Понятия, модели и платежные системы электронного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-машинной» экономики? XXI в. предоставляет возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Понятия и направления электронного бизнеса…………………………….....5
Зарождение электронного бизнеса………………………………………….....8
С чего начинается электронный бизнес………………………………………11
Электронная коммерция ……………………………………………………....13
Интернет в электронном бизнесе……………………………………………..17
Классификация моделей электронного бизнеса……………………………..22
Платежные системы…………………………………………………………...28
Интернет-банкинг в России и мире…………………………………………..33
Современный интернет-трейдинг…………………………………………….35
Преимущества и недостатки электронного бизнеса…………………………36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по ИС.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет

Им. Н.И. Лобачевского

 

Шестой факультет дистанционного обучения

 

     Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

по дисциплине «Информационные системы в экономике»

на тему: «Понятия, модели и платежные системы электронного бизнеса»

 

 

 

Выполнила:

                                                                               Студентка 3 курса

                                                                              Гр. № 6-13ФК-1/5

                                                                        Голикова О.А.

 

Проверил:

                                                                                                 Киселев В.Г.

 

 

Арзамас, 2008 г.

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………....3

Понятия и направления электронного бизнеса…………………………….....5

Зарождение электронного бизнеса………………………………………….....8

С чего начинается электронный бизнес………………………………………11

Электронная коммерция ……………………………………………………....13

Интернет в электронном бизнесе……………………………………………..17

Классификация моделей электронного бизнеса……………………………..22

Платежные системы…………………………………………………………...28

Интернет-банкинг в России и мире…………………………………………..33

Современный интернет-трейдинг…………………………………………….35

Преимущества и недостатки электронного бизнеса…………………………36

Заключение……………………………………………………………………..41

Список литературы…………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-машинной» экономики? XXI в. предоставляет возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.

Используя средства связи, можно, не выходя из дома, управлять технологическими линиями на производстве или финансово-коммерческой деятельностью предприятия, вести бухгалтерский учет, учиться дистанционным путем в учебном заведении, читать книги в библиотеке, покупать товары, совершать банковские, биржевые и другие финансовые операции, и т. п. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. Появление в конце XX в. информационных технологий привело к появлению самого прибыльного бизнеса — интерактивного бизнеса.

Можно с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лидерами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемкими производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого машиностроения российскими фирмами займет в международной торговле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохода, который Россия имела в конце XX в.

В условиях рыночной экономики коренным образом меняется  подход к управлению, от функционального – к бизнесориентированному, кардинально меняется и  роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное преимущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем.

Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной коммерции (электронной экономической деятельности), сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества.

Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия и направления электронного бизнеса.

Появление и развитие сети Интернет, совершенствование информационных технологий, систем и стандартов их взаимодействия привели к созданию нового направления современного бизнеса – электронному бизнесу.

Электронный бизнес представляет собой совокупность деловых операций, реализуемых путем информационного обмена между физическими лицами (предпринимателями, бизнесменами) и юридическими (учреждениями и организациями) с использованием технических и программных средств на основе технологий Интернета. 
Целью электронного бизнеса, как и любого бизнеса, вообще, является получение прибыли или материального дохода в денежной или эквивалентной форме (приобретение собственности, ценных бумаг, информационного продукта и т.п.)

Основные направления электронного бизнеса затрагивают практически все сферы деятельности человеческого общества: производственную деятельность, социальную сферу (образование, наука, медицина, культура), государственные структуры, информационную сферу, финансовые институты, торговлю и сервисные услуги. В области производственной деятельности – это создание интегрированных систем автоматизированного управления, позволяющих объединить производственные, финансовые и управленческие процессы с учетом поставщиков и получателей продукции, а также создать корпоративную информационную среду с электронным документооборотом, позволяющую объединить отдельные подразделения и филиалы, сделать оперативно доступной информацию обо всех аспектах производственной, управленческой и финансовой деятельности руководству предприятия.[4]

Активное внедрение современных информационных технологий и достижений в сфере телекоммуникаций привело к огромным изменениям на фондовых и финансовых рынках. С развитием Интернет-технологий фондовые рынки стали доступны широкому кругу физических лиц, как с территориальной, так и с финансовой точки зрения. Это позволило ускорить оборот операций и капитала; уменьшить издержки и повысить инвестиционную привлекательность многих проектов широкие перспективы открываются перед финансовыми и страховыми рынками. Система Интернет-банкинга позволяет с помощью персонального компьютера предоставить клиенту весь спектр банковских услуг. В случае Интернет-страхования весь процесс установления и поддержания договорных отношений проходит по сети Интернет. Наибольший сегмент рынка электронного бизнеса занимает сегодня электронная коммерция и оказание различных сервисных услуг. Темпы его роста таковы, что в ближайшие пять лет в развитых странах основная деятельность в этой области будет осуществляться с использованием сети Интернет. Внедрение методов электронной коммерции позволяет существенно ускорить и удешевить весь бизнес-процесс, обеспечить доступ к информации о товарах и услугах широкому кругу потенциальных клиентов, сократить штатный состав и снизить производственные издержки. Однако именно эта сфера деятельности требует эффективного решения сложных организационных, технических и правовых задач на уровне государственных институтов, крупных финансовых структур и телекоммуникационных компаний. Прежде всего, это защита телекоммуникационных и платежных систем, необходимость обеспечения конфиденциальности, цельности информации, идентификации, гарантии сохранения тайны. Для решения подобных задач необходимо располагать мощными аппаратными и программными средствами, а также принять ряд законов, защищающих как продавца, так и покупателя. Актуальной является также задача создания национальных платежных систем, позволяющих оперативно и безопасно осуществлять расчеты по сети Интернет, создание сертификационных центров и принятие законодательных актов, приравнивающих документы с цифровой подписью к общепринятым.

Перечисленные выше сферы применения электронного бизнеса и стоящие проблемы позволяют сформулировать основные направления подготовки и дисциплины специализации в области электронного бизнеса[6]: 
1. Первое направление – это телекоммуникационная и сетевая составляющая электронного бизнеса. Это направление поддерживают курсы по основам связи и телекоммуникационных систем, корпоративные средства связи, локальные и глобальные компьютерные сети. В этих курсах рассматриваются принципы построения основных телекоммуникационных систем и сетей, их технико-экономические показатели и их использование для создания средств, обеспечивающих передачу информации между всеми участниками рынка электронного бизнеса.

2. Второе направление – это информационные технологии электронного бизнеса. Основные курсы - программные средства электронного бизнеса, Web-дизайн, мультимедиа и графика для электронного бизнеса. В этих курсах изучаются вопросы построения баз данных, языки программирования и редакторы, необходимые для предоставления информации в интернете, принципы создания Web-страниц, и различные мультимедийные технологии, применяемые в дистанционном обучении, телеработе, рекламе, интернет-вещании.

3. Третье направление – это организация электронного бизнеса. Основу этого направления составляют курсы по маркетингу и рекламе, организации корпоративной информационной среды, электронному документообороту, бизнес-планированию и риск-финансированию электронного бизнеса.

4. Четвертое направление – это защита телекоммуникационных систем и систем электронного бизнеса. В рамках данного направления изучаются методы аппаратной и программной поддержки систем безопасности. 
5. Пятое направление – это электронные финансовые и фондовые рынки, необходимые для поддержки всех структур электронного бизнеса. 
Целью данного проекта является изучение основных понятий электронного бизнеса, методов и форм проникновения электронного бизнеса в традиционные сферы бизнеса, а также новации Интернет-технологий.[6]

Зарождение электронного бизнеса.

Началом возникновения электронной торговли можно считать 1970 г., когда в США появились электронный обмен данными по компьютерным сетям – EDI (Electronic Data Exchange) – и электронный перевод денег банками в компьютерных сетях – EFT (Electronic Funds Transfer). 
Члены Всемирной торговой организации (ВТО) договорились не вводить таможенные сборы на международные электронные платежи в сети Интернет. Покупка через глобальную сеть осуществляется так же, как и по обычному почтовому каталогу, только в электронном виде. Покупатель указывает свои банковские реквизиты и тип покупки. Затем получает товар. И здесь взимаются обычные почтовые сборы, как при обыкновенной пересылке. Развитие сети Интернет привело к резкому росту популярности этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан. Интернет стимулировал развитие электронной торговли на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Малые предприятия и граждане получили возможность вести свои коммерческие сделки и другие операции в оперативном электронном режиме – в режиме реального времени (on-line). Режим on-line – это режим работы банкомата, когда обмен информацией между банком и процессинговым центром происходит постоянно, и все транзакции по счету выполняются в реальном масштабе времени.

Но суть происходящих сейчас процессов, связана не в распространении Интернет-технологий. Напротив, Интернет-технологии ведения бизнеса появились в ответ на возникновение потребности в них. Мировая экономика в последние 15—20 лет существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному информационному миру, о котором много говорили западные аналитики и который считали ересью советские идеологи, наконец, совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов. В индустриальную эпоху главным товаром были материальные предметы. В постиндустриальную — информация, идеи, права, словом, нематериальные активы. Соответственно ведущая роль в индустриальную эпоху принадлежала владельцу средств производства, а в постиндустриальную эта роль переходит к владельцу прав на интеллектуальную собственность.

Эксперты связывают с этим переход от «детройтской» модели производства к «голливудской». Если в «детройтской» модели покупатель платит за право собственности на продукт, то в «голливудской» — за право потребления продукта или пользования им. Явление, названное «дезинтермедиация» (disintermediation) — устранение или сокращение числа посредников между производителем продукта и его конечным потребителем, также стало одной из самых заметных тенденций последнего десятилетия. 
Индустриальная эпоха завершилась, когда в основном была создана инфраструктура производства и перемещения материальных товаров. Появление и быстрое распространение Интернета положило начало развитию столь же эффективной инфраструктуры производства и перемещения нематериальных активов, потребность, в которой чувствовалась в последние десятилетия XX века. Однако, для того чтобы Интернет действительно стал такой инфраструктурой, необходимы две «мелочи»: коренной пересмотр концепции авторского права и создание единой и общепризнанной системы микроплатежей. Ни то ни другое не может быть, к сожалению, сделано быстро. Стимул к введению изменений в авторском праве появится не раньше, чем ведущие игроки на этом поле (компании звукозаписи, разработчики программного обеспечения и т. п.) осознают, что регулировать традиционным способом потребление продуктов, защищенных авторским правом, более невозможно. Еще сложнее обстоит дело с микроплатежами. Интернет — среда глобальная, и механизм микроплатежей начнет работать в полную силу не раньше, чем он будет принят во всем мире. Важно отметить, что вначале Интернет-коммерция во многих случаях не воспринималась как нечто отдельное и специфическое, по крайней мере, теми, кто ею занимался. Происходил простой перенос в Интернет давно привычных коммерческих механизмов. По-видимому, это и было причиной успеха. Внедрение любой новой технологии или модели ведения бизнеса сильно облегчается, если при этом есть возможность применить привычные и давно отработанные механизмы из «прежней жизни». Так, широкому распространению платежных карточек в свое время весьма способствовало то, что для развития нового инструмента была использована уже имевшаяся технология обработки и клиринга чеков. Наличие элементов традиционных коммерческих технологий облегчает внедрение новых не только потому, что нужно меньше изобретать «на голом месте», но и потому, что снижается психологический барьер для потребителя и тем самым повышается его доверие к новому и непривычному. К тому же при этом обычно есть возможность сохранить или заимствовать нормативную базу традиционных технологий (прямо или по аналогии). А создание и отработка нормативной базы — самые длительные и консервативные этапы развития новых коммерческих технологий. Именно поэтому сейчас основным способом расчетов частных лиц с продавцами товаров в Интернете стали платежные карточки. Дело в том, что для западного покупателя пользоваться платежной карточкой при покупке по почтовому или телефонному заказу так же привычно, как чистить зубы дважды в день. Если бы для оплаты было принято использовать, например, чеки, то расчеты через Интернет выглядели бы сейчас иначе.

Информация о работе Понятия, модели и платежные системы электронного бизнеса