Особенности инфраструктуры инновационной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование инновационной инфраструктуры России и Томской области как части национальной инновационной системы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, которые заключаются в рассмотрении:
1) Понятия инновационной деятельности.
2) Национальной инновационной системы и её элементов.
3) Инфраструктуры инновационной деятельности России.
4) Инновационной инфраструктуры Томской области.

Содержание работы

Введение
1. Роль инноваций в экономике
1.1. Понятие инновационной деятельности
1.2. Национальная инновационная система и её элементы
2. Особенности инновационной деятельности России
2.1. Инфраструктура инновационной деятельности России
2.2. Инновационная инфраструктура Томской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку зарубежные схемы венчурного финансирования плохо работают в  российских условиях, целесообразно подумать о разработке модификаций схем венчурного финансирования, позволяющих привлечь венчурное финансирование в условиях неразвитого фондового рынка, избытка предложений по разработке НИОКР.

Следует также отметить, что в  последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных  фондов. Также в ряде регионов создаются  гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями. В рамках проводимых Минпромнауки России работ предполагается разработка типовых документов по организации в регионах гарантийных фондов, методических материалы по организации их работы, должны быть сформулированы поправки в существующую нормативно-правовую базу, обеспечивающие работу таких фондов.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий  в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника  возможно с развитием сети центров трансферта технологий с участием иностранных партнеров. [20, 26]

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли до сравнимых с развитыми странами величин.

В связи с этим, создание действенной  системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий  на внутренний и мировые рынки  является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения, характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной  продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в  создании структур коллективного выхода на рынки. Для комплектации таких  структур можно набрать достаточное  число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу. Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время - через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

Приведенный анализ состояния инновационной  инфраструктуры позволяет сделать  вывод о том, что существуют серьезные  дисбалансы в создании организаций  инфраструктуры. Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа только начинается. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий на территории всей страны. [20, 31]

2.2. Инновационная инфраструктура Томской области

В 2002 году в Томской области была принята инновационная стратегия  развития области. Данная стратегия состоит из трёх элементов:

- Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области»

- Областная целевая программа  «Развитие инновационной деятельности  в Томской области»

- Областная целевая программа  «Поддержка малого предпринимательства  в Томской области»

По результатам выполнения всех трех программ, можно сказать, что  основные элементы инновационной инфраструктуры практически сформированы.

Сегодня в Томске работает пять бизнес-инкубаторов: «Дружба», Инкубатор инновационных технологий «Аккорд», ООО «Технологический бизнес-инкубатор ТПУ», Студенческий бизнес-инкубатор ТПУ, конструкторско-технологический бизнес-инкубатор. Нужно отметить, что ТПУ успел зарегистрировать ООО в декабре 2004 года, когда вузам ещё было разрешено вносить объекты интеллектуальной собственности в уставной капитал, и сейчас они работают как холдинг. С 1 января 2005 года сделать это стало невозможно. Особенностью инкубатора «Аккорд», организованного в Академгородке города Томска в 2000 году, является то, что для реализации его проектов привлекаются успешно действующие ведущие предприятия, то есть предприятия, которые имеют опыт работы в данной отрасли и могут обеспечить реализацию инновационного проекта, используя весь свой опыт и инфраструктуру. Таким образом, проект получает необходимое оборудование, персонал и другие ресурсы. Если проект развивается успешно, то через несколько лет разработчик либо остается на ведущем предприятии, либо создает новое предприятие на базе бизнес-инкубатора.

Развитие системы бизнес-инкубаторов  продолжается. В 2006 году победителями конкурса федерального агентства по образованию на выделение средств федерального бюджета для финансирования мероприятий по созданию инновационных бизнес инкубаторов для студентов, аспирантов и научных работников на базе учреждений высшего профессионального образования в Томске стали: Томский университет систем управления и радиоэлектроники и Томский государственный университет. Кроме того, комитет по экономике и развитию предпринимательства Томской области планирует создать: Бизнес-инкубатор производственного и сельскохозяйственного назначения Томского района, Муниципальный инкубатор производственного назначения Асиновского района и Северский бизнес-инкубатор.

На территории Томской области  действует четыре ИТЦ

    1. Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр»(1996 г.)
    2. Конструкторско-технологический центр ТНЦ СО РАН (1999 г.)
    3. АНО «Томский региональный инновационно-технологический центр» на базе ОАО «Технопарк» (2001 г.)
    4. ТРФ «Инновационно-технологический центр АПК» (2003 г.)

В Томске ИТЦ размещают у себя на площадях малые предприятия, курируют инновационные бизнес-проекты и сопровождают инновационные разработки. В ИТЦ работает 14 малых фирм, 23 курируемых бизнес-проекта, 82 сопровождаемые инновационные разработки. Это может послужить основой для появления проектов-резидентов ТВЗ. [23]

Для решения задачи подготовки квалифицированных  кадров для инновационной деятельности реализуются модели университетов  нового типа: исследовательского на базе - ТГУ, академического инновационного – на базе ТПУ, инновационного предпринимательского – на базе ТУСУР. Помимо студенческих бизнес-инкубаторов ведется подготовка профессиональных бизнес-команд.

Следует отметить, что подготовка кадров для инновационного бизнеса  является общемировой проблемой. Популярность в мире особых экономических зон привела к тому, что насыщение их кадрами становится ограничивающим фактором. Зоны есть, но для их нормального функционирования нет кадров, они простаивают. Человеческий потенциал становится важнее вложения капитала и создания материально-технической базы. Для Томской технико-внедренческой зоны потребуется значительно увеличить подготовку бизнес-команд, и созданная система призвана решить данную задачу.

Для различных уровней образования  создана система ресурсных центров, которые обеспечивают подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий. Их создание проводилось на базе частно-государственного партнерства учреждений образования как с крупными корпорациями, так и с предприятиями среднего и малого бизнеса.

Был создан центр подготовки технологических  менеджеров высшей квалификации для  нефтегазовой отрасли на базе ТПУ. В  системе начального профессионального  и среднего профессионального образования компаниями «Транснефть» и «Газпром» созданы центры подготовки нескольких тысяч специалистов по реализации на базе технологий проектов нефтепровода «Сибирь – Тихий океан», газопровода «Сибирь – Китай». На основе соглашения с ОАО «Российские железные дороги» ведется подготовка специалистов в отрасли инновационных технологий по металлообработке Томского научного центра и университетов Томска. Ресурсный центр по новым технологиям строительства и жилищно-коммунального хозяйства создан на базе лицея совместно с фирмами Германии.

Создание ресурсных центров, позволяет развивать рынки инновационных разработок и резко увеличить прибыль, объединяя продажу технологий и подготовку кадров. А во-вторых, в системе образования создаются так называемые точки роста, и полностью решается проблема трудоустройства специалистов. В ресурсных центрах также производится переподготовка преподавателей для самой системы образования. [8]

Необходимо также отметить, что  ТГУ получил лицензию на подготовку бакалавров науки и техники по направлению «Инноватика», победил во всероссийском конкурсе инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование». Произошло открытие в Западносибирском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства специальности «Управление инновациями». Все это позволяет выстроить систему подготовки инновационных кадров для сибирского региона.

Формы реализации такой подготовки самые широкие, от применения классических схем обучения до формирования и использования  новых моделей образования на основе информационных и коммуникационных технологий:

  1. Создание в вузе студенческих учебно-научно-исследовательских центров.
  2. Работа над инновационными проектами с последующей экспертизой.
  3. Проведение творческих деловых игр.
  4. Участие в тренингах, мастер-классах.
  5. Тесное сотрудничество с предприятиями, организациями и фирмами, занятыми в инновационной сфере.
  6. Организация и участие в молодежных форумах и конференциях. [28]

Развитие ЦТТ в Томской области  только начинается. В 2005 году появился первый Томский филиал ЦТТ Сибирского отделения РАН. Сегодня академические институты активно занимаются коммерциализацией своих разработок, а малые предприятия, созданные на базе разработок томских академических институтов, получили несколько дипломов. Второй ЦТТ – Томский региональный центр трансферта технологий открыт также в 2005 году на базе ОАО «Технопарк». Третий – АНО «Томский центр трансферта технологий» - был создан как частное предприятие-некоммерческая организация. [23]

Следует отметить, что можно создать и один региональный центр трансферта технологий, но если его не будут подпитывать своими разработками университеты, институты Академии наук, то он, имея только те разработки, которые сам сумеет найти, очень скоро себя исчерпает – не будет материала для работы. Поэтому без создания сети офисов коммерциализации, предназначенных для работы с первичным материалом, не будет подпитки центров трансферта технологий, инновационно-технологических центров и технопарков. В связи с этим данные офисы были созданы, итоги их работы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Итоги работы офисов коммерциализации в 2002-2005 годах. [8]

Показатель

2002

2003

2004

2005

Итого

Количество сотрудников

-

-

29

41

70

Количество разработок поступивших в ОКР

47

126

233

388

794

Количество разработок принятых ОКР к работе

17

57

60

62

196

Заключено лицензионных соглашений

3

4

8

12

27

Создано малых предприятий

1

-

12

10

23

Объем финансирования ОКР, всего, тыс. руб., в том числе

914,4

3873

7157,9

8777,8

20169,11

Из средств федерального бюджета

-

350

2250

2282,5

4882,5

Из средств областного бюджета

200

500

900

860

2460

Из собственных средств

817,7

2032,6

2366,4

1986

7256,7

Из отчислений по лицензионным соглашениям

62,7

159,4

318,17

689,5

1292,77

Из других поступлений, связанных с коммерциализацией разработок, хоздоговорами и платными услугами

90,9

903,8

1646,3

2408,7

5049,7

Информация о работе Особенности инфраструктуры инновационной системы России