Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики

Содержание работы

Введение 3
1. Нововведения как объект инновационного менеджмента 6
1.1 Определения инновации и инновационного процесса 6
1.2 Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента 11
2. Рынок инноваций 14
2.1 Структура рынка инноваций 14
2.2 Объекты и субъекты рынка инноваций 19
2.3 Научно-техническая и инновационная деятельность 23
3. Инвестиции в инновации 28
3.1 Рынок финансовых ресурсов 28
3.2 Коммерческое финансирование инноваций 29
3.3 Бюджетное финансирование инноваций 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая инновационный менеджмент.docx

— 716.58 Кб (Скачать файл)

Калининградский филиал

 Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального учреждения "Московский  государственный университет экономики,  статистики и информатики (МЭСИ)"

_________________________________________________________________ 

 

 

 

 

 

 

 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: "Инновационный менеджмент" 
на тему: "Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты" 

 

 

 

 

 

 

 

 
Студент:.

Группа: Научный руководитель: 

Дата сдачи ____________

Дата защиты___________ 
Оценка________________ 
Подпись  
руководителя___________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Содержание                                                                                                           2

Введение             3

  1. Нововведения как объект инновационного менеджмента                   6
    1. Определения инновации и инновационного процесса                  6
    2. Виды инноваций и организационные структуры                         инновационного менеджмента                                                                       11
  2. Рынок инноваций                                                                                      14
    1. Структура рынка инноваций                                                         14                   
    2. Объекты и субъекты рынка инноваций                                        19
    3. Научно-техническая и инновационная деятельность                 23
  3. Инвестиции в инновации                                                                          28

3.1    Рынок финансовых ресурсов          28

3.2    Коммерческое финансирование  инноваций                               29

3.3    Бюджетное финансирование  инноваций       36 

Заключение                 41 

Список  используемой литературы                  43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные тенденции мирового развития связаны  с переходом общества к более  высокой – постиндустриальной –  стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития –  информационное общество, основу жизнедеятельности  которого составляют процессы производства, распространения и использования  информации.

В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики. Создание, распространение  и внедрение новых продуктов, услуг, технологических процессов  выступают как составная часть  промышленной деятельности и реализуются  посредством различных форм передачи (приобретения) технологий – овеществленных (в виде машин и оборудования) и невещественных (патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.).

В то же время, инновационная активность предприятий  сдерживается многочисленными причинами  объективного и субъективного характера: недостаточным финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации).

На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Инновационный менеджмент изучает весь жизненный  цикл инноваций, от идеи до воплощения, от науки до реализации. И весь этот цикл называется инновационным процессом. Он представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или  внутренней структуры выделяют инновации  технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как  масштаб инноваций (глобальные и  локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные, трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Инновация может быть представлена в виде изобретения, то есть выступает  на рынке товаров в вещественной форме, в виде новых изделий. На рынке инноваций выступает в невещественной форме, в виде объекта интеллектуальной собственности.

О рынке инноваций и его структуре  я расскажу в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нововведения как объект инновационного менеджмента

 

    1. Определения инновации и инновационного процесса

В мировой  экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению  новшества приобретает новое  качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые  изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций – рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация  – конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной  деятельности.

Анализ различных  определений приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главной  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование  новой техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  - продажа).

2. Внедрение  продукции с новыми свойствами.

3. Использование  нового сырья.

4. Изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения.

5. Появление  новых рынков сбыта.

Эти положения  И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как  процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Инновации свойственны  как динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Научно-технические  инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три  логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения  инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия  инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Информация о работе Инновационный рынок. Его структура, объекты и субъекты