Построение структуры инновационного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенности инновационного развития предприятия в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность инноваций;
 изучить факторы, влияющие на развитие туризма;
 выявить особенности применения инноваций в туризме.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 5
1.1 Понятие организации инноваций 5
1.2 Инновационные структуры в современной экономике 7
1.3 Построение структуры инновационного предприятия
2 Особенности инновационного менеджмента в сфере туризма 10
2.1 Организация туристического бизнеса 10
2.2 Особенности применения инноваций в туризме 16
2.3 Характеристика внедряемых инновационных технологий 22
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая Построение структуры инновационного предприятия.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Белорусский государственный университет  физической культуры

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА

Кафедра менеджмента туризма  и гостеприимства

                                                                  

 

 

 

курсовая РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему: Построение структуры инновационного предприятия

 

                                                            

 

 

 Подготовил:

студент  группы № 455

факультета туризма  и гостеприимства 

Чучалин Юрий

Валерьевич

                                                               

 

 Руководитель:      

   
 
     
     
     

Курсовая работа защищена на оценку

«             » «       »                        2012 г.                

 

_____________

________________

 

 

 

 

Минск 2012 г.  

 

содержание

 

Введение

 

Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций  участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Важной особенностью современного этапа развития туризма  и изменения его организационных  форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний. Интенсивное развитие туристских связей повлекло за собой создание многочисленных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.

Современное состояние  сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она  еще не занимает такого положения в экономики страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстает от соседних государств.

В настоящее время  Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как  самостоятельное государство, имеющее  древнюю историю и богатую  культуру, разнообразную природу. Слабо  развита система маркетинг национального туристского продукта и его продвижения на мировом внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствие реального сотрудничества с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.

По мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания.

Целью данной работы  является изучение особенности инновационного развития предприятия в сфере  туризма.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие  задачи:

  • охарактеризовать сущность инноваций;
  • изучить факторы, влияющие на развитие туризма;
  • выявить особенности применения инноваций в туризме.

Объектом исследования является инновационная структура.

Предмет исследования –  особенности инноваций в сфере  туризма.

 

1 Теоретические аспекты инновационного  менеджмента

1.1 Понятие организации инноваций

 

Инновации и инновационная  деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [11, с. 58].

Термин «инновация» (от англ. innovation – нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные авторы, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования – как результат и как процесс.

Так, в современном  словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными [14, c. 68].

Основные функции инноваций:

  • они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;
  • повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;
  • помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;
  • являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности [12, c. 107].

1.2 Инновационные структуры в  современной экономике

 

Инновационная деятельность осуществляется на всех уровнях экономики силами различных предприятий и организаций. В настоящее время в мировой практике существуют следующие инновационные предприятия и организации.

Межотраслевые научно-технические  комплексы, международные центры исследований и разработок. Создаются при финансово-промышленных группах (ФПГ) для реализации инновационных программ и радикальных инновационных проектов. ФПГ создаются ведущими организациями для экономической и технологической интеграции в реализации крупных инновационных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности продукции и эффективности производства. Комплексы включают научные, конструкторские, технологические и производственные организации, призванные реализовать проект (программу).

Специальные внутренние инновационные подразделения при крупных корпорациях и ведущих предприятиях. Они создаются для решения крупных инновационных проблем на основе внутреннего венчурного финансирования. Практика свидетельствует, что крупные корпорации играют главную роль в превращении инноваций в массовый продукт и доведение его до потребителей [13, c. 116].

Малые и средние инновационные  предприятия, ориентированные на новые  и высокие технологии. Могут создаваться  в виде самостоятельных предприятий  путем выделения из научно-исследовательских, научно-производственных организаций или в виде комплекса малых инновационных предприятий в составе технопарков.

Малые научно-инновационные предприятия. Создаются для разработки научно-технических  идей и их освоения в виде опытного образца продукции или технологии.

Венчурные предприятия. Создаются  в сфере наукоемких отраслей для  проведения НИОКР или прикладной технической проработки крупных  результатов научных исследований с целью их коммерциализации. Они  действуют в сфере фундаментальных  исследований и доведения результатов НИР до промышленного освоения. Венчурные предприятия могут создаваться венчурными фондами, крупными корпорациями и предприятиями. На долю венчурных предприятий, например, в США приходится около 50% реализованных инноваций. В связи с высоки инновационным риском для финансирования этих предприятий используется венчурный (рисковый) капитал на безвозвратной основе. Высокая степень риска обусловливает тот факт, что около 80-90% этих предприятий оказываются малоприбыльными и убыточными и лишь 10-20% – выcокоприбылиными (до 200 до 1000%).

Совместные инновационные предприятия. Создаются предприятиями разных стран в области высоких технологий для разработки и внедрения инноваций  на основе результатов фундаментальных  НИР [7, c. 141].

Научно-промышленные центры. Создаются путем объединения научно-исследовательских институтов (НИИ), ВУЗов, промышленных предприятий для совместной разработки и реализации инноваций. Они создаются в виде технико-внедренческих зон типа технопарка и др.

Научно-исследовательские организации. Создаются при ведущих университетах для оказания консалтинговых услуг.

Научно-производственные консорциумы. Создаются крупными корпорациями с участием ведущих университетов  и НИИ для совместного финансирования разработки базовых технологий в сфере наукоемких отраслей. В рамках консорциума затраты каждого из участников на проведение НИОКР снижаются примерно в 10 раз по сравнению с затратами на самостоятельное их проведение, а срок достижения планируемого результата сокращается в 3 раза [2, c. 114].

Исследовательские ассоциации. Создаются в области научных  исследований для развития инновационного потенциала малых фирм (Европа). В  Японии исследовательские ассоциации создаются крупными корпорациями с  участием государства для проведения исследований в области базисных технологий и передачи их корпорациям для промышленного освоения. Такая система позволяет сократить срок от появления идеи до ее реализации до 2-4 лет.

 

 

2 Особенности инновационного менеджмента  в сфере туризма

2.1 Организация туристического бизнеса

 

Человечеству на протяжении всей его многовековой  истории  было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.п.

Путешествие – термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после второй половины мировой войны, с другой стороны – имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

  1. До начала 19 века – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг.
  2. 19 век – Первая мировая война – революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий.
  3. Период между двумя мировыми войнами – начало становления массового туризма.
  4. После Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма [9, c. 97].

Информация о работе Построение структуры инновационного предприятия