Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Содержание работы

Введение

1. Глава: Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

1.1 Педагогические инновации

1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций

1.1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов

1.1.3 Инновационные образовательные учреждения

1.2 Современные инновационные технологии в педагогике

1.2.1 Интерактивные технологии обучения

1.2.2 Технологии проектного обучения

1.2.3 Компьютерные технологии

2. Глава: Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании

2.1.1 Мировой опыт инноваций профессионального образования

2.1.2 Инновации профессионального образования в России

2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне

2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

 

Международный опыт убеждает в том, что качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы  и современной России, следует  отметить, что этому вопросу всегда уделялось большое внимание как  органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профобразования. К сожалению, результат  не всегда был таким, каким хотелось бы иметь.

 

В советский период работала технология "доводки" качества знаний, умений и навыков будущих рабочих  и специалистов непосредственно  на государственных предприятиях. В  новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых  и крупных предприятий не нуждаются  в неквалифицированных кадрах и  не собираются быть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнего времени.

 

Такое положение дел подталкивает руководителей образовательных  учреждений к поиску новых технологий повышения эффективности подготовки кадров. Есть немало интересных и, главное, практико-ориентированных разработок в Институте развития профессионального  образования Минобразования РФ, авторами которых являются профессора И.П. Смирнов, А.Т. Глазунов, академик Е.В. Ткаченко и  др. Парадокс в том, что в российских регионах об этом знают понаслышке и от всяких новых, в том числе  апробированных, разработок отмахиваются, как от назойливых мух, сетуя при  этом на отсутствие необходимых рекомендаций. Причины очевидны: нежелание погрузиться  в указанную проблему; отсутствие специалистов по инновационным педагогическим технологиям; отсутствие необходимых  условий, способствующих их реализации.

 

Многолетнее сотрудничество Профессионального лицея № 12 Старого  Оскола Белгородской области с профшколами  Германии, и в частности г. Зальцгиттера, подтверждает важность и актуальность постоянного и пристального внимания к качеству профессионального обучения.

 

Отличия российской и немецкой систем профобразования состоят  в следующем:

 

-- профессиональное образование  Германии основано, как известно, на дуальной системе, которая  предполагает не только заинтересованность  профшколы и предприятия -- заказчика  кадров, но и ответственность  за соблюдение стандарта образования,  наличие высококвалифицированных  преподавательских кадров, высочайший  профессиональный уровень мастеров  производственного обучения, работающих  на предприятиях, наличие современной  учебной и материально-технической  базы и, наконец, независимых  комиссий, принимающих экзамены  как на этапе аттестации, так  и на выпускных квалификационных  экзаменах;

 

демократизация учебного процесса в немецких профшколах, пронизывающая  всех его участников: от учащегося  до руководства. Осознание обучающимися необходимости получения знаний с целью дальнейшего их применения на практике, а также того, что  от уровня их квалификации зависит  успешность профессиональной деятельность, а значит, благополучие, место в  обществе;

 

качество для немцев -- это прежде всего нравственная категория, формирующая чувство гордости за себя, свой труд, свою страну.

 

Наряду с изложенным следует  отметить новое направление в  профессиональной школе Германии. Это  не просто лозунг или призыв, а целая  система мер, предусматривающая  высокую эффективность использования  бюджетных средств, материальных ресурсов в достижении конечного результата. В таких условиях всякий предлагаемый проект или новация подвергаются тщательной экспертизе советом профшколы, работодателями и организациями, участвующими в ее финансировании. При положительном  заключении проект получает одобрение, грант на его реализацию и материальное поощрение его разработчиков.

 

Справедливости ради следует  признать, что и в отечественных  учреждениях профобразования есть немало творческих коллективов. Примером могут служить профлицеи Татарстана, Белгородской, Оренбургской, Челябинской  областей, Краснодарского и Хабаровского краев. Однако общее состояние качества подготовки кадров в системе профессионального  образования остается на довольно низком уровне. Основными и широко известными причинами этого являются: невысокая  оплата труда работников профшколы, отсюда их низкая квалификация, отсутствие мотивации к использованию новых  педагогических технологий; отрицательное  влияние на качество профподготовки упразднения института базовых  предприятий, которые были гарантами профессиональных учебных заведений. Эта же проблема порождает неуверенность выпускников в завтрашнем дне. Замечу, что опыт стран с развитой экономикой показывает: благополучие собственников напрямую зависит от благополучия молодежи, которая востребована на рынке труда.

 

В связи с существующими  объективными причинами (распад СССР, низкая заработная плата работников образовательной сферы, устаревшее оборудование) внедрение инноваций  в образовательную систему РФ затруднено. В то время как западная система образования подвержена изменениям значительно больше. Однако и в нашей стране существуют учреждения, в которых педагогический процесс  проходит по инновационным технологиям. Во многом это заслуга преподавателей-энтузиастов.

 

2.1.2 Инновации профессионального  образования в России

 

Изменение роли образования  в обществе обусловило большую часть  инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в  традиционных социальных институтах образование  становится активным. Актуализируется  образовательный потенциал как  социальных институтов, так и личностный.

 

Раньше безусловным ориентиром образования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как  способность адаптации личности в обществе. Теперь образование все  больше ориентируется на создание таких  технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными  потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной  индивидуальности и изменениям общества.

 

Общественные преобразования в нашей стране вывели на первый план проблему моделирования в образовательной  сфере. Выход России из кризиса, обоснование  стратегии развития образования, определение  ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления. Моделирование занимает здесь особое место как высокотехнологичный  метод научного анализа и предвидения.

 

Моделирование - это специфическая  многофункциональная технология, но главная его задача - воспроизведение  на основании сходства с существующим другого, заменяющего объекта (модели). Его целями, с одной стороны, являются отражение состояния проблемы на данный момент, выявление наиболее острых противоречий, а с другой - определение тенденции развития и тех факторов, влияние которых  может скорректировать нежелательное  развитие; активизация деятельности государственных, общественных и иных организаций в поисках оптимального решения проблем.

 

Выделим две группы требований, которым должна отвечать модель:

 

быть простой, более удобной; давать новую информацию; способствовать усовершенствованию самого объекта;

 

способствовать улучшению  характеристик объекта, рационализации способов его построения, управлению или познанию.

 

Поэтому при составлении  алгоритма разработки модели, с одной  стороны, должны соблюдаться жесткая  целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с  другой - обеспечиваться достаточная "свобода" модели для того, чтобы она была способной к преобразованию в  зависимости от конкретных условий  и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число  вариантов.

 

Значительные изменения  происходят в системе начального профессионального образования. Так 25 марта в г. Кемерово состоялось расширенное заседание Ученого  совета Кузбасского регионального  института развития профессионального  образования с участием директоров учреждений начального профессионального  образования Кемеровской области. На нем заслушаны сообщения директора  ИРПО И. П. Смирнова, академика Российской академии наук В. Ткаченко "О новых  принципах организации НПО"

 

Участники заседания отметили актуальность предлагаемых новых принципов  организации начального профессионального  образования. Это связывается с  тем, что в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирована задача опережающего развития начального и среднего профессионального  образования, которая является новой  по своей постановке. Это предполагает формирование открытой системы образования, ее взаимодействие с окружающим миром, прежде всего с рынками труда  и образовательных услуг.

 

Сегодня требуется более  интенсивное научное исследование путей перехода к государственно-общественной модели управления профессиональным образованием, перераспределение ряда функций  в пользу работодателей, включение  их в формирование содержания государственных  стандартов профессионального образования, учебных планов и программ. Система  начального профессионального образования  нуждается в освобождении от социальной замкнутости, придании ей открытого  характера и способности к  саморазвитию на основе новых принципов  организации, ориентированных на рынок  труда и социальное партнерство.

 

Обсуждение новых путей  модернизации НПО в г. Кемерово -- это один из этапов общественной инициативы по реализации заявленного Правительством РФ, но "повисшего в воздухе" лозунга "опережающего развития НПО". Эта инициатива выдвинута 26 декабря 2003 года на совместном заседании Ассоциации "Роспрофтех", Академии профессионального  образования и Российского клуба  директоров.

 

2.2 Инновационные педагогические  технологии на законодательном

 

За время, прошедшее с  принятия Федерального закона "Об утверждении  Федеральной программы развития образования", в российской системе  образования и ее финансовом обеспечении  произошли существенные изменения. Начата реализация многочисленных средне и долгосрочных широкомасштабных экспериментов  по отработке элементов модернизации образования по различным его  уровням. В 2001--2003 годах Правительство  России утвердило ряд федеральных  целевых программ в области образования, которые реализуются параллельно  с Федеральной программой развития образования. Объем их финансирования приближается к объему финансирования этой программы, а по такой программе, как "Развитие единой образовательной  информационной среды", заметно превосходит.

 

Для современного этапа развития российского образования характерна все большая интеграция в мировое  образовательное пространство. В 2000 году Россия, как и большинство  стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, подписала Дакарские соглашения по реализации программы "Образование  для всех". В 2003 году Россия вошла  в число европейских стран -- участниц Болонского процесса. Поэтому для  разработки Федеральной программы  развития образования на новый период необходимо было уточнить назначение, статус и структуру программы  с позиций их более ветхой регламентации.

 

Следует оговориться, что  ряд вопросов был решен, когда  в августе 2004 года вышел Федеральный  закон № 122, внесший в Закон "Об образовании" изменения. В частности, были исключены положения о конкурсном порядке разработки Федеральной  программы развития образования  и ее законодательном утверждении, а по статусу она была приравнена к другим целевым федеральным  программам.

 

Результатом напряженной  работы коллектива, созданного Министерством  образования и науки Российской Федерации, при активном участии  Рособразования, большой группы научных  и практических работников стали  проекты Концепции Федеральной  программы развития образования  и самой программы, интегрированной  с Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной  информационной среды". Таким образом, Федеральная целевая программа  развития образования -- логическое продолжение  этих объединенных программ, документ, во многом определяющий финансовую судьбу российского образования на ближайшие  годы.

 

Протоколом заседания  Правительства России от 11 августа 2005 года Федеральная целевая программа  развития образования включена в  перечень федеральных целевых программ на 2006 год. С учетом замечаний, поступивших  от Минэкономразвития, Минфина, других министерств и ведомств, текст  программы доработан и внесен на рассмотрение Правительства России, а ее мероприятия тесно взаимосвязаны  с Приоритетными направлениями  реформирования образовательной системы  Российской Федерации.

 

Министр образования и  науки А.А. Фурсенко в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед  нами стоит задача формирования не принципиально новой системы  образования, а принципиально новых  ее возможностей. Поэтому Приоритетные направления развития образовательной  системы Российской Федерации, одобренные Правительством, являются конкретизацией основных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года с учетом современных  условий.

 

Федеральная целевая программа  разработана с учетом приоритетных направлений развития отрасли, поэтому  выполнение ее мероприятий станет основой  для эффективной реализации государственной  образовательной политики России на современном этапе.

 

Принципиальные отличия  новой программы от программы  образца 1992 года заключаются, прежде всего, в подходах к ее формированию и  реализации. Наиболее важные среди  них -- направленность на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей, и поддержка "точек роста" (так  называемых программ и проектов развития); общероссийское и общесистемное  значение решаемых проблем и предполагаемых изменений; отбор проектов с точки  зрения их соответствия современным  образовательным и информационным технологиям и мировым критериям  уровня качества: активное привлечение  институтов гражданского общества к  формированию и реализации мероприятий. Впервые применен и комплексный  подход к реализации проектов, включающий научно-методическое сопровождение, апробацию  и распространение полученных результатов, нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое  обеспечение, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Информация о работе Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии