Инновационные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:38, творческая работа

Описание работы

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

Файлы: 1 файл

Innovacionnie pedagogiceskie tehnologii (1).ppt

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Основные классификации  и подходы

 

Инновационные педагогические  технологии

 

 

 

 

Образовательная технология 

 

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и  практически обоснованных методов  и инструментов для достижения  желаемого результата в любой  области образования.  
     

  Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.  

  • В зарубежной литературе имеются следующие близкие термины:
  • technology in education - технологии в образовании,
  • technology of education - технологии образования,
  • educational technology - педагогические технологии.
  •        Применение технологического подхода и термина "технология" к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре, - это относительно новое более сложное явление для социальной действительности.

 

 

 

 

Зарубежные подходы к  определению педагогических технологий

 

  •  М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.

 

  •  Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства.
  •  
    Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие.

 

узкие определения (связанные с использованием в педагогическом процессе различного оборудования)

 

 

 

 

Зарубежные подходы к  определению педагогических технологий

 

  •  Д. Финн заметил, что только наивные люди считают, что технология это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Это значит гораздо больше. Это способ организации, это образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина».

 

  •  П.Д. Митчелл в результате анализа более ста источников, связанных с изучаемой дефиницией, считает, что педагогическая технология это область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов.

 

  • ЮНЕСКО, предлагает и широкий подход, - педагогические технологии это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования .

 

широкие определения (основанные на комплексном использовании технического и человеческого ресурсов)

 

 

 

 

Российские подходы к  определению педагогических технологий

 

  • С.В. Кульневич считает необходимым соотнести понятие педагогическая технология с такими педагогическими категориями как теория воспитания, методика воспитательной работы и педагогическое мастерство. Теория, по мнению данного автора, более общая и содержит систему обоснований. Технология более алгоритмична и точна. Она содержит аппараты диагностирования и корректировки. Мастерство более субъективно и интуитивно. Технология более объективна и точна. Говоря о воспитании, С.В. Кульневич характеризует его как ненадежный и неточный процесс. Изменить эти его характеристики в положительную сторону можно только в условиях его научной организации, элементом которой является технология .

 

  • В.П. Беспалько считает, что «…педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса».

 это определение ориентировано на использование педагогической технологии только в процессе обучения. Что приводит к резкому сужению этого понятия как педагогической дефиниции и возможностей использования его в практической педагогической деятельности.

 

  • В.М. Монахов: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя.

 

  • М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Такое определение более ёмко, так как речь здесь уже об общих педагогических целях.

 

 

 

 

Российские подходы к  определению педагогических технологий

 

  • Г.Ю. Ксензова. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

 

  • Е.А. Леванова. Педагогическая технология – это упорядоченная и задачно структуированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях.

 

Так педагогическая технология  может функционировать в качестве  науки, исследующей наиболее рациональные  пути обучения и воспитания (научный аспект), в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении и воспитании (процессуально - описательный аспект) и в качестве реального процесса обучения и воспитания (процессуально - действенный аспект).

Что в наиболее общем  виде и отражает технологический процесс к обучению

 

Г.Ю. Ксензова и Е.А. Леванова  трактуют педагогическую технологию  в широком смысле как процесс, ориентированный на решение и  обучающих, и воспитательных, задач. При этом приобретает множество  аспектов.

 

 

 

 

Технологический подход  к обучению 
означает:

 

1. Постановку и формулировку  диагностируемых учебных целей,  ориентированных на достижение  запланированного результата обучения.

2. Организацию всего  хода обучения в соответствии  с учебными целями. 

3. Оценку текущих результатов  и их коррекцию.

4. Заключительную оценку  результатов.

 

 

 

 

Признаки педагогической  технологии

 

  • цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
  • наличие диагностических средств;
  • закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
  • система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
  • средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.

 

В связи с этим неотъемлемыми  свойствами педагогической технологии  являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в  реальных условиях.

 

 

 

 

Классификация педагогических  технологий по Г.К. Селевко

 

  • По уровню применения
  • По философской основе
  • По ведущему фактору
  • По научной концепции
  • По характеру содержания и структуры
  • По типу организации и управления познавательной деятельностью
  • По отношение к ребенку со стороны взрослых
  • По: способу методу средству
  • По категории обучающихся 

 

 

 

 

Примеры современных педагогических  технологий по Г.К. Селевко:

 

Педагогические технологии  на основе личностной ориентации  педагогического процесса

  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
  • Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Педагогические технологии  на основе активизации и интенсификации  деятельности учащихся

  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Педагогические технологии  на основе эффективности управления  и организации учебного процесса

  • Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
  • Технология программированного обучения
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Педагогические технологии  на основе дидактического усовершенствования  и реконструирования материала

  • «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
  • «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
  • Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

 

 

 

 

Примеры современных педагогических  технологий по Г.К. Селевко:

 

Частнопредметные педагогические  технологии

  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
  • Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
  • Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
  • Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

Информация о работе Инновационные педагогические технологии