Особенности инфраструктуры инновационной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование инновационной инфраструктуры России и Томской области как части национальной инновационной системы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, которые заключаются в рассмотрении:
1) Понятия инновационной деятельности.
2) Национальной инновационной системы и её элементов.
3) Инфраструктуры инновационной деятельности России.
4) Инновационной инфраструктуры Томской области.

Содержание работы

Введение
1. Роль инноваций в экономике
1.1. Понятие инновационной деятельности
1.2. Национальная инновационная система и её элементы
2. Особенности инновационной деятельности России
2.1. Инфраструктура инновационной деятельности России
2.2. Инновационная инфраструктура Томской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные субъекты инновационной деятельности – это физические лица, осуществляющие индивидуальную инновационную деятельность ( научные исследования, опытно-конструкторские разработки, изобретения) и реализующие на рынке её результаты или инвестирующие в эту сферу временно свободные средства. [7]

Опыт экономически развитых стран  свидетельствует о том, что эффективное  функционирование высоко конкурентных национальных инновационных систем возможно только на основе государственного регулирования и поддержки, основным направлением которой является формирование инфраструктуры национальной инновационной системы для поддержки развития различных форм инновационно-технологического предпринимательства, в том числе малых инновационных предприятий.

Основными элементами инновационной инфраструктуры являются:

  1. Технологическая инфраструктура (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы).
  2. Консалтинговая инфраструктура (центры трансферта технологий)
  3. Инфраструктура подготовки кадров (система высшего профессионального образования и переподготовки кадров)
  4. Информационная инфраструктура
  5. Финансовая инфраструктура
  6. Сбытовая инфраструктура

Каждый из этих элементов играет важную роль в формировании как инновационной  инфраструктуры, так и национальной инновационной системы. Развитие именно всех элементов инновационной инфраструктуры позволяет создать комплексную систему, отвечающую современным условиям и реалиям. [20]

 

2. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

2.1. Инфраструктура инновационной деятельности России

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития, а также необходимые для этого меры.

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы.

Одной из проблем  существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация предприятий, то есть, предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и предприятия вынуждены держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства предприятий, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества самих предприятий. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, фактически они приносят их владельцам доход от сдачи в аренду площадей. Предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания предприятия в составе ТП. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части предприятий через оговоренный срок.

Следующий вопрос, который должна решать технологическая  инфраструктура - обеспечение доступа предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Эту задачу призваны были решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК). ИПК создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов малых предприятий. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда малые предприятия по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная.

Как мы видим, существует немало определений технопарковых  структур, что во многом обусловлено особенностями научно-технической политики страны, региона, выбранной специализации. Для всех концепций технопарков общим является наличие инкубатора (инновационного, технологического, бизнес-инкубатора), играющего ключевую роль в стимулировании процесса учредительства и развития новых фирм. Главная задача инкубатора – создание условий для эффективной поддержки предприятий на начальной стадии их становления и реализации их предпринимательского потенциала.

Для полноты рассмотрения следует упомянуть также о  технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры. В последнее время ведется широкое обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы. [6, 17]

Очевидно, что  обеспечение всех малых предприятий  современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве в силу этой причины оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

Перечислим дополнительные положительные эффекты, которые дает организация региональных центров коллективного пользования: появление дополнительных объемов производства; рост налоговых поступлений от увеличения объемов производства; повышение конкурентоспособности - увеличение объемов продаж промышленной продукции и повышение экспортного потенциала российских производственных предприятий за счет использования передовых производственных технологий; создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров; сохранение производственного потенциала российских предприятий.

Видно, что организация  центров коллективного пользования  позволяет обеспечить многим региональным промышленным предприятиям доступ к  современным технологиям и дает много положительных эффектов, способствующих переводу промышленности на инновационный путь развития. [31]

Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Создание инновационных предприятий непрофессиональными менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах, хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

Основной задачей  ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

Основные проблемы, которые начали проявляться с  началом развития сети ЦТТ - в отсутствии квалифицированных кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление о существующих возможностях. Если параллельно с созданием ЦТТ не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

Для успешного  решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу, необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных администраций. Создаваемые центры целесообразно связать в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций. По оценкам количество центров консалтинга должно составлять 1 центр консалтинга на 500 - 1000 промышленных предприятий. [29]

Если более  подробно рассмотреть ситуацию с подготовкой кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, в последнее время является старение кадров.

При развитии системы  подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров.

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт.

В этой связи еще раз следует  отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы. [3, 4]

Следующий блок инфраструктуры поддержки  инновационной деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так техническая информация сейчас доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития, и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного  обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

В 2005-2006 гг. в рамках Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 - 2006 годы предполагалось создание сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Также предусматривалась постановка работ по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия были направлены на доведение информации до заинтересованных потребителей. Эта работа проводилась, в том числе на выставочных мероприятиях, поддерживаемых Минобрнауки России и Роснаукой. В рамках ФЦНТП также поддержаны работы по исследованию рынков и разработке бизнес-планов организации производств перспективной наукоемкой продукции. [1, 31]

В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и слишком короткими для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5-10% от необходимых объемов.

Венчурное инвестирование до сих пор  остается редкостью и значимых успехов  на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. На западе эта функция все чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить ее своими силами - именно это становится основой венчурных подходов. У нас на большинстве предприятий имеется значительное количество собственных разработчиков, и в первую очередь предприятия стремятся загружать их. Те немногие наши венчурные проекты, которые заканчиваются продажей созданных предприятий, показывают, что покупатели - это, как правило, зарубежные фирмы или инвесторы.

Информация о работе Особенности инфраструктуры инновационной системы России