Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент, который мы будем рассматривать в данной работе пришел на смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента. Ряд ученых рассматривают его, как «самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

Файлы: 1 файл

12.docx

— 20.82 Кб (Скачать файл)

1. Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент - «это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и  интеллектуальным потенциалом персонала  фирмы, с целью совершенствования  производимого или освоения нового продукта (услуги), а так же способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение общества в конкурентоспособных  товарах и услугах».

На русский язык слово  «инновация» переводится, как новшество, новизна, нововведение. Этот термин прошел определенный эволюционный путь: от «внедрений элементов одной культуры в другую»  в XIX в., до «технического усовершенствования»  в XX в. В настоящее время существует множество определений понятия  «инновация», которые трактуют термин, как в широком, так и в узком  смысле.

В менеджменте можно дать такое определение: Инновация - «конечный  результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной  деятельности, нового подхода к социальным проблемам». В данном определении  понятие инновация толкуется  как новый технологический процесс, новый продукт, новая система  и структура управления организацией, новая информация, новая культура и т.д. система инновация менеджмент гостиница

В более широком экономическом  смысле: Инновация - «завершенный акт  качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью  и краткосрочностью для данного  звена общественного производства, а с другой - долгосрочным эффектом, достигаемым суммой инновационных  актов, объединенных в непрерывный  инновационный процесс».

В начало инновации положен  какой-либо замысел, идея или изобретение. До конечного результата проходит длительный путь, состоящий из множества действий и этапов. Весь этот путь создания, освоения, распространения и использования инновации носит название - Инновационный процесс.

Инновационная деятельность - «это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и  оборудования. Результатом инновационной  деятельности являются новые или  дополнительные товары (услуги) или  товары (услуги) с новыми качествами».

Инновационный менеджмент, который мы будем рассматривать  в данной работе пришел на смену  концепциям и принципам традиционного  классического менеджмента. Ряд  ученых рассматривают его, как «самостоятельную область экономической науки  и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Но более  точно, на мой взгляд, выражает суть инновационного менеджмента П.Н.Завлин, определяя его «как науку и  искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс  принятия управленческих решений в  инновациях и как аппарат управления инновациями».

Функции инновационного менеджмента

В научных трудах функции  инновационного менеджмента систематизируются  по различным принципам, но общим  во всех подходах является выделение  двух основных групп инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. В табл.1 представлены основные и  обеспечивающие функции для двух видов инновационного менеджмента.

       

В отличие от основных функций, в которых отражена суть главных  этапов процесса управления инновационной  деятельностью (планирование, анализ, контроль), под обеспечивающими функциями  понимают сами управленческие процессы и механизмы, помогающие эффективно выполнять основные функции управления. В обеспечивающих функциях выделяют процессуальные (принимаемые решения  и коммуникации) и социально-психологические (делегирование полномочий и мотивация труда). Для того чтобы реализация функций была эффективной, необходимо формировать цели инновационной деятельность согласно определенным принципам:

- инновации должны носить  конкретный характер, четкую ориентацию, определять внутренние и внешние  ориентиры организации, при этом  инновации могут различаться  по содержанию (научные, экономические,  политические и т.д.) и по поставленным  задачам (производственные, маркетинговые  финансовые и т.д.);

- после определения желаемых  результатов инноваций необходимо  установить конкретные сроки  их достижения, для определения  путей и сроков достижения  и обеспечения непрерывности;

- достижение инновационных  целей должно происходить даже  при наличии неблагоприятных  факторов: неопределенностей, сложностей  и рисков, иметь четкую мотивацию  и мобилизацию, при этом риски  должны быть оценены и программы  для их снижения разработаны;

- инновационные цели развития  предприятия не должны взаимоисключать  и противоречить друг другу,  необходимо их дифференцировать, систематизировать и установить  субординацию;

Являясь первой ступенью и, одновременно, значительной составной  частью любых плановых расчетов в  инновационной деятельности, процесс  определения целей занимает важнейшее  место в инновационном менеджменте.

1.4 Инновационный менеджмент  в туризме

В последние годы в индустрии  туризма инновации уже не рассматриваются  как просто желательные. «Своевременное реагирование туристских компаний на новые технологические изменения  в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность  к сознанию новых методов работы и совершенствованию результатов  деятельности была признана необходимым  условием выживания компаний».

Туристический бизнес сегодня  по праву называют глобальным (транспортные корпорации, системы отелей и т.д.). Благодаря своей специфике, туризм оказался в числе первых отраслей экономики, которые начали получать значительные прибыли после внедрения  современных компьютерных технологий. Но к внедрению изменений надо прийти

 

 Внедрение инновационного менеджмента на примере гостиницы

2.1 Характеристика гостиницы

Для того чтобы более  подробно ознакомиться с примерами  применения инновационного менеджмента  в туристической сфере на современном  этапе, рассмотрим практическую деятельность гостиницы в г. Москва.

Для анализа возьмем  сеть мини-отелей «Соната». Отели «меньшего  формата» не так давно появились  на рынке туристических услуг, и  интересно посмотреть, как внедряются инновации не в гостиничных корпорациях, а в сравнительно молодых, недорогих  мини-отелях. Тем более что этот сектор успешно развивается, а значит, присутствует конкуренция.

Сеть «Соната» состоит  из трех мини-отелей, расположенных  в центральной части Москвы. Первый отель открылся в декабре 2003г., второй - в июне 2004г., третий - в мае 2006г. В  отелях соответственно 7, 8 и 11 номеров  категорий «люкс», «полулюкс» и «стандарт». Во всех зданиях сохранена историческая отделка помещений. Светлые номера по 20-25метров, высокие потолки со старинной лепниной, паркет, комфортабельные  ванные комнаты, спутниковое телевидение, телефон, Интернет. Отели оборудованы  системами автономного теплоснабжения, кондиционирования и вентиляции, пожаротушения, в холлах, в целях  безопасности гостей ведется видеонаблюдение.

Стоимость проживания в  отеле составляет от 3200 руб. до 7000 руб., в зависимости от номера. В стоимость  включен континентальный завтрак. Дополнительные услуги - бесплатная регистрация  иностранных граждан, транспортные, заказ экскурсий, билетов в музеи, театры, концертные залы, услуги гида, заказ столиков в ресторанах, прачечная.

Таким образом, мы имеем  среднестатистический отель, со стандартным  набором услуг, и средней ценовой  политикой.

2.2 Необходимость внедрения  инновационного менеджмента

Высокая конкуренция на этом сегменте рынка, возрастающие потребности  клиентов, и стремление организации  совершенствоваться и развиваться, все это заставило руководство  сети мини-отелей задуматься о внедрении  системы инновационного менеджмента  в деятельность организации. Не маловажную роль в принятии такого решения сыграл тот факт, что средний возраст  сотрудников организации составляет 34 года, т.е. коллектив достаточно молод  для более спокойного принятия кардинальных перемен.

Еще до открытия третьего отеля, в феврале 2006г., начались работы по подготовке реформирования деятельности организации: проведен анализ эффективности  собственной деятельности, маркетинговые  исследования деятельности конкурентов, определены необходимые изменения  в услугах, структуре и культуре предприятия.

В результате проведенной  аналитической работы, значительных творческих усилий у сети мини-отелей «Соната» появилась сначала «Концепция развития сети мини-отелей «Соната» на период до 2010г.» (май 2006г.), а затем  и «План корпоративного развития сети мини-отелей «Соната» на период до 2010г.».

Итоговый документ включал  в себя цели и задачи, планируемые  результаты, конкретные временные рамки, комплекс мероприятий, необходимых  для реализации поставленных целей  и задач, оценку рисков, экономические  показатели.

В следующем параграфе, считаю целесообразным, рассмотреть  ряд инноваций из тех, которые  уже удалось успешно внедрить, и некоторые инновации, которые  находятся в стадии внедрения.

2.3 Инновационные процессы  и их результаты

1. Для реализации столь  серьезного плана требуются грамотные  сотрудники. Два представителя сети  мини-отелей «Соната» получили  дополнительное образование в области программ МБА (имиджелогия, инновационная экономика), восемь сотрудников окончили курсы повышения квалификации, тренинги персонала проводятся 1 раз в два месяца. Изменилась организационная структура предприятия.

2. Значительно расширен  проект «Партнерские программы». К существовавшим ранее партнерам  сети мини-отелей «Соната» не  только добавились новые, но  и значительно расширился ассортимент  предоставляемых услуг. Суть проекта  сводится к следующему: согласно  соглашениям о партнерстве, компании  предоставляют клиентам отеля  свои услуги со скидкой от 10до 20%. К ресторанам, барам, транспортным  компаниям и музеям присоединилась  сеть фитнесс-клубов, предоставляющая  свои услуги круглосуточно. В  одном из мини-отелей с сентября 2007г. постояльцам предлагается  в рамках программы воспользоваться  новой услугой «Электронное меню»  (e-Menu), и, не выходя из номера  забронировать столик и заказать  в соседнем ресторане ужин. А  так же заказать этот ужин  в номер. Услуга пользуется  популярностью у гостей столицы.  Запланировано внедрение таких  систем еще в одном отеле.

3. Совместно с художественной  студией в холле одного отеля  постоянно действует выставка-продажа  миниатюрных акварелей «Неизвестная  Москва». Доступные по цене, профессиональные  работы пользуются неизменным  спросом, как высокохудожественные  сувениры из столицы.

4. Руководство сети  отелей отказалось от традиционного  автоответчика, выполнявшего функцию  будильника. Теперь, по желанию клиента,  утром его разбудит не металлический  голос, а любой на выбор голос,  принадлежащий известному, публичному  человеку. Без налета пошлости  и вульгарности с раннего утра  для клиентов создается хорошее  настроение.

5. После проведения  маркетинговых исследований, руководство  сети мини-отелей получило неожиданный  результат: большинство отелей  меньшего формата не имеет  собственных Интернет-сайтов, только  электронные адреса для бронирования  номеров. В завершающей стадии  разработки находится официальный сайт сети мини-отелей «Соната». Возможности сайта значительно увеличат целевую аудиторию, на которую направлена реклама, предоставят перечень услуг, которые можно заказать заранее (ресторан, экскурсии, билеты в театр и т.д.).

Результатом внедрения  инноваций стало увеличение количества клиентов сети мини-отелей (возросла доля постоянных клиентов), что привело  к увеличению прибыли за 2007г. примерно на 12%. И предприятие не собирается останавливаться на достигнутом  результате.

Таким образом, на конкретном примере, мы убедились, что инновационный  менеджмент в туризме выполняет  поставленные перед ним задачи: реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, повышения конкурентоспособности  и упрочения ее позиции на рынке, повышение качества удовлетворения потребностей покупателя


Информация о работе Инновационный менеджмент