Лекции по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, курс лекций

Описание работы

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента
Тема 1. 2. Инновационный процесс
Тема 2.1. Стратегическое управление инновациями
Тема 2.2. Организационные формы инновационной деятельности
Тема 2.3. Инвестиции в инновационном процессе
Тема 2.4. Управление персоналом в инновационной организации
Тема 3.2. Правовое и информационное обеспечение инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс как объект менеджмента.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Раздел 1. Инновационный  процесс как объект менеджмента

  • Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов  и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Можно выделить следующие  наиболее характерные черты инновационного менеджмента:

  • Инновационные процессы имеют вероятностный характер и по своей сути слабо детерминированы;
  • Инновационные процессы носят творческий характер и требуют применение методов креативного менеджмента;
  • Центральным субъектом инновационных систем является инноватор;
  • Личность новатора или инновационного менеджера как субъектов ИМ должна рассматриваться как сложная социальная система, требующая применения новейших социально-психологических, эвристических, дидактических методов воздействия;
  • Для повышения результативности инновационной деятельности необходимо использовать гибкие, адаптивные, морально-этические и индивидуальные подходы.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной  из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и  осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

С целью сохранения конкурентоспособности  и стабильного получения прибыли  предприятие должно отслеживать  и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие1.

Последнее приобрело  особое значение на современном этапе  НТП, берущем начало во второй половине 70-х годов, и обусловлено:

  • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;
  • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;
  • необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;
  • повышением технического уровня производства;
  • необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
  • спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);
  • увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
  • быстрым моральным старением техники и технологии;
  • объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.

Приоритет в области  решения вышеозначенных проблем  принадлежит инновационному менеджменту.

Под инновационной деятельностью  в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических  нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с  получением, воспроизводством новых  научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Инновационная среда - сочетание  внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.

Основные элементы инновационной  среды:

  • собственно инновации;
  • товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
  • инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
  • соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое внимание уделяется  внутренней инновационной среде  организации, в формировании которой  все возрастающую роль, наряду с  общепризнанным инструментом обеспечения  конкурентоспособности, приобретает  умение организовывать весь процесс  получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

 

 

Основные подходы к  инновационной деятельности:

1. Системный подход  – философия управления, метод  выживания в условиях переходной  экономики. Системный подход –  методология исследования объектов как систем.

2. Воспроизводственно-эволюционный  подход как элемент бенчмаркинга  ориентирован на постоянное возобновление  производства объекта для удовлетворения  потребностей конкретного рынка  с меньшим по сравнению с  лучшим аналогичным объектом  на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

3. Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для удовлетворения  потребности. 

4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.

5. Сущность нормативного  подхода заключается в установлении  нормативов управления по всем  подсистемам системы менеджмента. 

Основные приемы в инновационном менеджменте:

1. Маркетинговый прием  управления. Маркетинг инноваций  – процесс, включающий в себя  планирование производства инноваций,  исследование рынка, налаживание  коммуникаций, установление цен,  организацию продвижения инноваций  и развертывание служб сервиса.

2. Бенчмаркинг (англ. bench–  место, marking - отметить) представляет  собой способ изучения деятельности  хозяйствующих субъектов, прежде  всего своих конкурентов, с  целью использования их положительного  опыта в своей работе.

3. Инжиниринг инноваций. Инжиниринг – означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации. 

4. Реинжиниринг инноваций.  Реинжиниринг как прием инновационного  менеджмента затрагивает инновационный  процесс, направленный как на  производство новых продуктов  и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию. Реинжиниринг инноваций представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций.

5. Брэнд-стратегия инновации  в широком понимании означает  комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. В более упрощенном виде брэнд-стратегия фигурирует в отечественной экономической литературе как брэндинг, под которым авторы понимают только рыночный инструмент продвижения товаров.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Классификация инноваций:

  1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С точки зрения влияния  на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации и в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Социальные инновации  включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация  и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

2. По инновационному  потенциалу выделяют радикальные  (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие  различные сочетания) инновации.

  1. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;ретровведения.
  2. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.
  3. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.
  4. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).
  5. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Функции инноваций выражает внешнее проявление ее свойств в  данной системе отношений. Выделяют следующие три функции инноваций:

1. Воспроизводственная,  содержанием которой является  получение прибыли от инновации  и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

2. Инвестиционную, содержанием  которой является использование  прибыли от инноваций для инвестирования.

3. Стимулирующая, содержанием  которой является побуждение  предпринимателя к изучению спроса, применение более совершенных приемов управления, т.е. к внедрению новых инноваций.

  • Тема 1. 2. Инновационный процесс 

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется  от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

По мере превращения  инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в  основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  инновации, а также между производителями  и потребителями.

В общем виде ИП можно  представить в развернутом виде так:

 

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - Мар – Сб – Э – Мод - У,

где

ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ –  прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Мар – маркетинг; Сб – сбыт, Э – эксплуатация, Мод – модернизация, У – утилизация.

Анализ этой формулы  требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое  исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной  деятельностью, связанной с ФИ.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает  от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

Информация о работе Лекции по "Инновациям"