Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Для современной экономики России характерен неустойчивый экономический рост. Это состояние обусловлено недостаточным вниманием к процессу обновления производства, где инновационная составляющая, в силу ряда факторов, оказывается невысокой. Это неблагоприятно сказывается на всем воспроизводственном цикле.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
1.Сущность инновационной деятельности…………………………………..
2.Инновационный риск. Методы управления и оценки коммерческих рисков…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 68.15 Кб (Скачать файл)

                                         

                                                 Содержание.

Введение ………………………………………………………………………

  3

1.Сущность инновационной деятельности…………………………………..

  4

2.Инновационный риск. Методы управления и оценки коммерческих рисков…………………………………………………………………………..

 

11

Заключение……………………………………………………………………..

20

Список использованной литературы…………………………………………

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                           Введение.

 

Для современной экономики  России характерен неустойчивый экономический  рост. Это состояние обусловлено  недостаточным вниманием к процессу обновления производства, где инновационная  составляющая, в силу ряда факторов, оказывается невысокой. Это неблагоприятно сказывается на всем воспроизводственном  цикле.

 Нарастающий кризис  инновационной деятельности и  критическое положение в инвестиционной  сфере лишний раз заставляет  обращаться к проблеме инновационной  активности как к важнейшему  источнику нового качества экономического  роста.

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

Риск является непременным  элементом реализации любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который  обусловлен наличием ряда факторов, воздействие  которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Процессы, происходящие в  настоящее время в России, изменившиеся условия деятельности потребовали  переориентации принципов работы предприятий  на анализ и оценку многообразных  внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность их деятельности.

  1.Сущность  инновационной деятельности.      

 

Одной из приоритетных целей  большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни  населения.

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в  новом или усовершенствованном  продукте, продаваемом на рынке, в  новом или усовершенствованном  технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также  связанные с этим дополнительные исследования и разработки1.

Развитие инновационной  деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями  к новым условиям хозяйствования.

Инновационная политика предприятий  должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых  видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных  товаров.

В связи с инновациями  различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.

Классическая модель –  это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное.

Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия  для увеличения прибыли, повышения  рентабельности.

Успех предпринимательства  по этой модели часто увязывают с  субсидированием, протекционизмом  со стороны федерального правительства  и региональных органов власти.

Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких  путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или  новшества, доведенные до стадии конечного  использования.

По степени новизны  выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют  крупные изобретения и являются основой для формирования новых  поколений и направлений развития техники.

Улучшающие инновации  связаны с внедрением мелких и  средних изобретений и преобладают  на стадиях распространения и  стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По причинам возникновения  инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации  направлены на выживание фирмы, они  появляются как реакция на радикальные  инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации  носят упреждающий характер и  направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской  деятельности и увеличить массу  прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции.

В процессе использования  устаревших технологии и техники  издержки формируются на уровне выше средних и предпринимательство  может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка  сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого предприятия  возникает необходимость создавать  конкурентные преимущества, а это  возможно осуществить за счет использования  такого инструмента, каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности.

Обновление продукции, своевременное  появление ее на рынке увеличивает  вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической  рентой.

Таким образом, используя  инновации, предприятие снижает  издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает  массу прибыли, способствует повышению  эффективности предпринимательства  и развитию национальной экономики.

На развитие инновационных  процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной  деятельности, другие – препятствуют.

В группе экономических и  технологических факторов положительное  влияние на инновационную деятельность предприятия оказывает наличие  необходимых финансовых ресурсов, материально-технических  средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической  инфраструктуры; препятствуют инновационной деятельности – отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т. д. Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.

Предприятие-инноватор  разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.

Финансирование инноваций  осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т. е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные  или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.

Инновационный менеджмент –  сравнительно новое понятие для  научной общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия становится восприимчива к новшествам.

 На смену одним формам  и методам управления экономикой  приходят другие. В этих условиях  инновационной деятельностью буквально  вынуждены заниматься все организации,  все субъекты хозяйствования  от государственного уровня управления  до вновь созданного общества  с ограниченной ответственностью  в сфере малого бизнеса.

 В специальной литературе  и официальных документах чаще  всего использовались понятия  управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и  техники в производство и т.п., что характерно для централизованно  управляемой экономики. 

В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют  полную юридическую и экономическую  самостоятельность, ни о каком внедрении  чего-либо не может быть и речи. Для  них «новшество» – веление  времени и необходимость производства. Этим принципиальным отличием объясняется  различие в содержании отдельных  понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие  «нововведение» является русским вариантом  английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова – «введение новшеств».

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый  метод, изобретение, новое явление.

Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового»  означает процесс использования  новшества. Таким образом, с момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество –  становится нововведением (инновацией).

 Процесс введения новшества  на рынок принято называть  процессом коммерциализации.

 Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию)  называется инновационным лагом.  В повседневной практике, как  правило, отождествляют понятия  «новшество», «новация», «нововведение», «инновация», что вполне объяснимо.

 Любые изобретения,  новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают  общественное признание, когда  будут приняты к распространению  (коммерциализации), и уже в новом  качестве они выступают как  нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход  от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведении (инновации) также требует затрат различных  ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Таким образом, в условиях рынка как системы  экономических отношений купли-продажи  товаров, в рамках которой формируется  спрос, предложение и цена, основными  компонентами инновационной деятельности выступают новшества, (новации), инвестиции рынка капитала (инвестиции), нововведения (инновации) рынка чистой конкуренции.

 Эти три основных  компонента и образуют сферу  инновационной деятельности (рис.1).                 

                  

Рис. 1. Схема инновационной  деятельности2

Под инновациями в широком  смысле понимается прибыльное использование  новшества в виде новых технологий, видов продукции и услуг; организационно-технических, социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации.

 С учетом последовательности  проведения работ жизненный цикл  инновации рассматривается как  инновационный процесс. 

Современное развитие науки  и техники позволяет достичь  всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения  удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал  во всех его видах (ссудный, акционерный  венчурный, уставный и др.). В инновационной  сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3 – 5 лет и более. Как  нами отмечалось раньше экономическая  политика в России в инвестиционной деятельности в переходный период ориентирована  на государственные источники финансирования.

 В перспективе целесообразно  государственную промышленную политику  России строить исходя из закрепления  в законодательном порядке следующих  основных норм инвестиционной  политики: на безвозвратной основе  из государственного бюджета  могут финансироваться только  фундаментальные научные исследования, а также объекты государственного  значения некоммерческого характера  и объекты, связанные с поддержанием  национальной безопасности; все  остальные виды централизованных  инвестиций могут осуществляться  только на возвратной и конкурсной  основах; преимущественной формой  предоставления государственных  ресурсов на возвратной основе  является инвестирование путем  покупки ценных бумаг или выдачи  государственных гарантий по  эмитируемым ценным бумагам.

Информация о работе Инновационный менеджмент