Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Инновации – неотъемлемая часть деятельности фирмы, залог ее успеха. Но мало выпустить новый продукт, его необходимо постоянно обновлять.
Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. Необходимо постоянно совершенствоваться. Инновационный процесс должен протекать, не останавливаясь, ускоряясь, так как срок жизни инновации сократился. То, что было новинкой и имело успех сегодня, уже завтра уйдет с рынка.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Введение

Инновации – неотъемлемая часть деятельности фирмы, залог ее успеха. Но мало выпустить новый продукт, его необходимо постоянно обновлять.

Все современные компании конкурируют  на основе знаний, но знания недолговечны. Необходимо постоянно совершенствоваться. Инновационный процесс должен протекать, не останавливаясь, ускоряясь, так как  срок жизни инновации сократился. То, что было новинкой и имело  успех сегодня, уже завтра уйдет  с рынка.

На сегодняшний день понятие  «инновационный проект» употребляется  в нескольких аспектах:

дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

система организационно-правовых и  расчетно-финансовых документов, необходимых  для осуществления каких-либо действий;

процесс осуществления инновационной  деятельности. 
Все эти аспекты подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.

В данной работе подробно рассказывается об основных этапах создания и реализации инновационных проектов, приведена  классификация инновационных проектов, а также говориться об особенностях инновационных проектов.

 

  1. Инновационный проект: понятие, основные этапы создания и реализации

Инновационный проект  — деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы  привлечения инвестиций, сведения о  сроках исполнения, исполнителях и  учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Каждый проект проходит процесс, который может быть представлен в виде цикла из следующих фаз: прединвестиционной и инвестиционной. 
Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи.

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • формирование инновационного замысла (идеи);
  • исследование инновационных возможностей;
  • подготовка контрактной документации;
  • подготовка проектной документации;
  • строительно-монтажные работы;
  • эксплуатация объекта;
  • мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационной идеи понимается задуманный план действий. На этом этапе требуется определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг; комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования имеют в виду производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций: денежные средства и их эквиваленты, земля, здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью, имущественные права, обычно оцениваемые денежным эквивалентом.

Основным источников инвестиций являются:

собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства; ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов; иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций; различные формы заемных средств.

Исследование инновационных возможностей подразумевает: предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта; оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги); подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников; оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности; подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта; подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инновационных  возможностей – подготовка предложения  для потенциального инвестора. Если нужды в инвесторах нет, и все работы производятся за свой счет, то принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта. 
Этап ТЭО проекта предусматривает: проведение полномасштабного маркетингового исследования; подготовку программы выпуска продукции; разработку технических решений, в том числе генерального плана; инженерное обеспечение; мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне; описание организации строительства; данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве; описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих; формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения. Также этот этап учитывает оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование сроков осуществления проекта, оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций) и формирование условий прекращения реализации проекта.

 

  1. Классификация инновационных проектов

Из-за разнообразия видов инновационной деятельности инновационные проекты можно классифицировать следующим образом:

  • по значимости воздействия на экономику: базовые проекты, призванные коммерциализировать научные открытия и изобретения, лежащие в основе новых поколений техники (технологии); улучшающие проекты, обеспечивающие диффузию базовых инноваций;
  • причинам возникновения: стратегические опережающие проекты, имеющие перспективный характер, служащие для обеспечения конкурентоспособности товара или услуги предприятия; реактивные проекты, возникающие как реакция на действия конкурентов, направленные на повышение конкурентоспособности товара или услуги;
  • масштабу решаемых задач: монопроекты – реализуются одним предприятием или его подразделением, направлены на создание продукта, технологии; мультипроекты - направлены на решение крупной технологической проблемы, поэтому объединяют несколько монопроектов; мегапроекты - многоцелевые комплексные программы;
  • продолжительности исполнения: долгосрочные проекты; среднесрочные; краткосрочные проекты;
  • уровню, на котором принимается решение о разработке и осуществлении инновационного проекта: международные; национальные; региональные; отраслевые и проекты отдельного предприятия;
  • виду инноваций, определивших цель разработки инновационного проекта: технологические, маркетинговые, организационные, экономические, управленческие, экологические, информационные проекты.

 

  1. Отличительные особенности инновационного проекта

Инновационные проекты - разновидность инвестиционных.

В соответствии с этим отличительными чертами инновационных проектов являются особенности, свойственные всем проектам инвестиционного характера  и дополнительно определяемые их инновационной направленностью. Отсюда и особенности инновационных проектов:

  • организационные особенности - четкая постановка цели, определение критериев эффективного ее достижения; возможность вариантов модификации на всех стадиях жизненного цикла; непрерывное улучшение инновационного проекта на всех этапах его осуществления;
  • финансово-экономические особенности - нетрадиционность источников финансирования (венчурные фонды, внебюджетные фонды, бизнес-ангелы) вследствие более высокой рентабельности на внедренческих этапах жизненного цикла при повышенном риске;
  • риск и неопределенность реализации инновационного проекта - высокая степень неопределенности на всех стадиях инновационного цикла - от первичной стадии проработки идеи до реализации инновации; технические и коммерческие факторы в нем корреляционно слабо увязаны, а поиск путей их снижения или предупреждения носит эмпирический опытный характер;
  • особенности оценки эффективности - кроме чисто финансовой эффективности для инновационных проектов важен учет принципиальной новизны, определяющей его жизненный цикл, патентной чистоты, лицензионной защиты, соответствия инноваций приоритетным направлениям развития, установленным на государственном уровне, конкурентоспособности внедряемого новшества.

Рассчитывая эффективность, надо учитывать техническую осуществимость, социальную целесообразность, производственные и ресурсные возможности;

  • информационные особенности, связанные с неадекватностью и неточностью информации о востребованности новшества на рынке, особенно на начальных этапах его жизненного цикла.

Итак, инновационный проект  — проект, содержащий обоснование конечной инновационной деятельности.

Его целью является создание новых или изменение имеющихся различных систем и достижение при снижении затрат ресурсов улучшения качества продукции и т. д. Они делятся на несколько видов.

Инновационные проекты - разновидность инвестиционных. Их отличительные черты - особенности, характерные всем проектам инвестиционного характера и дополнительно определяемые их инновационной направленностью.

 

Инновационный проект - деятельность, предполагающая осуществление комплекса  каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

Как известно, с течением времени, все технологии, что применялись ранее, заменяются на инновационные технологии. Они имеют либо совершенно новый характер, либо усовершенствованный по отношению к применяемым технологиям ранее.

Собственно, в этом и суть инновационного проекта.

Инновации сегодня присутствуют в любой сфере жизни человека. Это и научная сфера (изобретение каких-либо устройств и лекарств), и сфера управления, обучения и оценки (персонала).

Вероятность доведения инновационной  идеи до ее промышленного освоения низкая, что связано с неопределенностью  и риском получения технически реализуемого результата, отвечающего требованиям  экономической целесообразности. Поэтому  очень важно в целях эффективного распределения финансов и экономии времени проводить экономико-технологические  оценки реализуемости инновационных  проектов с целью их отбора на ранних этапах продвижения.

Существуют устойчивые характеристики финансовых потоков как положительных (доходов), так и отрицательных (расходы) в рамках полного жизненного цикла проекта, а также соотношения между ними, определяющие потенциальную экономическую эффективность всего проекта и его отдельных этапов. Это позволяет, например, определить экономически эффективные отрезки и цену входа-выхода для участника проекта. При управлении инвестиционным проектом важно определить начало периода утраты конкурентных преимуществ продукта, предшествующего уходу с рынка, т.е. точку снижения чистых финансовых потоков от реализации продукта (доходы минус расходы).

Недостаточная эффективность инвестиционных проектов в ряде случаев может  быть повышена на основе проведения направленных НИОКР. Но проведение исследований и разработок для улучшения технико-экономических характеристик существующего инвестиционного проекта связано со следующими особенностями:

  1. рост неопределенности получения эффективного результата и увеличения риска его успешной реализации;
  2. рост общих издержек по проекту, особенно на этапе исследования и разработки;
  3. увеличение длительности реализации проекта и срок выхода продукта на рынок;
  4. изменение потребительских свойств производимого продукта и/или технологии его производства, что влияет на масштабы производства, цену, а также на конкурентные позиции продукта;
  5. смена длительности периода роста объема продаж продукта, насыщения рынка и ухода с него, что формирует финансовые потоки с иными характеристиками, чем при инвестиционном проекте, что определяет конечную экономическую эффективность проекта.

Информация о работе Инновационный менеджмент