Понятие и принципы инновационный деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название "антикризисного".

Содержание работы

Введение
1.Понятие и принципы инновационный деятельности.
2. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.
3. Инновационный процесс и жизненный цикл. Типы инновационных стратегий.
4 Инновационные методы и оценки их эффективности.
5. Государственная инновационная политика.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 96.17 Кб (Скачать файл)

В ходе изучения основ государственной  инновационной политики целесообразно  обратиться к зарубежному опыту  в этой сфере.

Для всех моделей экономического развития, показавших свою эффективность  во второй половине двадцатого века, характерна тесная взаимосвязь промышленной, социальной и инновационной (научно-технической) политики государства.

Проведение инновационно-промышленной политики в едином комплексе с политикой социальной позволяет совместить экономический и социальный прогресс. С этой целью многие государства проводили и проводят политику повышения платежеспособного спроса населения. Цель такой политики - опережающий рост оплаты труда по отношению к темпам роста потребительских цен.

Взаимосвязь промышленной и  инновационной (научно-технической) политики государства в последние годы прослеживается не менее четко. В  настоящее время экономический  рост характеризуется ведущим значением  научно-технического прогресса и  интеллектуализацией основных факторов производства. Хозяйственные системы  наиболее развитых стран все более  трансформируются в экономику знаний, использование которых умножает результаты хозяйственной деятельности гораздо более эффективно, чем  применение любого другого производственного  фактора. В таких условиях необходима целеустремленная государственная  политика и концентрация национальных усилий на наиболее перспективных направлениях научно-технологического и социально-экономического развития.

Опыт зарубежных стран  показывает, что участие государства  в инновационном процессе приобретает  значительные масштабы. В США, например, появился специальный термин «полугосударственная»  экономика, который отражает тенденцию  к укреплению связей между частными компаниями и органами государственной  власти. Такая тенденция возникла потому, что сегодня формирование национальных конкурентных преимуществ  зависит не только и не столько  от внешних инвестиций и активности компаний, сколько от целеустремленной политики государства на национальном и международном уровнях/

Еще одним направлением современной  региональной инновационной политики является участие в создании научно-технических  парков на базе университетов или  исследовательских институтов. Такие  парки предназначены для обеспечения  доступа частным фирмам к инновациям, разработанным при поддержке  государства. Сегодня в мире насчитывается  около 400 научных парков.

Практически каждый регион имеет программу поддержки и  технического содействия малому бизнесу. Местные власти берут на себя маркетинговые  исследования для малых фирм, подготовку персонала, организацию консультаций. Значительная часть малого бизнеса  посвящает свою деятельность инновационному процессу.

Когда речь идет о государственной  поддержке инновационного бизнеса, чаще всего имеют в виду в первую очередь предоставление налоговых льгот. Действительно, в ряде стран для стимулирования притока частного капитала в сферу НИОКР уже многие годы используют дополнительные льготы - так называемые экстраконцессии, которые позволяют компаниям вычитать из налогооблагаемой базы 100 % средств, израсходованных на исследования и разработки, а иногда и более 100 % (например, в Австралии, Австрии, Дании). Если предприятие расходует свои средства на проведение НИОКР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не имеет в данный момент достаточной прибыли для того, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами, в законодательстве многих стран предусмотрена возможность переноса такого права на будущее.

Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что для  развития малого инновационного бизнеса  на местах огромное значение имеет  не столько предоставление разного  рода налоговых льгот, сколько развитие инновационной инфраструктуры, которая  является базовой составляющей инновационного потенциала территории. Малому бизнесу  необходимо сотрудничество с организациями, предоставляющими информационные, кредитные, маркетинговые, патентные и иные услуги, способствуя тем самым формированию наукоемкого сектора экономики и создавая эффективный механизм инновационной деятельности.

В современной литературе инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. В современных условиях инновационная инфраструктура во многом предопределяет темпы развития экономики региона и рост благосостояния его населения.

Государственная инновационная политика РФ формируется  и осуществляется исходя из следующих  основных принципов:

-признание приоритетного  значения инновационной деятельности  для повышения эффективности  уровня технологического развития  общественного производства, конкурентоспособности  наукоемкой продукции, качества  жизни населения и экономической  безопасности;

-обеспечение государственного  регулирования инновационной деятельности  в сочетании с эффективным  функционированием конкурентного  механизма в инновационной сфере;

-концентрация государственных  ресурсов на создании и распространении  базисных инноваций, обеспечивающих  прогрессивные структурные сдвиги  в экономике;

-создание условий для  развития рыночных отношений  в инновационной сфере и пресечение  недобросовестной конкуренции в  процессе инновационной деятельности;

-создание благоприятного  инвестиционного климата при  осуществлении инновационной деятельности;

-активизация международного  сотрудничества РФ в инновационной  сфере;

-укрепление обороноспособности  и обеспечение национальной безопасности  государства в результате осуществления  инновационной деятельности.

Формирование и осуществление  государственной инновационной  политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые  Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов  Российской Федерации формируется  и реализуется органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  с учетом государственной инновационной  политики Российской Федерации и  интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной  политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации.

Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти  в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны основная цель государственной  политики в области развития науки  и технологий. И как одно из важнейших  направлений государственной политики в области развития науки и  технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной  деятельности путем:

-совершенствования законодательной  и нормативной базы регулирования  инновационной деятельности;

-участия в финансировании  за счет средств федерального  бюджета, бюджетов субъектов Российской  Федерации и государственных  внебюджетных фондов инновационных  программ и проектов, а также  создания объектов инновационной  инфраструктуры, в том числе для  развития малого и среднего  инновационного предпринимательства; 

-организации закупок  для государственных нужд наукоемкой  продукции и передовой техники  с целью обеспечения гарантированного  их распространения; 

-создание в установленном  законодательством Российской Федерации  и законодательствами субъектов  Российской Федерации порядке  льготных условий осуществления  инновационной деятельности и  стимулирования российских и  зарубежных инвесторов, вкладывающих  средства в реализацию инновационных  программ и проектов.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. И в нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».

Несмотря на то что, в настоящей  исторической перспективе, наблюдаются  положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики  страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию.

 

 

 

Заключение

Инновационная деятельность (ИД) - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности; либо в новый подход к социальным услугам.

На процесс формирования инновационной системы влияет уровень  инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей.

Различают два  типа инновационной стратегии: 
1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке.; 
2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха.

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. 

Под проектом понимается процесс  целенаправленного изменения или  создания новой технической или  социально-экономической системы.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

 

 

Список литературы

  1. В. П. Савчука "Стратегия + Финансы: уроки принятия бизнес-решений для руководителей" 2009г.
  2. "Практика разработки стратегии в условиях кризиса", автор: Кручинецкий С.М.,2009г.
  3. Беляев С.Г, Кошкин В.И. Теория и практика антикризисного управления. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2010.
  4. Грабовый П.Г. Риски в современном бизнесе. - М.: Алане, 2006. 
  5. Коротков Э.М.. Антикризисное управление. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. 
  6. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие. — М.: Финпресс, НГАЭиУ, 2007. 
  7. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2011.
  8. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. 
  9. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. – М.: АО «Интерэксперт», 2009.

 

 

 


Информация о работе Понятие и принципы инновационный деятельности