присваиваются за соответствие установленным стандартам, однако сфера их применения не ограничена тем или иным профессиональным обществом. Они могут присваиваться любому лицу, способному доказать, что его изделия соответствуют определенным установленным стандартам. В качестве примера сертификационных знаков, получивших международное признание, можно упомянуть стандарты качества ISO 9000.

Регистрируют товарные знаки в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Вначале подается заявка на регистрацию  товарного знака. Заявка должна содержать  четкое изображение знака, регистрация  которого испрашивается, включая четкое воспроизведение цвета, формы или  трехмерных элементов. В заявке также  необходимо указать перечень товаров  или услуг, для которых испрашивается охрана знака. Для получения охраны в качестве товарного или иного знака сам знак должен удовлетворять определенным условиям. Он должен обладать различительной функцией, с тем чтобы потребители могли узнавать его как присущий определенной продукции и одновременно не спутать его с другими товарными знаками, идентифицирующими другие продукты. Товарный знак не должен нести ложной или вводящей в заблуждение информации, он также не должен противоречить общественному порядку или морали. Кроме того, испрашиваемые права не могут полностью или частично совпадать с правами, уже предоставленными владельцу другого товарного знака. Это устанавливается путем поиска и экспертизы, проводимых службой, либо путем рассмотрения возражения третьих лиц, претендующих на такие же или аналогичные права.

Почти все страны мира проводят регистрацию  и предоставляют охрану на товарные знаки. В каждом национальном или  региональном ведомстве имеется реестр товарных знаков, в котором содержится исчерпывающая информация о заявках на все регистрации и продления, что облегчает проведение экспертизы и поиска, а также действия третьих лиц в плане возможных возражений. Однако, действие такой регистрации ограничивается территорией страны, в которой она осуществлена (а в случае региональной регистрации - территориями соответствующих стран).

Для того, чтобы избежать необходимости  регистрации в каждом национальном либо региональном ведомстве, ВОИС выполняет  административные функции системы международной регистрации знаков. Эта система регулируется двумя договорами: Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Мадридским протоколом. Лицо, имеющее связь (т.е. гражданство, место постоянного проживания или действительное и нефиктивное коммерческое предприятие) с одной из стран - участниц одного или обоих упомянутых договоров, на основании подачи заявки либо регистрации в национальном ведомстве этой страны может получить международную регистрацию, признаваемую действительной в некоторых или во всех других странах Мадридского союза. В настоящее время участниками одного или обоих соглашений являются более 60 стран.

Информация о географических указаниях

Географические  указания или Наименование места происхождения товара (НМПТ) — уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.

В соответствии со ст. 1516 4 части ГК РФ это обозначение, содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, ставшее известным в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Исключительное право на наименование места происхождения товара является «ослабленным», поскольку право пользования может быть закреплено за несколькими хозяйствующими субъектами (в отличие от товарного знака), а права распоряжения эти хозяйствующие субъекты лишены.

Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.

Наиболее известными в мире НМПТ являются шампанское,, бургундские вина, коньяк, портвейн, Пармская ветчина, пармезан и др.

В России в качестве примера можно назвать такие НМПТ как вологодское масло, нарзан, боржом, Ессентуки и др.

Географические указания охраняются в соответствии с международными договорами и национальными законами, касающимися самых разных областей, включая:

  • специальные законы об охране географических указаний и наименований мест происхождения;
  • законы по товарным знакам в форме коллективных и сертификационных знаков;
  • законы о борьбе с недобросовестной конкуренцией;
  • законы об охране прав потребителей; и
  • конкретные законы и постановления о признании индивидуальных географических указаний.

По существу, лица, не имеющие соответствующего разрешения, не могут использовать географическое указание в отношении  продуктов, произведенных не в том  месте, которое обозначается этим указанием. Применимые санкции варьируются  от судебных запретов, предотвращающих  незаконное использование, до возмещения убытков и уплаты штрафов или  – в случае серьезных нарушений  – тюремного заключения.

На международном уровне Охрана географических указаний предусматривается целым рядом договоров, административные функции которых выполняет ВОИС, и прежде всего Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. и Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Кроме того, международной охране географических указаний в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) посвящены статьи 22 - 24 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 

Авторское право.

 

Авторские права представляют собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на вышеуказанные произведения, независимо от их назначения и достоинства, а также способов выражения.

Авторское право действует в  течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя, и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.

Смысл регистрации авторского права - показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении интересов и защиты авторских прав. Авторские права на произведения, созданные российскими гражданами, охраняются во всех странах - участниках Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, независимо от того, где они были зарегистрированы и были ли зарегистрированы в принципе.

Для международной охраны авторских прав так же, как и для охраны в России, регистрация не требуется. Но если необходимо показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде, то нужно зарегистрировать авторские права в Российском авторском обществе.

Авторские права и объекты авторского права делятся по нескольким категориям:

  • Имущественные и неимущественные авторские права.
  • Исключительные и неисключительные авторские права.

Человек, обладающий исключительными  авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его  использование и может запрещать  подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.

Лицу, обладающему неисключительными  правами на произведение, разрешается  использование произведения наравне  с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование  этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено  иное.

Неимущественные авторские права это так называемые личные права (такие права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.)

Информация о работе Предпосылки формирования и особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности