Особенности инфраструктуры инновационной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование инновационной инфраструктуры России и Томской области как части национальной инновационной системы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, которые заключаются в рассмотрении:
1) Понятия инновационной деятельности.
2) Национальной инновационной системы и её элементов.
3) Инфраструктуры инновационной деятельности России.
4) Инновационной инфраструктуры Томской области.

Содержание работы

Введение
1. Роль инноваций в экономике
1.1. Понятие инновационной деятельности
1.2. Национальная инновационная система и её элементы
2. Особенности инновационной деятельности России
2.1. Инфраструктура инновационной деятельности России
2.2. Инновационная инфраструктура Томской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Офисы коммерциализации получают множество  патентов, и в целом количество патентов, полученных в Томской области, достигает 400 в год. Но есть и незапатентованные разработки, и за 3 года офисы коммерциализации рассмотрели почти 2000 таких разработок, из них только 320 имеют довольно хорошую возможность для коммерциализации. Работа офисов привела к росту числа создаваемых малых предприятий, лицензионных соглашений. Важно отметить, что реализуется тенденция выхода на саморазвитие, причем заинтересованные вузы вкладывают ресурсы в развитие системы. [8]

На территории области действует  несколько консалтинговых компаний. В 1996 году создан Томский маркетинг-клуб, старейший в России. С 1998 года успешно работает Томский центр содействия инновациям – один из немногих центров содействия инновациям, который имеет прибыль, не занимаясь торговлей, а помогая инновационным проектам, инновационным компаниям. Оценочную деятельность осуществляет ООО «ТОККО», которое имеет лицензию на право оценки объектов интеллектуальной собственности. В 2005 году, когда решалась проблема с банками, чтобы они принимали в качестве залога оцененные объекты интеллектуальной собственности, эту оценку делала именно компания «ТОККО». В настоящее время продолжается работа по оценке объектов интеллектуальной собственности для того, чтобы иметь представление о том, сколько они могут стоить.

В Северске создано «Агентство развития предпринимательства – Северск». Северск зависит от развития одного предприятия – ФГУП «Сибирский химический комбинат», и создавать здесь наукоемкую бизнес-среду довольно сложно. Также был создан ООО «Центр бизнес-технологий», который в том числе специализируется на разработке бизнес-планов для аграрного комплекса. [23]

За последнее время в Томской  области выстроилась достаточно хорошая и организованная система продвижения на ранке информации о научно-технических разработках, выполненных в то числе в вузах и малых инновационных фирмах. Начинается всё с мониторинга научно-технических разработок, который проводится в субъектах инновационной деятельности, где эти разработки могут зародиться. Затем разработки проходят через Региональный центр трансферта технологий, где в соответствии с типологией распределяются по различным направлениям продвижения информации. Идет фильтрация и отбор наиболее достойных разработок в базу данных RTTN – федеральный уровень, - часть из них потом переходит на международный уровень – в европейскую сеть IRS. Помимо этого, для продвижения информации о научно-технических разработках используется такие инструменты, как участие в выставках, различных инновационных мероприятиях, издание и распространение печатной информации.

В связи с тем, что сложившаяся  система по сбору и продвижению информации об инновационных разработках имеет большую разветвленную структуру, возникла необходимость создания в региональном инновационном комплексе единой информационной и системотехнической платформы для осуществления этого вида деятельности. У всех субъектов должна быть некоторая одинаковая стандартизированная общая часть для того, чтобы можно было разговаривать на одном языке о разработках, выполненными различными организациями, учреждениями и предприятиями. Поэтому создана единая программная и техническая основа координации инновационной среды региона, которая организована в форме Интернет-портала. [27]

В Томской области осуществляется информационное сопровождение инновационной деятельности в виде создания научно-образовательного канала «Разум. ХХΙ век» в рамках одноименного научно-образовательного проекта. Основная цель проекта – создание и выпуск в эфир популярных специализированных телепередач по проблемам научно-образовательного комплекса Томской области. В 2005 году в ТГУ введен в эксплуатацию региональный телепорт. Проект реализован в рамках создаваемой в России многоуровневой телекоммуникационной системы образовательных услуг Сибири и Дальнего Востока. Возможности телепорта позволяют организовать телевизионное вещание, телефонную связь, телеконференции и видеоконсультации. Появление телепорта считается важным не только для области, но и для всех регионов Сибири и Дальнего Востока, поскольку он позволяет транслировать информационные потоки на все восточные регионы страны. [14]

В течение последнего времени в томской области также были созданы элементы финансовой инфраструктуры в виде различных фондов финансирования инновационной деятельности. Так в 2005 году Минэкономразвития России в стране приняло решение о запуске программы по созданию и совместному финансированию с частным капиталом региональных венчурных инвестиционных фондов. Главным условием было софинансирование фонда из регионального бюджета. Половину уставного капитала должны были составить привлеченные средства частных инвесторов. При этом должна быть выбрана независимая управляющая компания. Томская область оказалась в числе регионов, в которых такие фонды были созданы. Весной 2006 года был проведен конкурс, по результатам которого управляющей компанией назначена компания «Мономах». Размер фонда составляет 120 млн. руб., из которых половина дается государством, то есть 60 млн. руб., а вторая половина – это частные инвестиции.

Основной принцип работы фонда: фонд должен прирастать, тем самым  приносить доход. У фонда нет  задачи непосредственно стимулировать инновационную активность на территории. Фонд – это инструмент, денежный актив: его дело, увеличиваясь, приносить доход, а задача управляющей компании – совершать необходимые для этого действия. Из фонда будут финансироваться проекты при условии, что они будут соответствовать ряду формальных критериев, важнейший из которых – верит ли управляющая компания в то, сможет ли этот проект в течение ограниченного времени развиться, начать приносить прибыль. К рассмотрению не принимаются проекты, связанные с производством подакцизной продукции. Фонд создан для инвестирования в малые предприятия, осуществляющие свою деятельность в научно-технической сфере на территории Томской области. [5]

Еще одним примером служит «Фонд  содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Этот фонд реализует следующие проекты. Программа «ТЕМП», предназначенная для средних и малых компаний, которые уже имеют производственную и экономическую репутацию, известны на рынке. При этом идет передача через лицензионные соглашения объектов интеллектуальной собственности российских университетов, академических и отраслевых институтов и введение их в хозяйственный оборот предприятий. «ПУСК» - программа финансирования малых предприятий, взаимодействующих с университетами РФ с целью повышения уровня своих технологий и конкурентоспособности за счет внедрения научно-технических разработок вузов и специальной подготовки инженерных кадров под конкретную технологию. [32]

Важным прорывом в развитии инновационной  деятельности Томской области является создание Томской технико-внедренческой зоны. В рамках этой зоны планируется создать такую инфраструктуру, которая будет развитием существующей в регионе инновационной системы. Планировалось создать инкубатор бизнеса, службу коллективного пользования и поэтому часть средств будет направлена на закупку уникального оборудования, чтобы центрам коллективного пользования могли пользоваться различные разработчики. Эти центры формируются по трём направлениям специализации технико-внедренческой зоны: новые материалы и нанотехнологии; IT-технологии и электроника; медицина и биотехнологии. При этом учитывается, что уже сделано по данным направлениям в вузах и научном центре. Создается специальная служба, которая будет отвечать за переподготовку кадров, которая в свою очередь должна опираться прежде всего на вузы. Также планировалось создать центр трансферта технологий, который должен тесно сотрудничать с уже имеющимися организациями. Работа по развитию инновационной деятельности ведется совместно с вузами, томским научным центром СО РАН и рядом других организаций.

Потенциальные резиденты ТВЗ отбираются, исходя из их деления на четыре группы. Первая – это состоявшиеся томские компании, которые уже достигли определенных результатов в своей деятельности. Вторая группа – начинающие компании. Работа с такими компаниями начнется интенсивно, когда будет завершен бизнес-инкубатор, а пока сотрудничество ведется в рамках Межвузовского студенческого бизнес-инкубатора «Дружба». Третья группа- это известные российский компании такие как «Газпром», «Трансгаз» «Микроген» и другие. Четвертая группа- это известные зарубежные компании.

В заключение следует отметить, что  за последние несколько лет в  Томской области была проделана  огромная работа по созданию современной инновационной инфраструктуры. В рамках целевых программ были достигнуты значительные результаты. Проведя анализ инновационной инфраструктуры, можно утверждать, что все основные элементы уже созданы. Созданная инфраструктура должна послужить опорой для дальнейшего развития не только Томской области, но и всего Сибирского Региона. [22]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время конкурентоспособность и развитость всей экономики определяют именно наукоемкие отрасли, то есть инновационно направленные отрасли. Поэтому инновации занимают все большее значение как для отдельной фирмы, так и для всей экономики в целом. Наблюдается переход мировой экономики на инновационный путь развития. Описывая этот переход, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний» и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода, большинство признаёт, что изменился тип производства. Его основной чертой выступает формирование национальных инновационных систем (НИС). Данные системы состоят из трех элементов: нормативно-правовой базы, субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры. [15]

Все эти элементы являются важными  для формирования эффективной НИС, но особо хотелось бы выделить инновационную инфраструктуру, которая, образно выражаясь, является каркасом инновационной деятельности. Основными составляющими инновационной инфраструктуры являются: технологическая инфраструктура, консалтинговая, инфраструктура подготовки кадров, информационная, финансовая и сбытовая. Каждый из этих элементов играет важную роль в формировании как инновационной инфраструктуры, так и национальной инновационной системы. Развитие именно всех элементов инновационной инфраструктуры позволяет создать комплексную систему, отвечающую современным условиям и реалиям. [20]

Относительно инновационной инфраструктуры России следует сказать, что в настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. Деятельность данных организаций сопровождается рядом проблем, таких как отсутствие ротации предприятий в технопарках и ИТЦ, отсутствие производственных площадей предприятий и финансовых средств у малых и средних предприятий для закупки дорогостоящего высокотехнологичного оборудования. На многих объектах инновационной инфраструктуры, на предприятиях и учреждениях подготовки кадров наблюдается проблема нехватки молодых специалистов, происходит постепенное старение кадров. Еще одной серьезной проблемой наукоемкого сектора экономики является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства промышленных предприятий наукоемкой сферы ограничен. Также многие наши разработки не получали должного продвижения из-за отсутствия системы коммерциализации, способной эффективно реализовывать инновационные проекты.

Анализ состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры. Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа только начинается. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий на территории всей страны. [20, 31]

В развитии инновационной инфраструктуры России важную роль играет политика государства. Правительством активно поддерживается создание точек роста инновационной активности, например, таких как Томская область. В 2002 году в Томской области была принята инновационная стратегия развития области. Инструментарий, обеспечивающий реализацию данной стратегии, составляют три элемента: межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области»; областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области»; областная целевая программа «Поддержка малого предпринимательства в Томской области».

В рамках целевых программ за последние  несколько лет в Томской области была проделана огромная работа по созданию современной инновационной инфраструктуры. Были достигнуты значительные результаты. Так, например, было создано несколько бизнес-инкубаторов, предназначенных для подготовки профессиональных кадров для инновационной деятельности. Создано несколько инновационно-технологических центров, десять офисов коммерциализации разработок. Кроме того, организовано обеспечение, до определенной степени, механизмами финансирования продвижения научно-технической разработки от идеи к промышленному образцу, образован венчурный фонд. Важным прорывом в развитии инновационной деятельности Томской области является создание Томской технико-внедренческой зоны. В рамках этой зоны планируется создать такую инфраструктуру, которая будет развитием существующей в регионе инновационной системы.

Проведя анализ инновационной инфраструктуры Томской области, можно утверждать, что все основные элементы уже созданы. Созданная инфраструктура должна послужить опорой для дальнейшего развития не только Томской области, но и всего Сибирского Региона. [23]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники [Электронный ресурс] / Государственное учреждение «Государственная дирекция целевой научно-технической программы» . - режим доступа: http://2006.fcntp.ru

2) Концепции инновационной политики Российской Федерации до 2010 года [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по образованию. - режим доступа: http://www.ed.gov.ru

3) Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. – 2006. - №12. – С. 4-19.

4) Андреев Ю. Н. Человеческий капитал  в инновационной экономике [Электронный ресурс] / Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. - режим доступа: http://www.miiris.ru

Информация о работе Особенности инфраструктуры инновационной системы России