Построение структуры инновационного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенности инновационного развития предприятия в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность инноваций;
 изучить факторы, влияющие на развитие туризма;
 выявить особенности применения инноваций в туризме.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 5
1.1 Понятие организации инноваций 5
1.2 Инновационные структуры в современной экономике 7
1.3 Построение структуры инновационного предприятия
2 Особенности инновационного менеджмента в сфере туризма 10
2.1 Организация туристического бизнеса 10
2.2 Особенности применения инноваций в туризме 16
2.3 Характеристика внедряемых инновационных технологий 22
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая Построение структуры инновационного предприятия.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Имея столь длительную историю, туризм до настоящего времени  не получил однозначного определения. Как справедливо указывает российский ученый В.Г. Сапрунов, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактования сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем вопрос дефиниций, то есть согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологии туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма.

Существующие определения  туризма можно объединить в три  группы:

  1. Те определения, которые характеризуют туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образования. В частности, в Манильской декларации по мировому туризму последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые в ряде стран с элементами спорта. Подобные определения носят узкоспециальный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.
  2. Туризм рассматривается как одна из форм миграции населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма.
  3. Туризм характеризуется как сложное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений [8, c. 66].

Современная экономическая  наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма,

Туризм – как социально-экономическая  система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного  места проживания и не связанных  с их трудовой деятельностью.

В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя  К. Каспара, лежат две субсистемы:

  • субъект туризма, то есть турист – потребитель туристических услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
  • объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Существует два подхода  к определению понятия «туристский  регион». В первом случае он характеризуется  как географическая территория, имеющая  определенные границы, в другом – как географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов. Следует учитывать, что не вся территория может быть отнесена к туристскому региону. Чтобы называться таковым, она должна отвечать следующим основным требованиям:

  • иметь объекты туристского интереса (памятники истории и культуры, музеи, флора, фауна и т.д.);
  • предоставлять необходимые для удовлетворения потребностей туристов услуги.

Таким образом, туристский регион – это территория, располагающая  объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.

В качестве туристского  региона могут рассматриваться  как отдельная гостиница, так  и город, местность, курорт, район, область, страна.

Предоставление услуг  туристам в том или ином регионе  обеспечивают предприятия, представляющие собой важный элемент подсистемы «объект туризма». Совокупность предприятий  материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма, получило название туристская индустрия [15, c.142].

В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также организации. К ним относятся государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия эффективного функционирования системы туризма.

Являясь сложно социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и  имеют неодинаковую значимость для  различных элементов системы  туризма.

К числу важнейших  факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

  • природно-географичекие (море, горы, леса, флора, фауна);
  • культурно-истроические (памятники архитектуры, истории и культуры);
  • экономические (экономическое положение государства, инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валюты);
  • социальные (сокращение рабочего времени, повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения);
  • демографические (прирост населения, урбанизация);
  • политико-правовые (политическая обстановка в мире, политика открытие границ, унификация налоговой и денежной политики);
  • технологические (прогресс в технике и технологиях);
  • экологические (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира) [5, c. 87].

Внутренние факторы – это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли.

Туризм в современном  мире проявляется в различных  явлениях, связях и отношениях, что  определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным  однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его  деление на типы, категории, виды и  формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной  страны выделяются следующие типы туризма:

  • внутренний, то есть путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;
  • въездной, то есть путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
  • выездной, то есть путешествие жителей какой-либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма  по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории  туризма:

  • туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
  • национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;
  • международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Функциональная классификация  видов туризма определяется целью  поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие  виды туризма:

  • рекреативный – осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил;
  • лечебный – обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний;
  • познавательный – включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем и жизнью и традициями народов в посещаемой стране.
  • деловой – путешествие со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания;
  • религиозный – основан на религиозных потребностях людей различных конфессий;
  • этнический – цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких;
  • транзитный – охватывает категорию «прочие цели» [17, c. 236].

Классификация туризма  по видам позволяет решать ряд  проблем развития и территориальной организации туризма, определять спрос на отдельные виды туристских услуг и на этой основе проводить активную туристскую политику.

Форма туризма – это  тип организации туристской деятельности человека или группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:

  • индивидуальная (до 5 человек);
  • групповая (от 6 человек и свыше).

Индивидуальный туризм представляет собой путешествие  одного или нескольких лиц и связан с обслуживанием, носящим персональный характер.

Групповой туризм представляет собой путешествия нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение туристов в группу определяется общностью интересов и целей поездки, а также более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок.

2.2 Особенности применения инноваций  в туризме

 

Следует отметить, что  большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма  принадлежит грамотным, профессионально  подготовленным менеджерам и далеко не в последнюю очередь специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Именно такие хорошо подготовленные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристическом бизнесе. Новое качество роста, которое называется развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в различных сферах.

В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.

Что же он из себя представляет? Это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера [3, c. 89].

Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных  функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса. Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы. Для изменения концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии. Они подразделяются на следующие основные виды:

1) наступательная стратегия  (ориентированная на новые рыночные перспективы, ее суть состоит в том, чтобы быть первыми на рынке, что требует высокой квалификации и организованности, а также грамотно проведенного маркетинга; эта стратегия основывается не на одной отдельной инновации, а на целой серии нововведений);

2) защитная стратегия  (выход на рынок после предварительного  маркетинга);

3) поглощающая стратегия  (покупка нововведений у других  компаний схожего профиля);

4) создание нового  рынка (применение собственных  нововведений);

5) промежуточная стратегия (заполнение своей ниши между различными конкурентами);

6) разбойничья стратегия  (применения чужих нововведений);

7) привлекающая стратегия  (создание штата новых высокопрофессиональных  специалистов) [6, c. 65].

Таким образом, инновация  – это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.

Инновации в туризме, естественно влияют на состояние  всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:

Информация о работе Построение структуры инновационного предприятия